Дело № 2-5572/11 06 декабря 2011 года РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе: председательствующего судьи Бочкова В.А., при секретаре Волошиной Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шаповаловой Н.М. к ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района Санкт-Петербурга» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, обязании произвести перерасчет в части суммы корректировки, УСТАНОВИЛ: Шаповалова Н. М. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района Санкт-Петербурга» о признании незаконными действий по корректировке платы за отопление, обязании произвести перерасчет в части суммы корректировки, ссылаясь на то, что она является собственником комнаты по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, дом «», корп. 2 кв. «». Между управляющей компанией ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района Санкт-Петербурга» и ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» 01.10.2007 заключен договор о предоставлении услуг по расчету и направлению гражданам квитанций об оплате коммунальных услуг. 23.11.2010года ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» подано заявление №1857 о проведении корректировки размера платы за отопление и горячее водоснабжение. Как следует из данного заявления, с учетом положений Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г.№307, эксплуатирующая организация поручает ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» произвести единовременную корректировку размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в многоквартирных домах, управляющей организацией которых является ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района». Согласно данному заявлению в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит увеличению, ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» поручается ограничить в отчетном месяце доначисления размером платы за отопление и горячее водоснабжение, начисленным по каждому лицевому счету в октябре 2010года. Также в соответствии с указанным заявлением в том случае, если в результате произведенной корректировки размер платы за отопление подлежит уменьшению, формирование счета на оплату за жилое помещение, коммунальные и прочие услуги следует осуществить без учета сумм корректировок. В результате такой корректировки жителям домов, где управляющей компанией является ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района», в которых отсутствуют общедомовые приборы учета, в счетах за декабрь 2010 года доначислена плата за отопление. Действия ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» являются незаконными и противоречат требованиям жилищного законодательства, в том числе ст.157 ЖК РФ. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района в январе 2011 года в адрес генерального директора ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» было вынесено обобщенное представление с требованием принять меры к устранению выявленных нарушений порядка начисления платы за коммунальные услуги, их причин и условий, им способствующих, направит поручение в ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» о проведении перерасчета платы за отопление и горячее водоснабжение в целях возврата населению незаконно начисленной плат; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Указанное представление прокурора было оставлено без удовлетворения. В соответствии требованиями ч.2 ст.161 ЖК РФ собственниками помещений в многоквартирных домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» выбран способ управления многоквартирным домом – управление управляющей организацией ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района». Согласно п.1 ч.1 ст.161 ГК РФ сделки юридических лиц между собой и с гражданами должны совершаться в простой письменной форме. В соответствии с требованиями ч.1 ст.162 ЖК РФ договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. Таким образом, заключение договоров управления с каждым собственником помещения является обязанностью управляющей организации. ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» указанные требования положений Гражданского и Жилищного кодексов РФ не выполняются, поскольку с Шаповаловой Н. М. - собственником, договор управления многоквартирным домом, в котором бы среди прочего устанавливались условия и порядок оплаты коммунальных платежей, не заключался. Таким образом, платежный документ (счет-квитанция на оплату жилья и коммунальных услуг за декабрь 2010года) не был согласован в письменной форме с Шаповаловой Н. М. В соответствии с ч.13 ст.155 ЖК РФ, п.42 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, информация об изменении размера платы за коммунальные услуги, тарифов и нормативов потребления коммунальных услуг направляется исполнителем потребителю(в письменной форме) не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за коммунальные услуги по новым тарифам или нормативам(если иной срок не установлен договором управления) Таким образом, об изменении размера платы за отопление, произведенном в декабре 2010 года ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» должно было уведомить Шаповалову Н. М. не позднее чем за 30 дней до даты выставления платежных документов. Однако, данное уведомление в адрес Шаповаловой Н. М. не направлялось. Соответственно до Шаповаловой Н. М. не было доведено обоснование произведенного перерасчета за отопление. Истец просит признать действия ООО «ЖКС Красногвардейского района» по начислению ей корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010 годов в размере 1367 рублей 93 копейки незаконными и обязать ООО «ЖКС Красногвардейского района» в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, дом «», корп. 2. кв. «», исключив из счетов-квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере 1367 рублей 93 копейки. Истец Шаповалова Н. М в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась надлежащим образом. Представитель ответчика ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика. Исследовав материалы дела, суд находит исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению. Как усматривается из представленных суду материалов, Шаповалова Н.М. является собственником комнаты по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, дом «», корп. 2. кв. «». В декабре 2010 года в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в отношении населения, проживающего в домах, обслуживаемых ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района», Шаповаловой Н. М. дополнительно начислена плата за отопление в размере 1367 рублей 93 копейки. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006 года Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). В соответствии с п.1 и п.2 Правил – данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил. Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурсоснабжающей организации тепловую энергию. Из материалов дела следует, что в доме № «» корп. 2 по ул. Коммуны на период отопительного сезона 2009-2010 годов узел учета тепловой энергии установлен не был, в связи с чем, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 года № 307. Подпунктом «а» пунктом 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к данным Правилам. В подпункте 1 пункта 1 приложения N 2 к Правилам указана формула размера платы за отопление (руб.) в i-том жилом помещении многоквартирного дома при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета и размер такой платы определяется исходя из: - общей площади i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома (кв. м); - норматива потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м); - тарифа на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). Подпунктом 1 приложения N 2 к Правилам указана формула корректировки размера платы за отопление при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета: , (2) где: - размер платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенный ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (руб.); - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); - общая площадь всех помещений (квартир, нежилых помещений) в многоквартирном доме или всех помещений жилого дома (кв. м); - общий размер платы за отопление в i-том жилом помещении многоквартирном доме (жилом доме) за прошедший год (руб.). Таким образом, размер корректировки платы зависит, в частности, от размера платы за потребленную в многоквартирном доме (жилом доме) тепловую энергию, определенного ресурсоснабжающей организацией расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации - При рассмотрении в Верховном Суде РФ 16.12.2008 года гражданского дела N ГКПИ08-1770 о признании недействующими подпунктов "а", "б" пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, подпунктов 2, 4 пункта 1 приложения N 2 к названным Правилам, Верховным Судом Российской Федерации указано, что Правилами установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункты 19, 21, 23 и 25), в соответствии с которым размер платы за коммунальные ресурсы периодически корректируется исполнителем. Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома 1 раз в год корректируется исполнителем в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 приложения N 2 к Правилам. При этом потребитель доплачивает или ему возвращается стоимость разности количества потребленной в многоквартирном доме в течение года тепловой энергии, приходящейся на жилое помещение, и общего размера платы за отопление за прошедший год по нормативам потребления тепловой энергии. Федеральным законом от 14.04.1995 года N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" также установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (части 1, 4 статьи 2). Поскольку тарифы, являющиеся составной частью платы за коммунальные услуги, устанавливаются на очередной финансовый год, плата за коммунальные услуги также подлежит ежегодной корректировке или в сторону увеличения или в сторону уменьшения. Кроме того, согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года N 306, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных данными Правилами (пункт 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (пункт 13). Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307, предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. В обоснование своих возражений ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» указывает, что корректировка платы за отопление в доме была произведена на основании данных о количестве отпущенной тепловой энергии в 2009-2010 годах на основании счетов-фактур выставленных ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство». Между тем, как было указано выше, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 307 не предусмотрена возможность корректировки платы за отопление на основании показаний приборов учета ресурсоснабжающей организации, а предусмотрена корректировка лишь исходя из показаний прибора учета многоквартирного дома либо исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. В силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемым Правительством РФ, в связи с чем, не могут быть приняты во внимание и ссылки представителя ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» на условия договора теплоснабжения, заключенного между ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» и ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района». Также не могут быть приняты во внимание и доводы представителя ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» о том, что стоимость фактически потребленной тепловой энергии намного превышает стоимость оплаченной гражданами тепловой энергии по нормативам и тарифам. Так, Правительством Санкт-Петербурга 19.02.2010 года издано Постановление № 166 «О порядках предоставления в 2010 году субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских», которым утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предшествующие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских, а также утвержден Порядок предоставления субсидий на возмещение разницы в тарифах на тепловую энергию, отпускаемую в 2010 году для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских. Вышеуказанным Постановлением предусмотрено, что субсидии предоставляются ресурсоснабжающим организациям и компаниям на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов, связанных с разницей в тарифах на тепловую энергию, отпущенную в декабре 2009 года и предыдущие периоды для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских (далее - недополученные доходы). Недополученные доходы ресурсоснабжающих организаций определяются как разница между стоимостью фактически отпущенного ресурсоснабжающими организациями объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую ресурсоснабжающими организациями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год. Недополученные доходы компаний определяются как разница между стоимостью фактически приобретенного компаниями у государственных учреждений объема тепловой энергии для отопления и горячего водоснабжения многоквартирных (жилых) домов и творческих мастерских по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу на тепловую энергию, отпускаемую государственными учреждениями потребителям, расположенным на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год и стоимостью того же объема тепловой энергии по установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга тарифу для расчета размера платы за коммунальные услуги по отоплению и горячему водоснабжению, предоставляемые гражданам, на территории Санкт-Петербурга, на соответствующий год. То обстоятельство, что ГУП ВЦКП «Жилищное хозяйство» выставляет счета ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах. Таким образом, суд полагает, что исковые требования истца в части признания незаконными действий ООО «ЖКС Красногвардейского района» по корректировке платы за отопление и обязании произвести перерасчет, исключив сумму корректировки, подлежащими удовлетворению. На основании изложенного и, руководствуясь 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконным действия ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» по начислению Шаповаловой Н.М. корректировки платы за отопление в связи с превышением объемов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010г.г. в размере 1367 рублей 93 копейки. Обязать ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в срок до 30 суток с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчет платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, дом «», корп. 2 кв. «», исключив из квитанции по оплате жилого помещения, коммунальных и прочих услуг корректировку платы за отопление в сумме 1367 рублей 93 копейки, а также начисленные на указанную сумму пени. Взыскать с ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» Санкт-Петербурга государственную пошлину в доход государства в размере 200 (Двести) рублей. Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней. Судья: (подпись)