Дело № 2 –106/ 2011 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
04 апреля 2011 года с. Койгородок
Койгородский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи М.И. Подоровой,
с участием прокурора Г.И.Бондарева,
при секретаре Л.Н. Изъюровой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Койгородского района к МУ « Отдел культуры, физической культуры и спорта» АМР «Койгородский» об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
установил:
Прокуратурой Койгородского района проведена проверка соблюдения требований о пожарной безопасности при эксплуатации здания, расположенного по ул. Советской д.15, переданного в пользование на праве оперативного управления Отделу МУ « Отдел культуры, физической культуры и спорта» АМР «Койгородский» ( с 01.01.2011 года переименован в Управление культуры, физической культуры и спорта АМР «Койгородский).
В ходе проверки установлено, что при эксплуатации вышеназванного здания требования Правил пожарной безопасности (далее ППБ), утвержденных приказами МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года, не соблюдаются. В связи с чем просит обязать устранить в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу следующие нарушения:
- обеспечить в помещениях здания обозначение оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, стандартными знаками безопасности,
- обеспечить наличие в кабинетах здания информации о вызове пожарной опасности,
- устранить нарушения огнезащитного покрытия (штукатурки) в коридорах и помещениях здания, заменить электропровода с поврежденной изоляцией на провода надлежащего качества,
- установить на распределительные коробки в местах соединения жил проводов защитные крышки,
- демонтировать глухую решетку на окне в кабинете №,
-обеспечить в помещениях здания соединение электропроводов, в том числе проводов из разных металлов, при помощи сжимов,
- установить на электропроводку дополнительные кембрики в местах ее прохождения сквозь стены, зазоры в местах прохождения через стены проводки, труб заделать строительным раствором или иными негорючими материалами,
- обеспечить светильники, эксплуатируемые в кабинетах здания, защитными колпаками - рассеивателями, проложить электропроводку в чердачном помещении здания и защитных трубах
Просит также обязать ответчика в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу освободить второй эвакуационный выход из здания и обеспечить возможность свободного открывания эвакуационного выхода изнутри без ключа, обеспечить наружное освещение эвакуационных выходов, вывесить по направлению путей эвакуации знаки пожарной безопасности, привести план эвакуации в соответствие с требованиями ГОСТа, оборудовать в производственных и складских помещениях здания укомплектованные пожарные щиты.
Просит также обязать ответчика в течение года со дня вступления решения суда в законную силу установить в здании систему пожарной сигнализации.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал. Представитель ответчика, заведующий Управлением культуры, физической культуры и спорта АМР « Койгородский» возражений по заявлению не имеет. Пояснил, что нарушения, не требующие значительных финансовых затрат, уже начали устраняться.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
Из преамбулы Федерального закона РФ № 69-ФЗ от 21 декабря 1994 года ( в редакции от 29.12.2010 года «О пожарной безопасности» (далее Закона) следует, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров, под требованиями пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством РФ, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (ст.1 Закона).
Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности (ст.2 Закона).
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности - это установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности ( ст.20 Закона).
В частности, к нормативным документам в области пожарной безопасности относятся утвержденные Приказом МЧС РФ №313 от 18.06.2003 года «Правила пожарной безопасности в Российской федерации (ППБ -01-03)», зарегистрированные в Министерстве юстиции РФ 27.06.2003 года за № 4838.
Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу п. 61 ППБ 01-03, объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием и от электросети, используемые на путях эвакуации (в том числе световые указатели «Эвакуационный (запасный) выход», «Дверь эвакуационного выхода»), должны постоянно находиться в исправном и включенном состоянии. В зрительных, демонстрационных, выставочных и других залах они могут включаться только на время проведения мероприятий с пребыванием людей. Эвакуационное освещение должно включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения.
В нарушение указанных требований законодательства в проверяемом здании эвакуационные выходы не обозначены соответствующим указателем «Выход».
Согласно п.п. 52, 53 ППБ 01-03 двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать людям, находящимся внутри здания (сооружения), возможность свободного открывания запоров изнутри без ключа. Запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов.
Вопреки данным требованиям второй эвакуационный выход из здания по <адрес> загроможден горючими материалами, заколочен и завален снегом.
Также в нарушение п. 27 ППБ 01-03 в здании отсутствует наружное освещение эвакуационного выхода.
Кроме того, в нарушение п. 51 ППБ 01-03 по направлению путей эвакуации отсутствуют знаки пожарной безопасности, план эвакуации из здания не соответствует ГОСТу 12.2.143-2009.
В соответствии с п. 108 ППБ 01-03 помещения, здания и сооружения необходимо обеспечивать первичными средствами пожаротушения. Для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного инструмента и пожарного инвентаря в производственных и складских помещениях, не оборудованных внутренним противопожарным водопроводом и автоматическими установками пожаротушения, должны оборудоваться пожарные щиты (п. 21 приложения № 3 к ППБ 01-03).
Однако в проверяемом здании отсутствует укомплектованный пожарный щит.
Согласно п. 36 ППБ 01-03 нарушения огнезащитных покрытий (штукатурки, специальных красок, лаков, обмазок и т.п.) строительных конструкций, горючих отделочных и теплоизоляционных материалов, металлических опор оборудования должны немедленно устраняться.
В нарушение этих норм в коридорах здания имеются очаги нарушения огнезащитных покрытий стен и потолков (штукатурки).
В соответствии со ст. 52 Федерального закона защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение последствий их воздействия обеспечиваются, в том числе, путем устройства систем обнаружения пожара (установок и систем пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Согласно ч. 2 ст. 54 Федерального закона системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей.
