О понуждении к совершению действий



Дело № 2 –70/ 2011 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 марта 2011 года с. Койгородок

Койгородский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи М.И. Подоровой,

с участием прокурора Г.Л. Сюрвасева,

представителя администрации СП «Койгородок» по доверенности Клинцовой Е.В.,

при секретаре Л.Н. Изъюровой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Койгородского района к администрации СП « Койгородок» о понуждении к совершению действий,

установил:

Прокурор Койгородского района, действуя в защиту интересов Российской Федерации, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения «Койгородок» о признании незаконным бездействия в сфере уголовно-исполнительного законодательства и о понуждении к совершению действий по определению и согласованию мест для отбывания наказания в виде исправительных работ.

В обоснование иска указал, что согласно требованиям ст. 50 УК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, но в районе места жительства осужденного.

В соответствии с постановлением главы МО МР « Койгородский» от 24.02.2009 года № 36/02 «Об определении мест отбывания наказания осужденным к исправительным работам и об оказании помощи в трудоустройстве отдельным категориям граждан на территории МР « Койгородский» главы сельских поселений по согласованию с уголовно-исполнительными инспекцией №10 с. Койгородок содействуют в определении осужденным к исправительным работам по месту их жительства места отбывания наказания в организациях, учреждениях и на предприятиях, независимо от форм собственности, расположенных на территории сельских поселений МР «Койгородский». Исходя из данных положений органом местного самоуправления должны быть определены конкретные места для отбывания наказания в виде исправительных работ.

В нарушение указанных требований закона администрация сельского поселения «Койгородок» не определила места отбывания наказания в виде исправительных работ, что свидетельствует об игнорировании или незнании должностными лицами администрации поселения требований действующего уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, в связи с чем создаются препятствия для полного и своевременного исполнения приговоров суда, соблюдения прав и интересов осужденных, нарушаются порядок и условия отбывания наказания.

Постановление главы СП « Койгородок» от 25 февраля 2010 года №11/02 « Об определении мест отбывания наказания осужденным к исправительным работам» предусматривает обязанность по определению мест отбывания данного наказания в организациях, учреждениях и на предприятиях, расположенных на территории СП « Койгородок», однако перечень организаций, учреждений и предприятий, в которых осужденным будет отбываться наказание, не утвержден.

Выявленное нарушение свидетельствует о незаконном бездействии должностных лиц администрации СП «Койгородок» в сфере соблюдения порядка исполнения наказаний, влечет нарушение интересов РФ в сфере уголовно-исполнительного и уголовного законодательства РФ, а именно при отбывании наказания в виде исправительных работ.

Просит признать бездействие администрации сельского поселения незаконным, обязать администрацию СП «Койгородок» в срок до 1 марта 2011 года определить и согласовать с УИИ №10 с. Койгородок места отбывания наказания осужденным к исправительным работам.

В судебном заседании прокурор на заявленных требованиях настаивал по основаниям, указанным в иске.

Представитель администрации сельского поселения «Койгородок» по доверенности Клинцова Е.В. исковые требования не признала. Пояснила, что согласно постановлению заместителю руководителя администрации СП « Койгородок» № 11/03 от 01 марта 2011 года определено место отбывания наказания в виде исправительных работ – администрация СП « Койгородок». Включить иные предприятия в объекты отбывания наказания администрация сельского поселения не вправе.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.

Согласно п. «н» ч.1 ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 50 УК РФ исправительные работы отбываются в местах, определяемых органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией, в районе места жительства осужденного.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ( далее Закона) сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из изложенного вытекает, что органы местного самоуправления сельского поселения не могут исполнять государственные полномочия, в то время как органы местного самоуправления муниципального района отдельные государственные полномочия, переданные им федеральными законами и законами субъектов РФ, исполнять обязаны.

Статья 14 Закона определяет вопросы местного значения поселения, при этом вопрос об определении мест отбывания наказания в виде исправительных работ к вопросам местного значения поселения не отнесен. Не отнесен он также к вопросам местного значения муниципального района ( ст.15 Закона).

Таким образом, определение мест отбывания наказания в виде исправительных работ не является вопросом местного значения.

Ч.2 ст. 14.1 Закона определяет, что органы местного самоуправления поселения вправе участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона), если это участие предусмотрено федеральными законами.

Из смысла данной нормы закона следует, что осуществление государственных полномочий, не переданных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, является правом, но не обязанностью органа местного самоуправления поселения, и может обеспечиваться его участием в осуществлении таких государственных полномочий, а не их выполнением в полном объеме.

Согласно ст.19 Закона полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.

Отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Из изложенного следует, что полномочия по определению объектов отбывания наказания в виде исправительных работ относятся к государственным полномочиям. Возложение ст. 50 УК РФ на органы местного самоуправления обязанности определять места отбывания исправительных работ следует считать передачей им данных государственных полномочий.

Закон прямо указывает на тот орган местного самоуправления, который должен выполнять переданные отдельные государственные полномочия- органы местного самоуправления муниципальных районов и органы местного самоуправления городских округов.

Таким образом, нарушений в сфере отбывания наказания осужденными исправительных работ со стороны администрации сельского поселения « Койгородок» не имеется, поэтому нет оснований для удовлетворения заявления прокурора.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Койгородского района оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми с подачей жалобы через Койгородский районный суд в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья - М.И.Подорова

Мотивированное решение изготовлено и отпечатано 05 марта 2011 года