Дело №2-64
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Село Дебесы Удмуртской Республики.
6 апреля 2011 года.
Кезский районный суд УР в составе:
председательствующего судьи Роготневой В.В.
с участием истца Васильева А.В.,
ответчика Администрации МО «Дебесский район» в лице представителя Опариной Е.Э., действующей на основании доверенности,
при секретаре Ивановой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильева А.В. к Администрации Муниципального образования «Дебесский район» о возложении обязанности по принятию мер по предоставлению жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Васильев А.В. обратился в суд с иском к Администрации МО «Дебесский район» о понуждении принять меры по предоставлению жилого помещения.
Исковое заявление мотивировал тем, что в соответствии со ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
Согласно Закону УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в случаях, когда закрепленное за ними жилое помещение находится в непригодном для проживания состоянии, и не подлежит ремонту. Им вне очереди предоставляется жильё однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.
Он постоянно проживает на территории Дебесского района УР с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес> с женой и ребенком в квартире, которая принадлежит ФИО1. Жилого помещения, принадлежащего ему либо его жене на праве собственности либо на условиях социального найма у него нет. Кирпичный жилой дом №, расположенный в <адрес>, разобран ввиду аварийного состояния и на балансе МО «<адрес>» не числится.
Как лицо из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он должен был состоять на учете в Администрации МО «Дебесский район» в связи с тем, что квартира, из которой он был направлен в детский дом, находилась в доме, который в настоящее время снесен. По окончании пребывания в <образовательное учреждение для детей-сирот 1> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в <образовательное учреждение для детей-сирот 2> с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией МО «Дебесский район» он на учет не поставлен, никаких документов, подтверждающих статус сироты в Администрации МО «Дебесский район» нет, нет их у него и на руках. Квартира по договору социального найма ему не предоставлена, хотя он неоднократно обращался в Администрацию МО «Дебесский район» в отдел семьи с просьбой о содействии в решении данного вопроса.
На основании изложенного, а также руководствуясь ст. ст.40,46,72 Конституции РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года, Постановлением Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений", Жилищным Кодексом РФ, истец просит обязать ответчика принять меры по предоставлению ему жилого помещения.
В ходе судебного заседания Васильев А.В. изменил свои исковые требования, просит обязать Администрацию МО «Дебесский район» предоставить жилое помещение его семье из трех человек: ему, его жене и ребенку. Основание требований оставил без изменений.
В судебном заседании Васильев А.В. суду пояснил, что он в ДД.ММ.ГГГГ пришел в 6 класс из <образовательное учреждение для детей-сирот 1> в <образовательное учреждение для детей-сирот 2>, по окончании 9 класса ДД.ММ.ГГГГ выбыл в <среднее образовательное учреждение>. ДД.ММ.ГГГГ он из ПТУ-2 ушел и вернулся в <адрес>, где проживал со старшим братом ФИО2. В ДД.ММ.ГГГГ он выписался из указанной квартиры. В настоящее время проживает в <адрес>.
Представитель ответчика исковые требования не признал, суду представил письменные возражения, согласно которым Васильев А.В. имел закрепленное за ним жилое помещение по адресу: <адрес>, в связи с чем он не был поставлен на учет в Администрации МО «Дебесский район». Эта квартира ДД.ММ.ГГГГ приватизирована братом истца без согласия органа опеки и попечительства. Об этом Администрация МО «Дебесский район» не знала. В соответствии с п.2 ст. 4 Закона УР от 6 марта 2007 года «О мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при предоставлении жилья детям- сиротам, члены семьи не учитываются. Согласно п.5 ст.5 указанного Закона дети –сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, вправе обратиться за получением жилья во внеочередном порядке до достижения возраста 23 лет. Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ семья Васильева А.В. состоит на учете в списке граждан МО «Дебесский район», нуждающихся в улучшении жилищный условий по категории молодая семья в виде получения льготных жилищных кредитов или субсидий за счет средств бюджета Удмуртской Республики.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Васильев А.В., <данные изъяты>. Его родители – ФИО3, отец, со слов матери, ФИО4. Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о рождении, а также свидетельством о рождении истца.
В соответствии с решением <адрес> районного народного суда УАССР от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 лишена родительских прав в отношении сына Васильева А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения.