В нарушение данных требований закона в здании отсутствует пожарная сигнализация (за исключением помещений музея).
В нарушение п. 13 ППБ 01-03 в кабинетак № отсутствует информация о вызове пожарной охраны.
В соответствии с п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, следует вывешивать стандартные знаки безопасности.
Во многих помещениях проверяемого объекта, а именно в кабинетах № знаки безопасности около оборудования, имеющего повышенную опасность (розетки, выключатели), отсутствуют.
Пунктом 40 ППБ 01-03 запрещается в зданиях, сооружениях организаций устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов.
Однако в нарушение запрета в кабинете № проверяемого здания на окне установлена глухая решетка.
Кроме этого, в нарушение п. 60 ППБ 01-03 в кабинете № (музей) на электросветильнике эксплуатируются оголенные провода, в кабинете № (клубное объединение) распределительная коробка в месте соединения жил проводов не имеет защитной крышки.
Также в нарушение п. 60 ППБ 01-03 в кабинетах № (склад) электрические провода прибиты гвоздями к стене по горючему основанию.
В соответствии с п. 2.1.21. Правил устройства электроустановок (далее - ПУЭ), утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР 05.10.1979 (в ред. от 20.06.2003), соединение, ответвление и оконцевание жил проводов и кабелей должны производиться при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т.п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке.
В нарушение указанных требований в помещениях проверяемого объекта соединение электропроводов в распределительных коробкак выполнены в скрутку без сжимов.
Также в нарушение п. 2.4.16 ПУЭ в кабинете № (клубное объединение), в кабинете № (музей) соединение проводов из разных металлов (медь с алюминием) выполнено в скрутку без переходных сжимов.
Согласно п. 2.1.58 ПУЭ в местах прохода проводов и кабелей через стены, междуэтажные перекрытия или выхода их наружу необходимо обеспечивать возможность смены электропроводки. Для этого проход должен быть выполнен в трубе, коробе, проеме и т.п. С целью предотвращения проникновения и скопления воды и распространения пожара в местак прохода через стены, перекрытия или выхода наружу следует заделывать зазоры между проводами, кабелями и трубой (коробом, проемом и т.п.), а также резервные трубы (короба, проемы и т.п.) легко удаляемой массой от несгораемого материала. Заделка должна допускать замену, дополнительную прокладку новых проводов и кабелей и обеспечивать предел огнестойкости проема не менее предела огнестойкости стены (перекрытия).
В нарушение данного требования в коридорах проверяемого здания, а также в кабинете № (склад) электропроводка проложена сквозь стены без дополнительного кембрика, образовавшиеся отверстия в стенах в местах прохождения труб не заделаны строительным раствором или другими негорючими материалами.
В соответствии с п. 2.1.70 ПУЭ открытые электропроводки в чердачных помещениях должны выполняться проводами и кабелями с медными жилами. Провода и кабели с алюминиевыми жилами допускаются в чердачных помещениях зданий со сгораемыми перекрытиями - при открытой прокладке их в стальных трубах с исключением проникновения пыли внутрь труб и соединительных (ответвительных) коробок; при этом должны быть применены резьбовые соединения.
Однако в нарушение данного требования в чердачном помещении проверяемого здания электропроводка проложена не в защитнык трубах.
Кроме того, в кабинетах проверяемого здания электросветильники эксплуатируются без защитных колпаков рассеивателей, предусмотренных конструкцией светильника, что также является нарушением Правил пожарной безопасности (п. 61 ППБ 01-03).
В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Несоблюдение Правил пожарной безопасности Управлением культуры, физической культуры и спорта АМР «Койгородский» свидетельствует о наличии угрозы жизни, здоровью и имуществу граждан, пребывающих в здании № по <адрес>, поэтому обращение с заявлением прокурора является обоснованным.
В силу п.19 ч.1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ ответчик от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление прокурора Койгородского района удовлетворить.
Обязать Управление культуры, физической культуры и спорта администрации муниципального образования муниципального района «Койгородский» устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности в здании № по <адрес>, а именно :
- в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу:
- обеспечить в помещениях здания обозначение оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, стандартными знаками безопасности,
- обеспечить наличие в кабинетах здания информации о вызове пожарной опасности,
- устранить нарушения огнезащитного покрытия (штукатурки) в коридорах и помещениях здания, заменить электропровода с поврежденной изоляцией на провода надлежащего качества,
- установить на распределительные коробки в местах соединения жил проводов защитные крышки,
- демонтировать глухую решетку на окне в кабинете №,
-обеспечить в помещениях здания соединение электропроводов, в том числе проводов из разных металлов, при помощи сжимов,
- установить на электропроводку дополнительные кембрики в местах ее прохождения сквозь стены, зазоры в местах прохождения через стены проводки, труб заделать строительным раствором или иными негорючими материалами,
- обеспечить светильники, эксплуатируемые в кабинетах здания, защитными колпаками - рассеивателями, проложить электропроводку в чердачном помещении здания и защитных трубах ;
в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:
- освободить второй эвакуационный выход из здания и обеспечить возможность свободного открывания эвакуационного выхода изнутри без ключа,
-обеспечить наружное освещение эвакуационных выходов,
-вывесить по направлению путей эвакуации знаки пожарной безопасности,
-привести план эвакуации в соответствие с требованиями ГОСТа,
- оборудовать в производственных и складских помещениях здания укомплектованные пожарные щиты.
в течение года со дня вступления решения суда в законную силу :
- установить в здании систему пожарной сигнализации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Койгородский районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья - М.И.Подорова