2-4812/2011



Дело № 2-4812/11

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 ноября 2011 года Санкт-Петербург

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

Председательствующего судьи Мотовой М.А.,

При секретаре Кольцовой А.Г.,

С участием прокурора Природоохранной прокуратуры Санкт-Петербурга Кочура Е.Н.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Природоохранного прокурора Санкт-Петербурга в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГУП «НПП «К» об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Природоохранный прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с иском к ответчику об обязании совершить определенные действия. В обоснование заявленных требований указал, что природоохранной прокуратурой в порядке надзора была проведена проверка соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства. Проверкой выявлены нарушения вышеуказанного законодательства в деятельности ответчика, поскольку установлено, что ответчик осуществляет пользование на выпуске № 1 вблизи дома «» по ул.Челябинской и выпуске № 8 напротив ул.Челябинской, дом «». 30.08.2011 года специалистами ФГУ «Л» в присутствии представителей предприятия, природоохранной прокуратуры города был произведен отбор проб сточной воды ответчика. Согласно экспертному заключению, по результатам анализов концентрации загрязняющих веществ на выпуске № 1 превышает ПДК, установленные для водоемов рыбохозяйственного водопользования по следующим загрязняющим веществам: по БПК в 4 раза, по аммонию в 2,8 раз, на выпуске № 8 по БПК в 4,5 раз, по фосфору фосфатов в 1,3 раза, в связи с чем природоохранный прокурор обращается в суд с иском к ответчику об обязании в 90-дневный срок с момента вступления решения в законную силу провести ревизию эксплуатируемых очистных сооружений на выпуске № 1 и выпуске № 8.

В судебное заседание ответчик: представитель ФГУП «НПП «К» Звягина Е.С. явилась, представила мотивированный отзыв на иск, фактически сообщив суду о признании исковых требований.

3-е лицо: представитель Департамента Федеральной Службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Западному РФ не явился, извещен о дате слушания дела надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Выслушав доводы природоохранного прокурора и представителя ответчика, изучив и оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Водные объекты являются важнейшей составной частью окружающей среды, среды обитания объектов животного и растительного мира, в том числе водных биологических ресурсов, также природным ресурсам, используемым человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности, и одновременно объектов права собственности и иных прав.

Федеральным Законом «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться в том числе, на основе принципов соблюдения прав человека на благоприятную окружающую среду и обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ст.22 вышеуказанного закона, в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов. Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечить соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут ответственность в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.4 ст.23 вышеуказанного ФЗ, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых сбросов и выбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

На основании п.2 ст.39 Закона, юридические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

В соответствии с п.п.1, 2 ст.39 Водного Кодекса РФ, собственники водных объектов, водопользователи при использовании водных объектов обязаны не допускать нарушение прав других собственников водных объектов, водопользователей, а также причинение вреда окружающей среде; содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.

Пунктом 1 ст.42 Водного Кодекса РФ установлено, что при проектировании, строительстве, реконструкции и эксплуатации гидротехнических сооружений должны предусматриваться и своевременно осуществляться мероприятия по охране водных объектов, а также водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч.6 ст.56 Водного Кодекса РФ, сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Частью 6 ст.60 Водного Кодекса РФ установлено, что при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах), а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов; осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, в которых содержатся возбудители инфекционных заболеваний, а также вредные вещества, для которых не установлены нормативы предельно допустимых концентраций.

В соответствии со ст.22 ФЗ «О животном мире», любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путем миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.

На основании п.2 ст.2 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» провозглашен приоритет сохранения водных биоресурсов и их рационального использования перед использованием водных биоресурсов в качестве объекта права собственности и иных прав.

В соответствии со ст.47 вышеуказанного закона, нормативы качества воды водных объектов рыбохозяйственного назначения, в том числе нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ в водах водных объектов рыбохозяйственного значения, разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ; сброс в водные объекты рыбохозяйственного значения и рыбоохранные зоны вредных веществ, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены, запрещается.

Установление требования к водному режиму водных объектов рыбохозяйственного значения (ограничение объема безвозвратного изъятия поверхностных вод, обеспечение оптимального уровня воды и сбросов вод в рыбохозяйственных целях) должно обеспечивать сохранение водных биоресурсов.

Из материалов дела следует, что факты нарушения ответчиков требований вышеуказанных законом подтверждаются материалами проверки № 080-Э-11 от 16.09.2011 года.

Таким образом, исходя из результатов проверок усматривается, что очистные сооружения ответчика, расположенные на выпуске № 1 и № 8 работают неэффективно.

Вышеуказанные нарушения требований действующего законодательства в области охраны окружающей среды, водного законодательства влекут за собой нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности, в связи с чем, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению.

Предложенный истцом 90-дневный срок с момента вступления решения в законную силу для проведения ревизии эксплуатируемых очистных сооружений на выпусках № 1 и № 8, по мнению суда является достаточным и разумным.

Принимая решение об удовлетворении заявленных исковых требований, суд учитывает фактическое признание ответчиком исковых требований и пояснения ответчика, согласно которым проведение ревизии эксплуатируемых очистных сооружений в холодное время года является затруднительным.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.45, 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ФГУП «НПП» К» в 90-дневный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести ревизию эксплуатируемых очистных сооружений на выпуске № 1 (р.Охта) вблизи с домом «» по Челябинской улице в Санкт-Петербурге и выпуске № 8 (ручей Горелый), расположенном напротив дома «» по ул.Челябинской в Санкт-Петербурге.

Взыскать с ответчика государственную пошлину в размер 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней.

Судья: (подпись)