Согласно свидетельству о смерти, выданному повторно Отделом ЗАГС Администрации МО «Дебесский район» ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справке о смерти №, выданному управлением ЗАГС Администрации МО «Завьяловский район», ФИО4 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, из выше изложенного следует, что Васильев А.В., ДД.ММ.ГГГГ рождения, после смерти матери являлся ребенком- сиротой.
Согласно справке, выданной <образовательное учреждение для детей-сирот 1>, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся воспитанником <образовательное учреждение для детей-сирот 1>, находился на полном государственном обеспечении. Затем выбыл в <образовательное учреждение для детей-сирот 2>. В период с ДД.ММ.ГГГГ года по ДД.ММ.ГГГГ он находился в <образовательное учреждение для детей-сирот 2>, после чего выбыл в <среднее образовательное учреждение>. Об этом свидетельствует информационное письмо от ДД.ММ.ГГГГ, представленное Муниципальным образовательным учреждением для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <образовательное учреждение для детей-сирот 2>.
Согласно архивной справке, выданной <среднее образовательное учреждение> ДД.ММ.ГГГГ №, Васильев А.В. обучался в <среднее образовательное учреждение> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанной справке, личное дело выдано Васильеву А.В..
Согласно справке, выданной Отделом по строительству и ЖКХ Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ за №, Васильев А.В. состоит в списке граждан в МО «Дебесский район», нуждающихся в улучшении жилищных условий по категории молодая семья в виде получения льготных жилищных кредитов или субсидий за счет средств бюджета Удмуртской Республики с ДД.ММ.ГГГГ.
Васильев А.В. не отрицает, что действительно он обратился в Администрацию МО «Дебесский район» с заявлением о предоставлении ему жилья только ДД.ММ.ГГГГ. Ранее, после возвращения домой из <среднее образовательное учреждение> в Администрацию МО «Дебесский район» с заявлением о предоставлении ему жилого помещения, как ребенок- сирота, он не обращался, поскольку ему никто об этом разъяснения не давал.
Кроме того, свидетель ФИО5, начала работать специалистом по охране прав детства в Администрации МО «Дебесский район» с ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время является начальником отдела семьи материнства и детства Администрации МО «Дебесский район», суду показала, что Васильев А.В. являлся ребенком, оставшимся без попечения родителей, после лишения его матери ФИО3 родительских прав в отношении Васильева А.В.. Он был направлен в <образовательное учреждение для детей-сирот 1>. За ним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, где был зарегистрирован он, его братья и сестры, а также его мать ФИО3. После возвращения Васильева А.В. по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, она была в указанной квартире с проверкой условий проживания Васильева А.В.. В квартире были созданы надлежащие условия для проживания, Васильев А.В. был зарегистрирован в ней и проживал со своим старшим братом ФИО2. Исходя из указанных обстоятельств, оснований для предоставления другого жилья для Васильева А.В. на тот период не было, Васильев А.В. не обращался в Администрацию с заявлением о предоставлении ему жилья как ребенок- сирота. Только ДД.ММ.ГГГГ он обратился к ней с вопросом о возможности предоставления его семье жилого помещения, но не как гражданин из числа лиц детей- сирот. После чего она посоветовала ему обратиться с заявлением в Администрацию МО «Дебесский район» о предоставлении ему жилья. В настоящее время, с ДД.ММ.ГГГГ он состоит на учете в Администрации МО «Дебесский район» в списке граждан – молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии со п. 2 ч. 1 ст. 37 ЖК РСФСР, вне очереди жилое помещение предоставляется гражданам: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, - если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.
Согласно ч. 1, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ ( от 29.12.2004 N 188-ФЗ), жилые
помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Из показаний свидетеля ФИО5 следует, что за Васильевым А.В. было закреплено жилое помещение по месту его регистрации по адресу: <адрес>, куда он вернулся ДД.ММ.ГГГГ из <среднее образовательное учреждение>.
Об этом свидетельствуют также справки и выписки из похозяйственной книги, выданные Администрацией МО «Дебесское». <данные изъяты>2.
Указанные обстоятельства истец не отрицает.
