Дело №2-10-2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Дебесы Удмуртской Республики 12 января 2011 года
Кезский районный суд УР в составе председательствующего судьи Сундуковой Е.Н.,
с участием истца – помощника прокурора Дебесского района УР Хлыбова М.А., Мокрушина Д.В.,
ответчика - Администрации МО «Дебесский район» в лице представителя – Максимовой Т.А.,
при секретаре Ивановой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дебесского района в интересах Мокрушина Д.В. к Администрации МО «Дебесский район» о признании бездействия ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения незаконным и предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Дебесского района УР обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о несовершеннолетних и молодежи на территории муниципального образования «Дебесский район» выявлен факт нарушения прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мокрушин Д.В. является сиротой, родители которого умерли, и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Он состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжению Главы Администрации МО «Дебесский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что жилое помещение по месту регистрации Мокрушина Д.В., не пригодно для постоянного проживания.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянным местом жительства Мокрушина Д.В. является <адрес> (<данные изъяты>).
В нарушение действующего законодательства Мокрушину Д.В. по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования - <Образовательное_учреждение>, жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено. Решением уполномоченного органа он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, по Дебесскому району УР, однако до сегодняшнего дня жилье не предоставлено, чем нарушено его право на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в <Образовательное_учреждение>.
Предъявление иска прокурором вызвано необходимостью защиты жилищных и социальных прав Мокрушина Д.В.
Прокурор просит признать бездействие Администрации МО «Дебесский район» незаконным и обязать ответчика предоставить Мокрушину Д.В. помещение по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Дебесского района Хлыбов М.А. иск поддержал в полном объеме, привел те же доводы.
Истец Мокрушин Д.В., показал суду, что в данное время вынужден проживать у родственников. Жилье, в котором он проживал и в котором он зарегистрирован, эксплуатации не подлежит. В настоящее время он работает, ранее жилье ему как сироте не предоставлялось.
Представитель ответчика - Администрации МО «Дебесский район» Максимова Т.А., действующая на основании доверенности, иск не признала, и пояснила, что Администрация свои обязательства по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями выполняет, по мере поступления денежных средств приобретает жилье и выделяет их вне очереди такой категории нуждающихся. Так, в ... году обеспечены жильем по договору социального найма 5 лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мокрушин Д.В. поставлен на учет ДД.ММ.ГГГГ, после того, как закрепленное за ним жилое помещение было признано непригодным для постоянного проживания. По окончании пребывания в <Образовательное_учреждение> ДД.ММ.ГГГГ он на учет поставлен не был ввиду того, что имелось закрепленное за ним жилье.
Судом исследованы письменные доказательства.
В соответствии с анкетой нуждающегося в получении жилого помещения из числа лиц в возрасте до 23 лет (дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), не имеющего ранее закрепленного жилого помещения, Мокрушин Д.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждается в получении жилого помещения площадью 18,0 кв.м.
Согласно свидетельству о рождении Мокрушина Д.В., <данные изъяты>, отцом указан ФИО1, матерью – ФИО2.
В соответствии со свидетельством о смерти №, ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со свидетельством о смерти № ФИО1 умер, дата смерти не установлена.
Согласно копии диплома об образовании №, выданному ДД.ММ.ГГГГ, Мокрушин Д.В. проходил обучение в <Образовательное_учреждение>, до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно акту обследования технического состояния квартиры жилого дома Мокрушина Д.В., расположенного по адресу: <адрес>, жилой дом не пригоден для постоянного проживания.
Согласно заключению межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом Мокрушина Д.В., расположенный по адресу: <адрес>, не пригоден для постоянного проживания
Согласно Распоряжению Главы Администрации МО «Дебесский район» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена стоимость 1 квадратного метра жилой площади для обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории МО «Дебесский район» в размере 16 100 рублей.
В соответствии с решением районного совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма жилого помещения в муниципальном фонде Дебесского района в размере 14 квадратных метров общей площади на одного человека.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Дебесского района УР в интересах Мокрушина Д.В. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР.
Статьей 15 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделено муниципальное образование "Дебесский район".
В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.
Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно <данные изъяты> местом жительства Мокрушина Д.В.. является <адрес>.
Мокрушин Д.В. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относящегося к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющего жилого помещения, согласно распоряжению главы Администрации МО «Дебесский район» № от ДД.ММ.ГГГГ.
На день рассмотрения дела в суде Мокрушин Д.В. состоит в очереди на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако жилое помещение ему не предоставлено.
Анализ действующего закона о порядке предоставления жилого помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, представленные истцами доказательства дают суду основания сделать вывод о том, что исковые требования прокурора Дебесского района УР, предъявленные в интересах Мокрушина Д.В. о предоставлении жилого помещения, являются законными и обоснованными.
В нарушение действующего законодательства, по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования - <Образовательное_учреждение> жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Решением уполномоченного органа он включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по Дебесскому району УР, однако до настоящего времени жилье ему реально не предоставлено, чем нарушено право последнего на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в <Образовательное_учреждение>.
Таким образом, Мокрушин Д.В. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее норм предоставления жилой площади вне очереди по договору социального найма.
Исковые требования прокурора о признании бездействия Администрации МО «Дебесский район» ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения Мокрушину Д.В. незаконным являются необоснованными, поскольку доказательств в обоснование иска в части бездействия Администрации МО «Дебесский район» по принятию мер по обеспечению жилым помещением Мокрушина Д.В., истцом не представлено.
Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что все необходимые меры по обеспечению Мокрушина Д.В. жильем Администрацией МО «Дебесский район» приняты и жилое помещение возможно представить при наличии надлежащего финансирования, не могут быть приняты как не имеющие правового обоснования.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Дебесского района в интересах Мокрушина Д.В. к Администрации МО «Дебесский район» Удмуртской Республики о признании бездействия Администрации МО «Дебесский район» незаконным ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения и о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
В признании незаконным бездействия Администрации МО «Дебесский район» Удмуртской Республики ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения Мокрушину Д.В. - отказать.
Иск прокурора Дебесского района в интересах Мокрушина Д.В. к Администрации МО «Дебесский район» в части предоставления жилого помещения Мокрушину Д.В. удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Дебесский район» предоставить Мокрушину Д.В. жилое помещение.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Е.Н. Сундукова