О признании бездействия Администрации МО `Дебесский район` незаконным и о понуждении к совершению действий



Дело №2-243

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Село Дебесы Удмуртской Республики.

16 июня 2011 года.

Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Роготневой В.В.

с участием помощника прокурора Дебесского района УР Хлыбова М.А.,

истицы Поздеевой Е.В.,

ответчика Администрации МО «Дебесский район» в лице представителя Опариной Е.Э., действующей на основании доверенности,

при секретаре Ивановой М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дебесского района Удмуртской Республики в интересах ФИО1 к Администрации Муниципального образования «Дебесский район» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дебесского района обратился в суд с иском в интересах ФИО1 к Администрации МО «Дебесский район» о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий.

Исковое заявление мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о несовершеннолетних и молодежи на территории МО «Дебесский район» установлено, что ответчиком допускаются нарушения законодательства о защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, … обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ним жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья). Дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Согласно Закону УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Им вне очереди предоставляется жильё однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР. Жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются по месту жительства.

Однако, в нарушение указанных норм законодательства, ответчик бездействует, и до настоящего времени не предоставил жилье ФИО1, которая поставлена ДД.ММ.ГГГГ в Администрации МО «Дебесский район» на учет, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и нуждается в получении жилого помещения.

В 2010 году в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделено из бюджета УР 1650 тысяч рублей. Из поступившей суммы на приобретение жилья израсходовано Администрацией МО «Дебесский район» к моменту подачи иска 555 тысяч рублей.

Таким образом, ФИО1 вправе претендовать на жилое помещение размером не менее норм предоставления жилой площади вне очереди по договору социального найма.

На основании изложенного, а также руководствуясь ст.40,72 Конституции РФ, Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 года, Постановлением Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений", Жилищным Кодексом РФ, истец просит признать незаконным бездействие Администрации МО «Дебесский район» Удмуртской Республики ввиду непринятия мер по предоставлению жилого помещения ФИО1 и обязать её предоставить жилое помещение ФИО1.

В ходе судебного заседания помощник прокурора поддержал исковые требования в полном объеме. Также пояснил, что в 2011 году ответчику выделены денежные средства в сумме 1000 тыс. рублей, однако они не используются, конкурсы срываются и до настоящего времени ФИО1 не предоставлено жилье.

Истица ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме. Суду пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ она заканчивает учебу в ХХХ, после чего собирается приехать в <адрес>, однако, жилья у неё нет.

Представитель ответчика исковые требования признал частично и пояснил, что Администрация МО «Дебесский район» не бездействует, и принимает все меры по предоставлению жилья детям-сиротам, и детям, оставшимся без попечения родителей. В 2010 году на приобретение жилья для лиц указанной категории из бюджета выделено 1650 тыс. рублей, на которые Администрация МО «Дебесский район» приобрела жилье для детей–сирот. ФИО1 поставлена на учет в Администрации МО «Дебесский район» в феврале 2010 года. В 2011 году на приобретение жилья для лиц указанной категории из бюджета выделено 1000 тыс. рублей. Администрацией МО «Дебесский район» неоднократно размещались в установленном порядке извещения о проведении открытых аукционов на право заключать муниципальный контракт на строительство жилого дома для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, заявок не было, поэтому договоры не заключались. В настоящее время, по результатам рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе на право заключения указанного контракта допущен производственный кооператив «Дебесская Строительная Организация». Исковые требования в части возложения обязанности о предоставлении жилья ФИО1 Администрация МО «Дебесский район» признает, поскольку истица относится к категории детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, и поставлена на учет в Администрации МО «Дебесский район», как лицо, нуждающееся в жилом помещении.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

ФИО1, <данные изъяты>, зарегистрирована по адресу: <адрес>, что следует из её паспорта, а также свидетельством о регистрации по месту пребывания.

На основании решения Дебесского районного суда УР от 29 июня 2000 года отец ФИО1ФИО2 лишен родительских прав в отношении дочери ФИО1. Мать ФИО1 - ФИО3 умерла ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно справке, выданной Отделом по строительству и ЖКХ Администрации МО «Дебесский район» ДД.ММ.ГГГГ, Администрацией МО «Дебесский район» ФИО1 жилое помещение по договору социального найма не предоставлялось.

В соответствии с информациями, выданными Дебесским отделением ГУП «Удмурттехинвентаризация» ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 владельцем квартиры (комнаты, дома) и частного домовладения в Дебесском районе УР не значится, информации по домовладению по адресу: <адрес> нет.

Согласно информации, предоставленной Дебесским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 в собственности недвижимое имущество не имеет.

