Об обязании устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений



Дело № 2 –292/ 2010 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 ноября 2010 года с. Койгородок

Койгородский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Подоровой М.И.,

с участием прокурора Сюрвасева Г.Л.,

при секретаре Изъюровой Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Койгородского района, предъявленного в защиту интересов неопределенного круга лиц, об обязании АМР «Койгородский устранить нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений,

установил:

Прокурор Койгородского района обратился в суд с иском, в котором просит обязать администрацию муниципального района «Койгородский» принять на баланс гидротехническое сооружение (плотину), расположенное в ... РК, а также обязать её устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в срок до Дата обезличена Из заявления следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений. Установлено, что на территории ... в ... расположено гидротехническое сооружение – плотина, которое по акту приемо-передачи от Дата обезличена передано из федеральной собственности в собственность муниципального образования МР «Койгородский». В нарушение статей 9, 11, 15,16 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» собственником гидротехнического сооружения не разработаны критерии безопасности плотины, не назначены лица, ответственные за её эксплуатацию; не разработана декларация безопасности плотины; не застрахован риск гражданской ответственности за причинение вреда; не произведен расчет финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии плотины.

В судебном заседании прокурор заявленные требования подержал.

Представители АМР «Койгородский» - глава МО МР « Койгородский», руководитель АМР «Койгородский» Тебеньков М.Л. и по доверенности Кокшаров А.А. исковые требования не признали.

Тебеньков М.Л. пояснил, что по данному объекту ведется работа с Министерством природных ресурсов РК более 6 лет. В Дата обезличена плотина передана в казну МО МР « Койгородский» с условием, что будет выделено финансирование на капитальное строительство нового водосбора. Однако средства выделены не были. Представил суду проектную документацию « Восстановление МГЭС «...» в .... Пояснил, что стоимость данной декларации составляет ... млн. рублей. Изготовление новой декларации обойдется около ... млн. рублей. Финансировать ремонтные работы район не в состоянии, так как стоимость реконструкции по предварительным подсчетам составит около ... млн. рублей. Принять плотину на баланс без соответствующего финансирования администрация района не в состоянии. Вопрос рассматривался на заседании у заместителя Главы РК ФИО5, где рассматривался вопрос о возможном финансировании по восстановлению плотины силами ЗАО «Норд гидро» из Санкт-Петербурга. Представил суду копию протокола от Дата обезличена. В настоящее время плотина находится в аварийном состоянии. В Дата обезличена проведено её комиссионное обследование и сделан небольшой ремонт силами ООО «Биоресурс». По подготовленному Министерством природных ресурсов РК проекту капитального ремонта плотины получено положительное заключение государственной экспертизы.

Кокшаров А.А. пояснил, что плотина является собственностью МР « Койгородский». Объект включен в казну МО МР « Койгородский». На баланс АМР « Койгородский» плотина поставлена быть не может, так как на балансе любого юридического лица может учитываться лишь имущество, предназначенное для целей создания данного юридического лица или для выполнения его функций. Плотина таким имуществом не является. За безопасность гидротехнического сооружения несет ответственность собственник, АМР « Койгородский» не является собственником плотины. Представил суду выписку из реестра муниципального имущества МО МР « Койгородский», свидетельство о государственной регистрации плотины. Выслушав мнения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений, регулируются Федеральным законом от 21.07.1997 N 117-ФЗ ( в ред. от 27.12.2009, с изм. от 27.07.2010) "О безопасности гидротехнических сооружений"( далее Закон).

Закон устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ст.1), распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 Закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Плотины отнесены к гидротехническим сооружениям (ст.3).

Согласно ст.9 Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения, организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения.

При этом собственником гидротехнического сооружения является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением, эксплуатирующей организацией - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение.

Критерии безопасности гидротехнического сооружения - предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

Согласно ст.15 Закона риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.

Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Условия и порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, регулируются федеральным законом.

Вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации (ст.16)..

Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.(ст.17)

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 18.12.2001 года № 876 утверждены Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения"

Согласно п.3 Правил расчет вероятного вреда производится владельцем гидротехнического сооружения и согласовывается им с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых может быть причинен этот вред, в порядке, устанавливаемом указанными органами в соответствии с их полномочиями.

