О восстановлении пенсионных прав



Дело № 2-225/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п. Кез Удмуртской Республики                                                     24 мая 2011 года

Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Замиловой Г.Р.,

при секретаре Марковой Н.А.,

с участием:

истца С.С.А.,

представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР С.Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску С.С.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе УР о восстановлении пенсионных прав,

У С Т А Н О В И Л:

С.С.А. (далее по тексту - истец) обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики (далее по тексту - УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивирован тем, что в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в образовательных учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости может быть назначена ранее достижения возраста, установленного статьей 7 указанного закона. ДД.ММ.ГГГГ она, полагая, что ею выработан необходимый двадцатипятилетний педагогический стаж, обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости на основании подпункта 19 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». ДД.ММ.ГГГГ УПФ вынесено решение об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого двадцатипятилетнего педагогического стажа - зачтённый УПФ в её специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, составил на день обращения 22 года 6 месяцев 22 дня. Считает решение УПФ незаконным, поскольку в её специальный педагогический стаж не включен период учёбы в <ВУЗе> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (всего 4 года 9 месяцев 12 дней), однако, указанный период подлежит зачёту в её специальный педагогический стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии, поскольку непосредственно перед учёбой она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала воспитателем в <образовательном учреждении 2> и была уволена в связи с поступлением на учёбу. После окончания обучения в университете она также приступила к педагогической деятельности – с ДД.ММ.ГГГГ принята на работу учителем <данные изъяты> в <образовательное учреждение 1>. Выполнение истцом педагогической деятельности до и после обучения ответчиком не оспаривается – указанные периоды зачтены решением Управления Пенсионного фонда в её специальный педагогический стаж. Педагогический стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составил по подсчётам УПФ 22 года 06 месяцев 22 дня, что больше требуемых пунктом 4 Положения о порядке исчисления сажа 16 лет 8 месяцев (2/3 от требуемых 25 лет).

Истец просит признать незаконным решение УПФ (ГУ) в Кезском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ ,    обязать ответчика включить в её специальный педагогический стаж период обучения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, назначить и выплачивать ей пенсию со дня обращения за её назначением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец С.С.А. иск поддержала по основаниям указанным в нём.

Ответчик – представитель УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР С.Л.А. исковые требования С.С.А. не признала, пояснив, что решение УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, поскольку на день его вынесения у истца отсутствовал двадцатипятилетний стаж педагогической деятельности, что не позволило ответчику принять решение о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости. Просила в иске отказать.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела.

Педагогический стаж истца, зачтённый ответчиком, составил 22 года 6 месяцев 22 дня (л.д.6).

Согласно записям в трудовой книжке С.С.А. до и после спорного периода, исключённого ответчиком из стажа, осуществляла следующие виды деятельности:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учитель <данные изъяты> в <образовательном учреждении 1>;

с ДД.ММ.ГГГГ- няня в <образовательном учреждении 2>;

ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность воспитателя <образовательного учреждения 2>, ДД.ММ.ГГГГ уволена по собственному желанию в связи с выездом на учёбу;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила учёбу в <ВУЗе>, присвоена квалификация <данные изъяты>, преподаватель <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ - учитель <данные изъяты> в <образовательном учреждении 1> (л.д.9-14).

ДД.ММ.ГГГГ С.С.А. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР с заявлением о досрочном назначении ей трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику свыше 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ С.С.А. отказано в назначении трудовой пенсии по пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку ответчиком установлено, что специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью у неё менее 25 лет и составляет 22 года 06 месяцев 22 дня (л.д.6).

В стаж ответчиком не был включен период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (4 года 9 месяцев 11 дней), когда истец проходила учёбу <ВУЗе>.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца С.С.А. являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19).

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днём обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Следовательно, обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (55 лет), истец обратилась в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ.

На день обращения истца за трудовой пенсией и приёма ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца в учреждениях для детей составляла более 25 лет, поскольку период учёбы подлежал включению в её специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учётом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении № 320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку периоду, не зачтённому ответчиком в педагогический стаж истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение него нормативными правовыми актами.

В спорный период действовали «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР 14 июля 1956 года и постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» (далее по тексту – постановление СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397).

Приложением к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 являлось «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» пункта 1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

Из анализа вышеуказанных нормативных актов следует, что особые условия для включения в специальный педагогический стаж периода учёбы, не являющегося собственно периодом педагогической работы, введены законодателем с целью стимулирования повышения работниками своего образовательного уровня и получения педагогического образования. Таким образом, для включения периода учёбы в стаж, требуется получение образования гражданином в высшем учебном заведении, то есть его окончание.

В соответствии с пунктом 1.6. Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991года, время обучения в высших, средних специальных и профессионально - технических учебных заведениях, в аспирантуре, докторантуре и клинической ординатуре, в школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и переквалификации подтверждается дипломами, свидетельствами, удостоверениями, а также справками и иными документами, выданными на основании архивных данных и содержащими сведения о периодах учебы.

В качестве доказательства, подтверждающего получение образования в спорный период, истцом предоставлен диплом об окончании полного курса <ВУЗа> по специальности <данные изъяты>.

В судебном заседании установлено, что перед поступлением на учёбу истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала учителем <данные изъяты> в <образовательном учреждении 1>, а с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – воспитателем <образовательного учреждения 2>. После окончания учёбы, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала <данные изъяты> в <образовательном учреждении 1>. Данные периоды зачтены ответчиком в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.

В соответствии с пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года №1397, «время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию».

2/3 от требуемого для назначения пенсии 25 летнего стажа педагогической деятельности, составляет 16 лет 8 месяцев. Зачтённый ответчиком педагогический стаж работы С.С.А. в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 22 года 06 месяцев 22 дня, что превышает требуемые 16 лет 8 месяцев.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1957 года № 1397 с 1 октября 1993 года утратил силу, однако согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п. 11) по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основе ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ N 1067 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Согласно сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции в определении № 320-0 от 05 ноября 2002 года, внесение законодателем изменений в условия приобретения права « … касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично - правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права».

Кроме того, не может быть придана обратная сила подзаконным нормативным актам, ухудшающим положение работника по сравнению с другими гражданами, которым была зачтена в выслугу лет работа в спорный период, на момент действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1379.

Исходя из изложенного, суд признает, что в рассматриваемом споре данное условие истцом соблюдено, поэтому в силу действовавшего в спорный период законодательства, период учёбы истца в университете, составляющий 4 года 9 месяцев 11 дней, подлежит включению в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При включении в специальный педагогический стаж С.С.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на ДД.ММ.ГГГГ 22 года 06 месяцев 22 дня, периода учебы в <ВУЗе> (04 года 09 месяцев 11 дней) - он составит 27 лет 4 месяца 3 дня, что позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии, а именно с ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Кезском районе УР за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе С.С.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконно и необоснованно, в связи с чем подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости со дня обращения за её назначением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования С.С.А. к Управлению пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе С.С.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью С.С.А. период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики назначить С.С.А. трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Кезский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 24 мая 2011 года.

Судья                                                                                                    Замилова Г.Р.