В соответствии со справкой, выданной Администрацией МО «<адрес>» ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом по адресу: <адрес> был закреплен за несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, однако, в связи с непригодностью для дальнейшего проживания указанный дом разобран. Указанный жилой дом принадлежал дедушке ФИО1ФИО4.

Согласно Распоряжению Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1, <данные изъяты>, признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения.

Факт постановки на учет ФИО1 в Администрации МО «Дебесский район», как лица, относящегося к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, и нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, сторонами не оспаривается.

Согласно ч. 2 п. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона № 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования,. ..обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства.

Согласно ч. 2 ст. 8 указанного Федерального закона, регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства, так и по месту временного пребывания.

В соответствии с ч.1 ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", полномочия органов государственной власти субъекта РФ по предметам, отнесенным к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению вне очереди детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таким образом, из выше изложенного следует, что обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. В Дебесском районе таким органом является муниципальное образование «Дебесский район».

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ, лица вышеуказанной категории имеют право на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч.ч.1,2 ст. 4 Закона УР от 6 марта 2007 года N 2-РЗ, жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, имеющим права на внеочередное получение жилой площади, предоставляются однократно по договору социального найма не ниже норм, установленных Правительством УР, по месту жительства.

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства УР от 25 июня 2007 года N 99 "О мерах по обеспечению жильем в 2007 году детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и норме предоставления им жилых помещений" жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, предоставляются по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления площади жилых помещений по договору социального найма, установленными органами местного самоуправления в УР.

Таким образом, из выше изложенного следует, что ФИО1 как лицо из числа детей, оставшихся без родителей, нуждается в получении жилого помещения, в связи с отсутствием у неё жилого помещения. Следовательно, она вправе претендовать на жилое помещение размером не менее норм предоставления жилой площади вне очереди по договору социального найма.

Согласно приложению к Закону УР «О бюджете УР на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» в 2011 году в целях обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрации МО «Дебесский район» выделено из бюджета Удмуртской Республики 1000 тысяч рублей.

На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора о возложении обязанности на ответчика предоставить ФИО1 жилое помещение подлежат удовлетворению.

Однако, требование прокурора о признании незаконным бездействия Администрации МО «Дебесский район» не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В декабре 2009 года начальник отдела по делам семьи Администрации МО «Дебесский район» представляла ходатайство в комиссию по жилищным вопросам при Администрации МО «Дебесский район» о включении в список нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, ФИО1.

В феврале 2010 года ответчик принял меры по постановке истицы на учет, как лица из числа детей- сирот, оставшихся без попечения родителей. Согласно Распоряжению главы Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ , ФИО1 признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, относящейся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В период 2010 года Администрация МО «Дебесский район» приобрела жилье для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые признаны нуждающимися в жилом помещении, на денежные средства в сумме 1650 тысяч рублей, выделенные из бюджета Удмуртской Республики. Об этом свидетельствуют платежные поручения от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым продавцам перечислены денежные средства по приобретению жилья детям-сиротам в общей сумме 1424400 рублей.

В 2011 году Дебесскому району выделенные денежные средства на приобретение жилья детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в сумме 1000 тысяч рублей (Приложение к Закону УР «О бюджете Удмуртской республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»).

Согласно распоряжению Администрации МО «Дебесский район» от ДД.ММ.ГГГГ , планово- экономическому отделу Администрации МО «Дебесский район» поручено разместить заказ путем объявления открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта на строительство жилого двухквартирного дома для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Дебесском районе УР.

Из протоколов заседаний Аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключать муниципальный контракт на строительство жилого двухквартирного дома для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Дебесском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что ответчиком размещался заказ на право заключения муниципального контракта на строительство жилого дома для обеспечения жильем детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, заявки от строительных организаций не поступили.

В соответствии с протоколом заседания Аукционной комиссии по рассмотрению первых частей заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме на право заключать муниципальный контракт на строительство жилого двухквартирного дома для обеспечения детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Дебесском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ к моменту окончания подачи заявок в открытом аукционе в электронной форме подана одна заявка, на право заключения указанного контракта допущен производственный кооператив «Дебесская Строительная Организация».

Из выше изложенного следует, что Администрация МО «Дебесский район» принимала меры по обеспечению жильем детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, следовательно, оснований для удовлетворения иска о признании незаконным бездействия ответчика нет.

Руководствуясь ст. ст. 194- 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Дебесского района УР в интересах ФИО1 к Администрации Муниципального образования «Дебесский район» Удмуртской Республики о признании незаконным бездействия и о понуждении к совершению действий удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Муниципального образования «Дебесский район» Удмуртской Республики предоставить жилое помещение ФИО1.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Мотивированное решение изготовлено 17 июня 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд УР в течение 10 дней со дня вынесения мотивированного решения.

Судья:                                                                                   В.В. Роготнева