Приказом МЧС РФ N 243, Минэнерго РФ N 150, МПР РФ N 270, Минтранса РФ N 68, Госгортехнадзора РФ N 89 от 18.05.2002 утвержден Порядок определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 03.06.2002 N 3493).

Согласно пункту 3,7 части 1 статьи 15 Федерального закона Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (вред. от 03.11.2010) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относятся к вопросам местного значения муниципального района.

В силу п. 2 ст. 125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Пункт 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ ( в ред. от 22.07.2010) "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает возможность передачи имущества, находящегося в федеральной собственности и определяет, что муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности.

Судом установлено, что распоряжением Территориального управления Росимущества по ... Номер обезличен от Дата обезличена в собственность муниципального образования муниципального района « Койгородский» безвозмездно передано имущество, составляющее государственную казну РФ - плотина, общей площадью застройки ... кв.м., ИНОН 01199999000271 первоначальной (восстановительной) стоимостью ... руб.по адресу ..., ..., ... ( ... м.от здания администрации).

Распоряжением Территориального управления Росимущества по ... Номер обезличен от Дата обезличена утвержден акт приемо –передачи данного имущества.

Дата обезличена указанное имущество включено в реестр муниципального имущества МО МР « Койгородский» (казна).

Свидетельством о государственной регистрации права ... от Дата обезличена подтверждается, что собственником гидротехнического сооружения, плотины, протяженностью ... кв.м., инв.. Номер обезличен, лит. I, расположенного по адресу ... ..., в ... м от здании администрации, является муниципальный район «Койгородский».

Согласно ст.11 Устава муниципального образования муниципального района "Койгородский", принятого Советом МО "Койгородский район" Дата обезличена, действующего в редакции от Дата обезличена (Зарегистрировано в отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми ГУ Минюста РФ по Северо-Западному федеральному округу Дата обезличена Номер обезличен) участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района относится к вопросам местного значения муниципального района.

Из ст.27 Устава следует, что исполнительно-распорядительным органом муниципального образования муниципального района "Койгородский" является администрация района.

Согласно ст. 37 Устава администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Администрация района - исполнительно-распорядительный орган муниципального района, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения, предусмотренных настоящим Уставом района и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Коми ( ст. 43 Устава).

Таким образом, администрация муниципального района наделена полномочиями по решению вопросов местного значения.

В настоящее время на баланс эксплуатирующей организации ( государственному или муниципальному унитарному предприятию либо организации любой другой организационно-правовой формы) гидротехническое сооружение не передано.

В нарушение статей 9, 11, 15,16 Федерального закона № 117-ФЗ от 21.07.1997 года «О безопасности гидротехнических сооружений» администрацией МР « Койгородский» не разработаны критерии безопасности плотины, находящейся в собственности муниципального района, не назначены лица, ответственные за её эксплуатацию; не разработана декларация безопасности плотины; не застрахован риск гражданской ответственности за причинение вреда; не произведен расчет финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии плотины.

Гидротехническое сооружение по своему техническому состоянию представляет реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. В связи с отсутствием контроля за ним может представлять опасность создания аварийной ситуации и причинения вреда окружающей среде и здоровью неопределённого круга лиц.

Поскольку предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории района относится к вопросам местного значения прокурор в силу ст.45 ГПК РФ обратился в суд в целях защиты прав неопределенного круга лиц с требованиями выполнить предусмотренные законом обязанности обоснованно. Требования об устранении нарушений законодательства при эксплуатации плотины подлежат удовлетворению.

Требования об обязании АМР «Койгородский принять на баланс гидротехническое сооружение удовлетворению не подлежат, так как бремя его содержания в силу закона возникает с даты возникновения права муниципальной собственности.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Койгородского района удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального района «Койгородский» устранить до Дата обезличена выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнического сооружения (плотины), расположенного в ... Республики Коми в ... м от здания администрации, а именно:

-составить декларацию безопасности гидротехнического сооружения

-разработать критерии безопасности гидротехнического сооружения,

- назначить ответственных лиц за эксплуатацию гидротехнического сооружения,

-застраховать риск гражданской ответственности за причинение вреда,

-произвести расчет финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Койгородский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья - М.И.Подорова

Мотивированное решение изготовлено и отпечатано 01 декабря 2010 года