Дело №2-457-2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Дебесы Удмуртской Республики 28 декабря 2010 года
Кезский районный суд УР в составе председательствующего судьи Сундуковой Е.Н.,
с участием истца – помощника прокурора Дебесского района УР Хлыбова М.А.,
ответчика - Администрации МО «Дебесский район» в лице представителя – Опариной Е.Э.,
при секретаре Ивановой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дебесского района в интересах Белых А.П. к Администрации МО «Дебесский район» о признании бездействия ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения незаконным и предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Дебесского района УР обратился в суд с вышеназванным иском, мотивируя свои требования тем, что в результате проведенной проверки соблюдения законодательства о несовершеннолетних и молодежи на территории муниципального образования «Дебесский район» выявлен факт нарушения прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Белых А.П. является сиротой, мать ФИО1 умерла, отец – ФИО2 лишен родительских прав, и нуждающейся в улучшении жилищных условий. Она состоит на учете с ДД.ММ.ГГГГ, согласно распоряжению Главы Администрации МО «Дебесский район» № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с тем, что жилое помещение, закрепленное за Белых А.П., эксплуатации не подлежит.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства. Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Постоянным местом жительства Белых А.П. является <адрес>.
В нарушение действующего законодательства Белых А.П. по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования - <Образовательное учреждение_1>, жилое помещение по договору социального найма вне очереди не предоставлено. Решением уполномоченного органа она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения, по Дебесскому району УР, однако до сегодняшнего дня жилье не предоставлено, чем нарушено ее право на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в <Образовательное учреждение_1>.
Предъявление иска прокурором вызвано необходимостью защиты жилищных и социальных прав Белых А.П.
Прокурор просит признать бездействие Администрации МО «Дебесский район» незаконным и обязать ответчика предоставить Белых А.П. помещение по договору социального найма.
В судебном заседании помощник прокурора Дебесского района Хлыбов М.А. иск поддержал в полном объеме, привел те же доводы.
Истец Белых А.П., надлежаще извещенная о месте и времени судебного заседания в суд не явилась, просила дело рассмотреть в ее отсутствие, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика - Администрации МО «Дебесский район» Опарина Е.Э., действующая на основании доверенности, иск признала частично, и пояснила, что Администрация свои обязательства по обеспечению лиц из числа детей-сирот жилыми помещениями выполняет, по мере поступления денежных средств приобретает жилье и выделяет их вне очереди такой категории нуждающихся. Так, в 2010 году обеспечены жильем по договору социального найма 5 лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Белых А.П. включена в список нуждающихся ДД.ММ.ГГГГ по ее заявлению, после того, как закрепленное за нею жилое помещение было признано непригодным для проживания. После окончания пребывания в <Образовательное учреждение_1> в 2008 году она на учет поставлена не была ввиду того, что имелось закрепленное за ней жилье. С ДД.ММ.ГГГГ Белых А.П. обучается в <Образовательное учреждение_1>. Срок обучения - до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Белых А.П. предоставлялась квартира, однако она от нее отказалась по собственному заявлению.
Судом также исследованы письменные доказательства.
В соответствии с анкетой нуждающегося в получении жилого помещения из числа лиц в возрасте до 23 лет (дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей), не имеющего ранее закрепленного жилого помещения, Белых А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждается в получении жилого помещения площадью 18,0 кв.м.
Согласно свидетельству о рождении Белых А.П. №, дата выдачи ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, отцом Белых А.П. указан ФИО2, матерью – ФИО1.
В соответствии со свидетельством о смерти №, ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно решению <адрес> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери - Белых А.П., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Согласно приложения к диплому № Белых А.П. окончила обучение в <Образовательное учреждение_1> ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке отдела по строительству, жилищно – коммунальному хозяйству Администрации МО «Дебесский район» Белых А.П. жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.
Согласно акту проверки жилищных условий Белых А.П. от ДД.ММ.ГГГГ, в <адрес> жилой дом эксплуатации не подлежит.
Согласно сообщению Федеральной регистрационной службы по Удмуртской Республике права на недвижимое имущество на имя Белых А.П. не зарегистрированы.
В соответствии с письмом отдела семьи, материнства и детства Администрации МО «Дебесский район» Белых А.П. предложена двухкомнатная квартира в <адрес>.
Согласно заявлению Белых А.П. от ДД.ММ.ГГГГ от предложенной квартиры она отказалась.
В соответствии со свидетельством № о регистрации по месту пребывания, Белых А.П. временно зарегистрирована по адресу: <адрес>, срок регистрации – до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно Распоряжению Главы Администрации МО «Дебесский район» № от ДД.ММ.ГГГГ утверждена стоимость 1 квадратного метра жилой площади для обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на территории МО «Дебесский район» в размере 16 100 рублей.
