Дело 2-262/12 ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 12 января 2012г. Санкт-Петербург Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в лице: Председательствующего судьи Хрулевой Т.Е., При секретаре Акопян М.С., Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Орловой В.Н. к ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» о признании незаконными действий по начислению корректировки платы за отопление, обязании произвести перерасчет, УСТАНОВИЛ: Орлова В.Н. обратилась в суд с иском к ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района», указывая на то, что является собственником квартиры «» дома «» корпус 2 по улице Коммуны в Санкт-Петербурге, в которой проживает. В декабре 2010г. в результате проведенной корректировки размера платы за отопление в нарушение норм действующего законодательства ей была необоснованно начислена дополнительная плата за отопление в размере 673,72 руб. Просила признать незаконными действия ответчика по начислению корректировки платы за отопление в связи с превышением объёмов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010гг. в размере 673,72 руб., обязать ответчика в срок не позднее 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу произвести перерасчёт платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, д. «», корп. 2, кв. «», исключив из счетов-квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере 673,72 руб. Орлова В.Н. в судебное заседание не явилась, извещалась о времени и месте слушания дела. Представитель ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в судебное заседание не явился, извещён о времени и месте слушания дела, уважительных причин неявки суду не представил, дело рассмотрено в его отсутствие в порядке заочного производства с учётом правил гл. 22 ГПК РФ. Изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам. В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со ст. 157 Жилищного кодекса РФ 23.05.2006г. Правительством РФ издано Постановление № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее – Правила). В соответствии с пунктами 1 и 2 Правил, они регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные, виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность. Действие Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов. Пунктом 7 Правил предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Общий объем (количество) потребленных холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также отведенных сточных вод, определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, распределяется между указанными собственниками в порядке, установленном пунктом 21 Правил, а при наличии во всех помещениях многоквартирного дома индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета - пропорционально их показаниям. В случае отсутствия указанных приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном п. 19 Правил. Подпунктом «а» п. 19 Правил предусмотрено, что при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях для отопления определяется в соответствии с подпунктом 1 п. 1 приложения к данным Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в год корректировку размера платы за отопление в соответствии с подпунктом 2 п. 1 приложения к данным Правилам. Таким образом, Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г., предусмотрено два способа корректировки платы за отопление: при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета - исходя из показаний таких приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета – исходя из изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления. Из материалов дела следует, что ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» является управляющей организацией и в целях оказания населению коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению в силу Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, как исполнитель коммунальных услуг, приобретает у ресурснабжающей организации тепловую энергию. Как следует из материалов дела, прибор учёта тепловой энергии в доме «» корпус 2 по улице Коммуны в Санкт-Петербурге был установлен 02.09.2008г. Нормы п. 2 ст. 2 Федерального Закона РФ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» предусматривают, что ввод в эксплуатацию средства измерений - документально оформленная в установленном порядке готовность средства измерений к использованию по назначению. Согласно «Правилам учета тепловой энергии и теплоносителя» (утв. Минтопэнерго РФ № Вк-4936 от 12.09.1995г.) – Приборами учета являются приборы, которые выполняют одну или несколько функций: измерение, накопление, хранение, отображение информации о количестве тепловой энергии, массе (или объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы самих приборов. В соответствии с п. 1.1 «Правил учета тепловой энергии и теплоносителя» - требования данных Правил распространяются на энергоснабжающие организации и потребителей тепловой энергии при взаимных расчетах за поставку и потребление тепловой энергии независимо от установленной мощности источника теплоты и присоединенной тепловой нагрузки потребителя. В соответствии с п. 7.7 Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденных Минтопэнерго РФ № Вк-4936 от 12.09.1995г., проверка готовности узлов учета тепловой энергии к эксплуатации осуществляется перед каждым отопительным сезоном, о чем составляется соответствующий акт. Следовательно, проверка готовности узла учета тепловой энергии к эксплуатации должна осуществляться перед отопительным сезоном и срок допуска такого узла ограничивается концом отопительного сезона. Согласно п. 7.5 данных Правил узел учета потребителя считается допущенным к ведению учета полученной тепловой энергии и теплоносителя после подписания Акта представителем энергоснабжающей организации и представителем потребителя; при этом, учет тепловой энергии и теплоносителя на основе показаний приборов узла учета потребителя осуществляется с момента подписания акта о его приемке в эксплуатацию. Учитывая вышеизложенное, а также то, что отопительный сезон в Санкт-Петербурге с учетом климатических условий начинается в октябре и заканчивается в начале мая следующего года, суд считает, что сведения об установке узла учета без предоставления вышеназванных актов не подтверждают готовность узла учета тепловой энергии по спорному адресу к эксплуатации в отопительный сезон 2009 - 2010гг. В нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком также не представлено доказательств перерасхода тепловой энергии. Таким образом, при разрешении спорных правоотношений следует руководствоваться нормами пункта 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006г. В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона 10-ФЗ от 30.12.2004г. «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» плата за коммунальные услуги для граждан - нанимателей и собственников жилых помещений устанавливается в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации с учетом надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, устанавливаемых в соответствии с настоящим Федеральным законом. Положениями Федерального закона № 41-ФЗ от 14.04.1995г. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» установлено, что срок действия установленных тарифов и (или) их предельных уровней не может быть менее одного финансового года, если иное не установлено федеральным законом, решением Правительства Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, в том числе населению, на очередной финансовый год в рамках указанных предельных уровней до принятия закона субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации. Согласно Правилам установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23.05.2006 года, срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Правилами (п. 16). Основанием для изменения нормативов потребления коммунальных услуг является изменение конструктивных и технических параметров, степени благоустройства многоквартирного дома или жилого дома, климатических условий, при которых объем (количество) потребления коммунальных ресурсов потребителем в многоквартирном доме или жилом доме изменяется более чем на 5 процентов (п. 13). Поскольку в спорный период изменений норматива либо тарифа потребления тепловой энергии в виде отопления не производилось, то исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению. То обстоятельство, что ГУП «Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга» выставляет счета ответчику на основании своих данных о фактически отпущенной тепловой энергии на конкретный дом, не может служить основанием для возложения расходов по таким счетам на граждан, проживающих в конкретных домах, поскольку в силу действующего законодательства условия договоров ресурсоснабжения должны соответствовать правилам, обязательным для сторон при заключении и исполнении публичных договоров, издаваемых Правительством Российской Федерации. В силу ст.ст. 98, 103 ГПК РФ с ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в доход государства подлежит взыскать государственную пошлину в размере 200 руб. На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198, 233-235 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Признать незаконными действия ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» по начислению Орловой В.Н. корректировки платы за отопление в связи с превышением объёмов теплоотпуска в отопительный период 2009-2010гг. в размере 673 руб. 72 коп. Обязать ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в срок не позднее 30 дней с момента вступления настоящего решения суда в законную силу произвести перерасчёт платы за жилое помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Коммуны, д. «», корп. 2, кв. «», исключив из счетов-квитанций на оплату жилья и коммунальных услуг корректировку платы за отопление в размере 673 руб. 72 коп. Взыскать с ООО «Жилкомсервис Красногвардейского района» в доход государства государственную пошлину в размере 200 руб. 00 коп. Ответчик вправе подать в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга заявление об отмене заочного решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения. Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами в Санкт-Петербургский городской суд через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления. Судья: (подпись)