О признании незаконным бездействия Администрации МО `Дебесский район` и о понуждении к совершению действий



Дело №2-444

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Село Дебесы Удмуртской Республики.

30 декабря 2010 года.

Кезский районный суд УР в составе:

председательствующего судьи Роготневой В.В.

с участием истца Дудырина Д.А.,

представителя истца- помощника прокурора Дебесского района УР Хлыбова М.А.,

ответчика Администрации МО «Дебесский район» в лице представителя Опариной Е.Э., действующей на основании доверенности,

при секретаре Ивановой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дебесского района Удмуртской Республики в интересах Дудырина Д.А. к Администрации Муниципального образования «Дебесский район» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дебесского района обратился в суд с иском в интересах Дудырина Д.А. к Администрации МО «Дебесский район» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий.

Исковое заявление мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о несовершеннолетних и молодежи на территории МО «Дебесский район» установлено, что ответчиком допускаются нарушения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей. Им вне очереди предоставляется жильё однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.

Однако, в нарушение указанных норм законодательства, ответчик бездействует и до настоящего времени не предоставил жилье Дудырину Д.А., который поставлен ДД.ММ.ГГГГ в Администрации МО «Дебесский район» на учет, в связи с тем, что жилое помещение, находящееся в собственности Дудырина Д.А., является непригодным для постоянного проживания, и нуждается в получении жилого помещения.

В 20хх году в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделено из бюджета УР 1650 тысяч рублей. Из поступившей суммы на приобретение жилья израсходовано Администрацией МО «Дебесский район» к моменту подачи иска 555 тысяч рублей.

Таким образом, Дудырин Д.А. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее норм предоставления жилой площади вне очереди по договору социального найма.

На основании изложенного, а также руководствуясь ст.40, 72 Конституции РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года, Постановлением Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений", Жилищным Кодексом РФ, истец просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Дебесский район» Удмуртской Республики ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения Дудырину Д.А. и обязать её предоставить жилое помещение Дудырину Д.А..

В ходе судебного заседания помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме.

Истец Дудырин Д.А. исковые требования поддержал и суду пояснил, что в настоящее время он проживает у знакомых, друзей, поскольку не имеет своего жилья. Поэтому нуждается в предоставлении ему жилого помещения.

Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что Администрация МО «Дебесский район» принимает все меры по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. В 20хх году на приобретение жилья для лиц указанной категории из бюджета выделено 1650 тыс. рублей, на которые Администрация МО «Дебесский район» приобрел жилье для детей –сирот. Дудырин Д.А. включен в список нуждающихся по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ после того, как закрепленное за ним жилье ДД.ММ.ГГГГ было признано в установленном порядке непригодным для проживания. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Дудырин Д.А. отбывал наказание в местах лишения свободы. Поскольку у него имелось закрепленное за ним жилье, на учет он не был поставлен. По мере поступления денежных средств Дудырин Д.А. будет обеспечен жильем.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии со справкой, выданной ФБУ ИК-3 УФСИН России по УР ДД.ММ.ГГГГ, Дудырин Д.А. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в местах лишения свободы.

Согласно Акту обследования помещения комиссии при Администрации МО «Дебесский район»от ДД.ММ.ГГГГ, и заключению указанной комиссии, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, закрепленное за Дудыриным Д.А., является непригодным для постоянного проживания.

Согласно справке, выданной Дебесским отделением ГУП «Удмурттехинвентаризация» ДД.ММ.ГГГГ, Дудырин Д.А. владельцем квартиры и частного домовладения в Дебесском районе не значится.

В соответствии со справкой, выданной Отделом по строительству и ЖКХ Администрации МО «Дебесский район» ДД.ММ.ГГГГ, Дудырину Д.А., временно зарегистрированному по адресу: <адрес>, жилое помещение по договору социального найма Администрацией МО «Дебесский район» не предоставлялось.

Согласно информации, предоставленной Дебесским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, Дудырин Д.А. в собственности недвижимое имущество не имеет.

Согласно распоряжению Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ , Дудырин Д.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения. Указанное обстоятельство сторонами не оспаривается.

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после … возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.

В соответствии с ч.1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей.

Таким образом, из выше изложенного следует, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. В Дебесском районе таким органом является муниципальное образование «Дебесский район».

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ, лица вышеуказанной категории имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч.ч.1, 2 ст. 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ, жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшиеся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР, по месту жительства.

В соответствии с ч. 1 Постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений", жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.

Таким образом, из выше изложенного следует, что Дудырин Д.А. как лицо, из числа детей, оставшихся без родителей, нуждается в получении жилого помещения, в связи с отсутствием у него жилого помещения. Таким образом, Дудырин Д.А. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее норм предоставления жилой площади вне очереди по договору социального найма.

В нарушение действующего законодательства Дудырин Д.А. после возвращения из учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы, жилого помещения по договору социального найма до настоящего времени не получил.

Из пояснений сторон следует, что в 20хх году в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделено из бюджета Удмуртской Республики 1650 тысяч рублей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на ответчика предоставить Дудырину Д.А. жилое помещение подлежит удовлетворению.

Однако, требование прокурора о признании незаконным бездействия Администрации МО «Дебесский район» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В период 20хх года Администрация МО «Дебесский район» приобрела жилье для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые признаны нуждающимися в жилом помещении. Об этом свидетельствуют муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ купли –продажи квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, а также муниципальный контракт купли- продажи жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Указанные жилые помещения, согласно муниципальным контрактам, куплены для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилой площадью в Дебесском районе Удмуртской Республики.

Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> по договору социального найма жилого помещения предоставлено ФИО1 и ФИО2, которые в соответствии с Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ , относятся к категории детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и признаны нуждающимися в жилом помещении.

Кроме того, согласно протоколу рассмотрения и оценки котировочных заявок от ДД.ММ.ГГГГ, ответчик ДД.ММ.ГГГГ представлял извещение о проведении запроса котировок по приобретению в муниципальную собственность жилья для обеспечения детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, запрос котировок признан несостоявшимся.

Из выше изложенного следует, что Администрация МО «Дебесский район» в течение 20хх года принимала меры по обеспечению жильем детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, оснований для удовлетворения иска о признании незаконным бездействия ответчика нет.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Дебесского района УР в интересах Дудырина Д.А. к Администрации Муниципального образования «Дебесский район» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Дебесский район» предоставить жилое помещение Дудырину Д.А..

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2010 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья:                                                                                В.В. Роготнева