Дело № 2-1035/11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2011 года г. Санкт-Петербург
Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:
председательствующего судьи Юрьева А.К.,
при секретаре Борейчук И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Беспрозванной Л.З. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга об обжаловании отказа в выплате пенсии и восстановлении выплаты пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Беспрозванная Л.Х. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственному учреждению) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, просит признать незаконными отказы в восстановлении выплаты истице пенсии от 12.05.2003 № 348-04/2397, от 14.07.2003 № 10-01/2998, от 08.07.2010 № 10-04/4793, от 13.08.2010 № 10-04/5548, от 18.08.2010 № 10-04/5638, обязать ответчика восстановить выплату пенсии с 01.04.1991.
Исковые требования мотивированы тем, что Беспрозванная Л.Х. родилась в Ленинграде в 19ХХ году, начала трудовую деятельность с 15.09.1944, имеет трудовой стаж более 37 лет. В 1985 году ей была назначена пенсия, которую она получала до начала 1990 года. В сентябре 1990 года истица по семейным обстоятельствам уехала проживать в Израиль, где приобрела гражданство. После выезда из СССР ей была прекращена выплата пенсии. В 2003 году и в 2010 году истица неоднократно обращалась в подразделения Пенсионного фонда РФ по вопросу восстановления выплаты пенсии, но получила отказы. Считает, что в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации и нормами международного права лишение ее права на получение пенсии по причине постоянного проживания в другом государстве и отсутствия гражданства Российской Федерации является неправомерным.
Истица в суд не явилась, доверила свои интересы защищать представителям, которые исковые требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика в суд явилась, исковые требования не признала, заявила о пропуске истицей срока исковой давности. При этом пояснила, что Беспрозванной Л.Х. действительно по законодательству СССР (в соответствии с Законом СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956) в 1984 году была назначена пенсия, которую она получала вплоть до выезда на постоянное место жительства в Израиль в 1990 году. При этом на основании ее личного заявления и в соответствии с Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 выплата пенсии Беспрозванной Л.Х. была прекращена, лицевой счет закрыт 03.09.1990 с производством единовременной выплаты пенсии за 6 месяцев вперед по 31.01.1991. Представитель ответчика полагает, что на основании положений Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», Федерального закона от 02.07.1993 № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации», Федерального закона от 06.03.2001 № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", других нормативных актов в сфере пенсионного дела истице не подлежит восстановлению пенсия, поскольку она ей не назначалась и не выплачивалась по нормам российского законодательства, а также прошло более 10 лет с момента прекращения выплаты пенсии, назначенной по нормам законодательства СССР.
Представитель третьего лица (Отделения Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области) в судебном заседании поддержала доводы представителя ответчика, просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, приходит к следующим выводам.
Как установлено судом, Беспрозванная Л.Х., ХХ.ХХ.19ХХ г.р., родилась в г.Ленинграде, до 1990 года работала и проживала в СССР, являлась его гражданкой. Последним местом жительства на территории нынешней Российской Федерации являлся Санкт-Петербург, Х. В 1984 году ей была назначена пенсия в соответствии с положениями Закона СССР «О государственных пенсиях» от 14.07.1956. 03.09.1990 ею было подано заявление о прекращении выплаты пенсии в связи с выездом на постоянное место жительства в государство Израиль. На основании данного заявления и норм Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 выплата пенсии Беспрозванной Л.Х. была прекращена, лицевой счет закрыт 03.09.1990 с производством единовременной выплаты пенсии за 6 месяцев вперед по 31.01.1991. После выезда из СССР истица приобрела гражданство государства Израиль, где проживает по настоящее время. В 2003 году истица обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга с заявлением о выплате ей трудовой пенсии, на который ею получен ответ от 12.05.2003 № 348-04/2397 об отсутствии оснований для выплаты пенсии по причине отсутствия гражданства РФ и непроживания постоянно на территории РФ. В июне 2003 года истица обратилась с аналогичным заявлением в Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но получила такой же по содержанию ответ (от 14.07.2003 № 10-01/2998).
В 2010 году Беспрозванная Л.Х. трижды обращалась с заявлениями по вопросу восстановления выплаты ей пенсии в Отделение Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но получила отрицательные ответы, разъясняющие действующее пенсионное законодательство (от 08.07.2010 № 10-04/4793, от 13.08.2010 № 10-04/5548, от 18.08.2010 № 10-04/5638).
Указанные выше обстоятельства не оспариваются обеими сторонами, подтверждены имеющимися документами, поэтому признаются судом установленными в силу положений ч.2 ст. 68 ГПК РФ.
В соответствии с Декларацией «О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики», принятой 12 июня 1990 года, Россия является суверенным государством с верховенством Конституции России и Законов России на всей территории Республики; законы Союза ССР применяются в той мере, в какой они не противоречат законам Республики.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" действовал Закон СССР "О государственных пенсиях", в соответствии с которым истице была назначена пенсия.
Анализ законодательных актов о пенсиях, действовавших в СССР и Российской Федерации, свидетельствует о том, что право на получение пенсии по Закону СССР "О государственных пенсиях" обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждаются.