В соответствии с решением районного совета депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ установлена учетная норма жилого помещения в муниципальном фонде Дебесского района в размере 14 квадратных метров общей площади на одного человека.
Заслушав доводы сторон, исследовав материалы дела, суд находит иск прокурора Дебесского района УР в интересах Белых А.П. подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации граждане России имеют право на жилище. Жилищное законодательство в силу п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.
Право на жилище может быть реализовано путем предоставления жилого помещения в пользование по договору социального или коммерческого найма, а также путем приобретения жилого помещения в собственность. Основания и порядок предоставления жилого помещения в пользование предусмотрены Гражданским и Жилищным кодексами, другими правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Круг лиц, обладающих правом получения жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов по договору социального найма жилья, четко обозначен федеральным законодательством.
Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.
Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья).
В силу пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции РФ в совместном введении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства. В соответствии с требованиями пункта 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, находящиеся у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления.
Частью 1 статьи 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" закреплено право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма детям вышеуказанной категории.
Кроме того, данное право закреплено в части 2 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании, службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ч. 2 статьи 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР.
Статьей 15 указанного Закона УР от 06.03.2007 г. полномочиями по предоставлению такой меры социальной поддержки, как обеспечение вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, жилой площадью после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, а также обеспечение благоустроенными жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии и не подлежит ремонту, наделено муниципальное образование "Дебесский район".
В соответствии с ч. 1 постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 4 Закона УР "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.
Местом жительства, согласно ч. 1 ст. 20 ГК РФ, признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Согласно <данные изъяты> по месту жительства Белых А.П. не зарегистрирована. В соответствии с постановлением Главы Администрации Дебесского района от ДД.ММ.ГГГГ № за Белых А.П. закреплен жилой дом по адресу: <адрес> в связи с ее устройством на воспитание в <Образовательное учреждение_2>.
Белых А.П. признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относящейся к категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющей жилого помещения, согласно распоряжению главы Администрации МО «Дебесский район» № от ДД.ММ.ГГГГ.
На день рассмотрения дела в суде Белых А.П. состоит в очереди на получение жилья как лицо, оставшееся без попечения родителей, однако жилое помещение ему не предоставлено.
Анализ действующего закона о порядке предоставления жилого помещения детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, представленные истцами доказательства, дают суду основания сделать вывод о том, что исковые требования прокурора Дебесского района УР, предъявленные в интересах Белых А.П., о предоставлении жилого помещения являются законными и обоснованными.
В нарушение действующего законодательства по окончанию пребывания в учреждении профессионального образования - <Образовательное учреждение_1> жилого помещения по договору социального найма вне очереди предоставлено не было. Решением уполномоченного органа она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц в возрасте до 23 лет, не имеющих закрепленного жилого помещения по <адрес>, однако до настоящего времени жилье ей реально не предоставлено, чем нарушено ее право на внеочередное предоставление жилого помещения по окончании пребывания в <Образовательное учреждение_1>.
Таким образом, Белых А.П. вправе претендовать на жилое помещение размером не менее норм предоставления жилой площади вне очереди по договору социального найма.
Исковые требования прокурора о признании бездействия Администрации МО «Дебесский район» ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения Белых А.П. незаконным являются необоснованными, поскольку доказательств в обоснование иска в части бездействия Администрации МО «Дебесский район» по принятию мер по обеспечению жилым помещением Белых А.П., истцом не представлено.
Суд не принимает доводы представителя ответчика о том, что все необходимые меры по обеспечению Белых А.П. жильем Администрацией МО «Дебесский район» приняты и жилое помещение возможно представить лишь после окончания обучения в образовательном учреждении, и не может отказать истцу в иске только на том основании, что Белых А.П. отказалась от предоставленного ей жилья – комнаты в общежитии. Право истца на предоставление ему жилья вне очереди как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент рассмотрения дела в суде не реализовано, Белых А.П. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако ее право, гарантированное законом, нарушено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск прокурора Дебесского района в интересах Белых А.П. к Администрации МО «Дебесский район» Удмуртской Республики о признании бездействия Администрации МО «Дебесский район» незаконным ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения незаконным и о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
В признании незаконным бездействия Администрации МО «Дебесский район» Удмуртской Республики ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения Белых А.П. - отказать.
Иск прокурора Дебесского района в интересах Белых А.П. к Администрации МО «Дебесский район» в части предоставлении жилого помещения Белых А.П. удовлетворить.
Обязать Администрацию МО «Дебесский район» предоставить Белых А.П. жилое помещение.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 31 декабря 2010 года
Судья Е.Н. Сундукова