Из выше изложенного следует, что истец на основании ст. 53 ЖК РСФСР, приобрел право на жилое помещение - квартиру в <адрес>, где проживал вместе со своими братьями, сестрами и матерью.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 60 ЖК РСФСР, жилое помещение сохраняется за детьми в случае их выезда из жилых помещений в домах государственного или муниципального жилищного фонда детей в связи с утратой попечения родителей - в течение всего времени пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо в течение всего времени пребывания у родственников или опекунов (попечителей), если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, остались проживать другие члены семьи. Если в жилых помещениях, из которых выбыли дети, не остались проживать другие члены семьи, данные помещения передаются указанным детям в собственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, из выше изложенного следует, что после помещения Васильева А.В. в детский дом за ним фактически было закреплено право на жилое помещение по адресу: <адрес>, путем его прописки по указанному адресу.
В настоящее время в соответствии с договором на передачу и продажу квартир в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ, указанная квартира является собственностью брата истца- ФИО2, его жены и дочери. В соответствии с указанным договором, приватизирована квартира № <адрес>. Однако, стороны пояснили, что фактически Васильевыми приватизирована квартира № <адрес>. Поскольку указанный договор сторонами не оспаривается, суд не входит в обсуждение данного вопроса.
Васильев А.В. снялся с регистрационного учета с указанной квартиры ДД.ММ.ГГГГ, после возвращения с военной службы в рядах Советской Армии. Фактов понуждения истца сняться с регистрационного учета по указанному адресу не установлено. В настоящее время он зарегистрирован по адресу: <адрес>.
На момент обращения Васильева А.В. к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилья ДД.ММ.ГГГГ ему исполнилось <данные изъяты> лет.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).
Осуществление государством конституционной обязанности по установлению гарантий социальной защиты предполагает учет особенностей положения определенных категорий граждан, в том числе и лиц в возрасте от 18 до 23 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для которых государственная поддержка является необходимым источником средств к существованию.
Как следует из преамбулы ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, а также из ст. 1 указанного Закона, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста. К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной защите (абзац четвертый статьи 1).
Указанный Федеральный закон предоставляет дополнительные гарантии по социальной защите - право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм, только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте 18 лет и старше, но не более чем до 23 лет, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
С учетом изложенных обстоятельств, суд считает, что гарантируемая детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа, социальная поддержка, в том числе внеочередное обеспечение жилой площадью, должна быть реализована до достижения ими 23-летнего возраста.
Истец суду пояснил, что в момент направления его в детский дом он был зарегистрирован в доме № <адрес>, который в настоящее время снесен. Однако, в соответствии со справкой, выданной Администрацией МО «Дебесское» ДД.ММ.ГГГГ, №, по указанному адресу истец зарегистрирован не был.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что на момент написания Васильевым А.В. заявления в Администрацию МО «Дебесский район» о предоставлении ему жилого помещения ДД.ММ.ГГГГ он не имел статуса ребенка- сироты, истец писал заявление о предоставлении ему жилого помещения как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий по категории молодой семьи.
Доводы истца о том, что он неоднократно обращался к ответчику о предоставлении ему жилья, доказательствами не подтверждаются. Кроме того, из пояснений истца следует, что он не обращался к ответчику с заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу, из числа детей-сирот.
В нарушение требования ст. 56 ГПК РФ, истцом суду не представлено доказательств того, что он не имел закрепленного за ним жилья в квартире матери после выпуска из ПТУ-2.
При таком положении, в соответствии с требованиями ст. 37 ЖК РСФСР, ст. 57 ЖК РФ и Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", истец не имел и не имеет в настоящее время право на внеочередное предоставление жилого помещения, как лица, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как жилое помещение - квартира матери и по ранее действовавшему законодательству и по ныне действующему законодательству за Васильевым А.В. была закреплена.
Истец просит предоставить ему жилое помещение на семью из трех человек, однако, в соответствии с п.2 ст. 4 Закона Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года «О мерах по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при расчете норм предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, члены семьи не учитываются.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что исковые требования Васильева А.В. к Администрации МО «Дебесский район» УР о возложении обязанности по предоставлению жилья удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Отказать Васильеву А.В. в иске к Администрации Муниципального образования «Дебесский район» о возложении обязанности по предоставлению жилья на семью из трех человек.
Мотивированное решение изготовлено 11 апреля 2011 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.
Судья: В.В. Роготнева