Дело № 2-5177/11 23 ноября 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе: Председательствующего судьи Головкиной Л.А., при секретаре Дзагоевой Д.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Санкт-Петербургского государственного учреждения «ЖИЛИЩНОЕ АГЕНСТВО Красногвардейского района» (ГУ «ЖАКР») к Косаревой В.Е., Косареву А.Б., Косареву А.Б., о взыскании задолженности и по встречному иску Косаревой В.Е., Косарева А.Б., Косарева А.Б., к Санкт-Петербургскому государственному учреждению «ЖИЛИЩНОЕ АГЕНСТВО Красногвардейского района», Обществу с Ограниченной Ответственностью «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» (ООО «ЖКС № «») о признании действий незаконными, запрещении совершить определенные действия, обязании произвести перерасчет, УСТАНОВИЛ: ГУ «ЖАКР» обратилось в суд с иском к ответчикам о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, ссылаясь на то, что Косарева В.Е. является нанимателем и проживает в квартире расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Ириновский пр. д. «» кв. «», на основании ордера РЖО № 011949/05, совместно с Косаревы А.Б., Косаревым А.Б. Ответчики производят оплату жилья и коммунальных услуг не в полном объеме. Истец просит взыскать с ответчиков образовавшуюся задолженность, которая за 1 месяц по состоянию на 01.11.2010 г. составляет 2084,45 рублей. Косарев А.Б., Косарева В.Е., Косарев А.Б. обратились в суд со встречным исковым заявлением к СПб ГУ «ЖАКР», ООО «ЖКС № «» о признании действий незаконными, запрещении совершить определенные действия, обязании произвести перерасчет, ссылаясь на то, в декабре 2010 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «ЖКС № «», им дополнительно начислена плата за отопление в размере 2084,45 рублей. Косарев А.Б., Косарева В.Е., Косарев А.Б. просят признать незаконными действия СПб ГУ «ЖАКР», ООО «ЖКС №»» по корректировке платы за отопление, указывая в обоснование своих требований, что произведенная корректировка платы противоречит нормам действующего законодательства, запретить в отношении потребителей услуг совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, а также обязать ответчика произвести перерасчет в части суммы корректировки и начисленных пени. Представитель истца СПб ГУ «ЖАКР» в суд явился, исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил суду, что СПб ГУ «ЖАКР» является ненадлежащим ответчиком по встречным исковым требования, поскольку обслуживающей организацией дома № «» по Ириновскому пр. в Санкт-Петербурге является ООО «ЖКС № «». Ответчик Косарев А.Б. в судебное заседание явился, исковые требования СПб ГУ «ЖАКР» не признал, поддержал в полном объеме встречные исковые требования. Ответчики Косарева В.Е., Косарев А.Б., в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещались надлежащим образом, возражений суду не представили. Ответчик по встречному иску ООО «ЖКС № «» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, возражений суду не представил. Выслушав представителя истца, ответчика Косарева А.Б., изучив и оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд считает исковые требования СПб ГУ «ЖАКР» не подлежащими удовлетворению, встречные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям: Как следует из представленных суду материалов, Косарева В.Е. является нанимателем и проживает в квартире расположенной по адресу: Санкт-Петербург, Ириновский пр. д. «» кв. «», на основании ордера РЖО № 011949/05, совместно с Косаревым А.Б., Косаревым А.Б. В соответствии со ст.153, 154, 155 ЖК РФ граждане–наниматели и совершеннолетние члены их семей, обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги). Данные платежи производятся в зависимости от объёма потребляемых услуг и обеспечивают возмещение издержек на содержание и ремонт жилищного фонда. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором. Задолженность ответчиков по оплате жилья и коммунальным услугам за 1 месяц по состоянию на 01.11.2010 г. составляет 2084,45 рублей и образовалась в связи с проведенной ООО «ЖКС № «» корректировкой размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «ЖКС № «». Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами по делу. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил. Из материалов дела следует, что ООО «ЖКС № «» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Из материалов дела следует, что в доме № «» по Ириновскому пр. в Санкт-Петербурге на период отопительного сезона 2009-2010 годов узел учета тепловой энергии установлен не был, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 года № 307. Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. В подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета: , (2) где: - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации - При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008 года гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. Согласно части 3 статьи 19 Федерального закона от 30.12.2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с указанным Федеральным законом. Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2). Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13). Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ. Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010 года издано Постановление № 166 «О порядках предоставления в 2010 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских. Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы). Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год. Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год. То обстоятельство, что ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» выставляет счета ООО «ЖКС № «» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах. Таким образом, суд полагает, что исковые требования Косаревой В.Е., Косарева А.Б., Косарева А.Б. о признании незаконными действий ООО «ЖКС № «» по корректировке платы за отопление и обязании произвести перерасчет, исключив сумму корректировки и начисленных пени подлежащими удовлетворении. При этому суд считает, что СПб ГУ «ЖАКР» по заявленным встречным исковым требованиям не является надлежащим ответчиком, поскольку как указано выше, управляющей организацией является «ЖКС № «». Исковые требования Косаревой В.Е., Косарева А.Б., Косарева А.Б. об обязании СПб ГУ «ЖАКР», ООО «ЖКС № «» запретить в отношении потребителей его услуг совершать действия по начислению пени на сумму перерасчета за отопление, начисленную в декабре 2010 г. не могут быть удовлетворены судом, поскольку заявлены в интересах неопределенного круга лиц, право выступать в суде от имени которых Косаревой В.Е., Косареву А.Б., Косареву А.Б. не предоставлено. На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 56, 194-199 ГПК РФ суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Санкт-Петербургского государственного учреждения «ЖИЛИЩНОЕ АГЕНСТВО Красногвардейского района» к Косаревой В.Е., Косареву А.Б., Косареву А.Б., о взыскании задолженности – отказать. Признать незаконными действия Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» по начислению корректировки платы за отопление за 2009-2010 годы по квартире № «» дома «» по Ириновскому пр. в Санкт-Петербурге в сумме 2084,45 рублей (Две тысячи восемьдесят четыре рубля 45 копеек). Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» произвести перерасчет платы за жилое помещение – квартиру № «» дома «» по Ириновскому пр. в Санкт-Петербурге, исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг за декабрь 2010 года корректировку платы за отопление в сумме 2084,45 рублей (Две тысячи восемьдесят четыре рубля 45 копеек) и начисленных на указанную сумму пени. Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Жилкомсервис № «» Красногвардейского района» государственную пошлину в доход государства в размере 400 рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней путем подачи кассационной жалобы. Судья: (подпись)