Закон Российской Федерации "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации", впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2001 года № 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации".
Согласно статье 5 указанного Федерального закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.
В ином случае, лишение Беспрозванной Л.Х. права на получение пенсии по старости, которую она заслужила предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является прямым нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции Российской Федерации).
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 1998 г. № 18-П "По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 Закона Российской Федерации от 2 июля 1993 г. "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" указанные статьи Закона от 2 июля 1993 года признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года, либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
Кроме того, в соответствии со статьей Протокола от 20 марта 1952 года к Конвенции "О защите прав человека и основных свобод", ратифицированных Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней", каждое физическое лицо и юридическое лицо имеет право беспрепятственно пользоваться своим имуществом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Таким образом, доводы представителей ответчика и третьего лица о том, что в связи с выездом истицы на постоянное место жительства за границу, за ней не сохраняется право на получение пенсии, назначенной по нормам законодательства СССР, является неверным, основанным на неправильном толковании норм материального права. Истица имеет право на сохранение и получение ранее назначенной ей в соответствии с законодательством СССР, пенсии.
Вместе с тем, суд полагает, что требования истицы о возобновлении выплаты пенсии именно с 01.04.1991 не могут быть удовлетворены.
В соответствии со статьей Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1. настоящей, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости). В соответствии с частью 3 статьи 22 данного Федерального закона выплата трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости) восстанавливается, в частности, по желанию пенсионера в случае наступления новых обстоятельств или надлежащего подтверждения прежних обстоятельств, дающих право на установление трудовой пенсии (части трудовой пенсии по старости), если со дня прекращения выплаты указанной пенсии (части трудовой пенсии по старости) прошло не более 10 лет, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
Таким образом, исходя из заявительного порядка назначения и восстановления пенсий, установленного федеральным законодательством, пенсия заявителю не может быть восстановлена или заново назначена ранее, чем со дня, когда органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены заявление о восстановлении выплаты этой пенсии (части трудовой пенсии по старости) и все необходимые документы.
В этой связи, учитывая также, что Беспрозванной Л.Х. при выезде из СССР самостоятельно было подано заявление о прекращении выплаты пенсии, право на возобновление (восстановление) пенсии у нее возникло только после письменного обращения с соответствующим заявлением к ответчику в 2003 году.
Истицей (ее представителями) в суд не представлены документы, указывающие на точную дату обращения в 2003 году в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга, поэтому суд считает возможным определить в качестве даты обращения дату, указанную в ответе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга № 348-04/2397 (12.05.2003).
При этом суд полагает, что поскольку ответчик не предложил истице в 2003 году представить какие-либо дополнительные документы для решения вопроса о восстановлении (возобновлении) выплаты пенсии, хотя к этому времени уже прошло более 10 лет после выезда из СССР, то у подразделения Пенсионного фонда РФ все необходимые документы имелись в наличии.
Вместе с тем, представителем ответчика заявлено о пропуске истицей срока исковой давности.
Согласно ст. 195, 196 ГК РФ общий срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, устанавливается в три года.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании решений, действий, бездействия органов государственной власти, должностных лиц в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Требование о защите нарушенного права принимается к рассмотрению судом независимо от истечения срока исковой давности. Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (ст. 199 ГК РФ).
Требование о признании незаконным отказа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга в восстановлении выплаты пенсии заявлено истицей спустя более 7 лет после получения данного решения. Доводы представителей истицы о пропуске срока по причине незнания законодательства являются неубедительными, поскольку и в 2003 году, и 2010 году истица действовала не самостоятельно, а используя услуги представителей на территории Российской Федерации, которые могли оказать ей необходимую помощь и в подготовке обращения в суд.
По этой причине требование о признании незаконным ответа Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга от 12.05.2003 № 348-04/2397 не может быть в настоящее время удовлетворено.
В то же время суд исходит из того, что право на возобновление (восстановление) выплаты пенсии у истицы возникло 12.05.2003 - после обращения с заявлением к ответчику, оно носит длящийся характер и не утрачено в связи с фактическим неполучением в течение всего этого времени пенсии.
Поэтому суд считает возможным удовлетворить требование истицы о восстановлении выплаты пенсии за три года, предшествующие ее обращению в суд, т.е. с 13.11.2007.
Исковые требования о признании незаконными отказов в восстановлении выплаты истице пенсии, изложенных в письмах от 14.07.2003 № 10-01/2998, от 08.07.2010 № 10-04/4793, от 13.08.2010 № 10-04/5548, от 18.08.2010 № 10-04/5638, не могут быть удовлетворены, поскольку указанные решения приняты не ответчиком, а третьим лицом - Отделением Пенсионного фонда РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, к которому иск не предъявлен.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Беспрозванной Л.Х. удовлетворить частично.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга восстановить выплату пенсии Беспрозванной Л.Х. с 13 ноября 2007 года.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти дней со дня изготовления его в окончательной форме через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья: (подпись)