О взыскании заработной платы



Дело № 2-94/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

23 мая 2011 года                                         п.Кез Удмуртской Республики

Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Замиловой Г.Р.,

при секретаре Марковой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску З.С.Г. к индивидуальному предпринимателю Л.О.В. о взыскании заработной платы, оплаты за работу в выходной день, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

З.С.Г. (далее по тексту – истец) обратилась в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Л.О.В. (далее по тексту решения – ИП Л.О.В., ответчик) о взыскании заработной платы. Иск мотивировала тем, что в ИП Л.О.В. она работала с 10 июня 2010 года в должности штукатура-маляра и выполняла общестроительные работы. Её заработок по трудовому договору составил 10000 рублей. Трудовой договор был заключен с 10 июня 2010 года по 10 июля 2010 года. В связи с отсутствием времени работодатель не продлил трудовой договор и она продолжала работать на объекте. Заработная плата за июнь была выдана. В августе был выдан аванс в размере 1500 рублей и в сентябре в размере 3000 рублей. Задолженность ответчика по основным выплатам составила 15500 рублей. Просит взыскать с ИП Л.О.В. в её пользу 15500 рублей (л.д.2-3).

Кроме того, просит взыскать с ответчика денежную компенсацию за задержку выплаты заработной платы в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального Банка РФ равной 9% от невыплаченной в срок суммы заработной платы за каждый день просрочки, а именно: за июль 363 рубля, за август 570 рублей, а всего 933 рубля, оплатить рабочий день 14 августа с 6 часов до 22 часов в двойном размере в сумме 1365 рублей, компенсировать причиненный ей моральный вред в размере 5000 рублей.

В судебное заседание истец З.С.Г. не явилась, в заявлении, представленном суду, просила рассмотреть дело в её отсутствие.

Ранее в судебном заседании З.С.Г. поясняла, что был издан приказ, согласно которому в августе 2010 года на один день она была направлена на работу в <адрес>, где ремонтировали детский садик. В <адрес> отработали 12 часов, был выходной день, должны были рассчитать как двойную оплату. Последний день отработали 31 августа 2010 года, в дальнейшем она отказалась работать, поскольку ей было предложено продлить трудовой договор с указанием заработной платы в размере МРОТ. ИП Л.О.В. как дочернее предприятие при ХХХ (л.д.38).

Ответчик ИП Л.О.В., надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, причину неявки не сообщила.

В порядке статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Свидетель ФИО1 суду показал, что между УУУ и ХХХ был заключен договор на проведение ремонтных работ спортивных залов. С июня 2010 года до конца августа 2010 года З.С.Г. работала штукатуром – маляром, проводила ремонтные работы в УУУ.

Свидетель ФИО2 пояснил, что З.С.Г. была его подчинённой, работала в ИП Л.О.В. мастером. Между ИП Л.О.В. и З.С.Г. был заключен трудовой договор в письменной форме. Он лично выплатил заработную плату З.С.Г. за июль 2010 года в размере 1500 рублей. 14 августа 2010 года была сверхурочная работа в <адрес>, где З.С.Г. работала с 6.00 часов до 19 час. 30 мин.

Свидетель ФИО3 суду пояснила, что с З.С.Г. работала у ИП Ложкиной на объекте – спортзал УУУ с 14 июля 2010 года до конца августа 2010 года. З.С.Г. работала маляром. Между ИП Л.О.В. и З.С.Г. был заключен трудовой договор с июня 2010 года. По условиям договора оплата должна была производиться два раза в месяц – аванс и окончательный расчёт. Оклад составлял 10 000 рублей. По условиям договора рабочий день был с 8.00 до 17.00 часов, выходные дни - суббота, воскресенье. Продлевался ли срок договора ей не известно, но работала З.С.Г. фактически 2,5 месяца, потом её работодатель потерялся. При совместной работе с З.С.Г. один раз дали по 1500 рублей, второй раз выплатили в конце сентября ещё 3000 рублей. За период работы с З.С.Г. их возили на другой объект в <адрес>, оплату за эту работу не производили.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

ИП Л.О.В. является индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица, <данные изъяты>, основной вид экономической деятельности разборка и снос зданий, расчистка строительных участков, дополнительный – производство земляных работ, производство общестроительных работ по возведению зданий и др. Местом нахождения индивидуального предпринимателя указано: <адрес> (л.д.11-12).

10 июня 2010 года между ИП Л.О.В. (работодатель) и З.С.Г. (работник) заключен трудовой договор , согласно которому работодатель принимает работника З.С.Г. на должность штукатур-маляр в <адрес> с окладом 10000 рублей (л.д.4-5).

Согласно части 3 статьи 37 Конституции РФ, каждый имеет право на вознаграждение за труд, без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При этом в силу статьи 22 ТК РФ, работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату.

В соответствии со статьёй 136 ТК РФ заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Гражданские дела подлежат рассмотрению в соответствии с принципами равноправии и состязательности сторон (ст.12 ГПК РФ). Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с этими условиями обязанность доказать факт наличия трудовых отношений с ответчиком, обоснование размера взыскиваемых сумм лежала на З.С.Г. Возражения на иск, в том числе факт отсутствия задолженности перед истцом, доказательства своевременной и в полном объёме выплаты истцу причитающихся сумм заработной платы должен был доказать ответчик.

Истцом заявлены требования о взыскании с ответчика заработной платы за июль, август 2010 года в размере 15 500 рублей, процентов за задержку выплаты заработной платы на ДД.ММ.ГГГГ в размере 933 рублей, оплаты рабочего дня 14 августа 2010 года в двойном размере 1365 рублей, компенсации морального вреда в размере 50% от месячного заработка- 5000 рублей.

Оценивая в совокупности представленные истцом доказательства, суд признает доказанным З.С.Г. факт наличия трудовых отношений с ответчиком, нарушения трудовых прав истца на оплату труда ответчиком.

Ответчик необходимой совокупности доказательств выплаты истцу заработной платы за спорный период не представил.

Объяснения истца о наличии перед ним у ИП Ложкиной задолженности по заработной плате за период с 1 июля 2010 года по 31 августа 2010 года, факт выполнения истцом трудовых обязанностей в выходной день ответчиком не опровергнуты.

Размер заработной платы за указанное время суд определяет в соответствии с условиями представленного трудового договора.

Суд признает доказанным право истца на получение в спорном периоде заработной платы и оплаты работы в выходной день, исходя из его должностного оклада в размере 10000 рублей в месяц.

При этом суд принимает во внимание положения статьи 146 ТК РФ согласно которой в повышенном размере оплачивается труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, а также положения статьи 148 ТК РФ в силу которых оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Постановлением Совета Министров СССР от 21 мая 1987 года N 591 "О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в Северных и Восточных районах Казахской ССР" с 1 ноября 1987 г. введены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих, в том числе на предприятиях, в организациях и учреждениях, расположенных в Удмуртской АССР.

Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 июля 1987 года N 403\20-155 "О размерах и порядке применения районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих, для которых они не установлены, на Урале и в производственных отраслях в Северных и Восточных районах Казахской ССР" утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в Удмуртской АССР в размере 1,15.

Таким образом, определяя размер заработной платы, подлежащей взысканию за спорный период, суд приходит к выводу, что размер заработной платы истца за работу в обычных условиях в течение календарного месяца, не мог быть ниже 11 500 рублей (10 000 рублей х 1,15).

Согласно статьи 58 ТК РФ в случае, когда ни одна из сторон не потребовала расторжения срочного трудового договора в связи с истечением срока его действия и работник продолжает работу после истечения срока действия трудового договора, условие о срочном характере трудового договора утрачивает силу и трудовой договор считается заключенным на неопределенный срок.

Судом установлено, что З.С.Г. была принята на работу к индивидуальному предпринимателю Л.О.В. в качестве штукатура-маляра с 10 июня 2010 года и последним днём работы истца было 31 августа 2010 года. Данное обстоятельство следует из объяснений истца, свидетелей не оспаривается ответчиком.

Пунктом 4.2 трудового договора установлено, что во всех случаях днём увольнения работника является последний день его работы (л.д.5).

Таким образом, истец З.С.Г. с 10 июня 2010 года по 31 августа 2010 года состояла в трудовых отношениях с ответчиком, следовательно, отношения по оплате труда истца в указанный период должны регулироваться трудовым законодательством, в частности Трудовым кодексом Российской Федерации и иными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.

Согласно статье 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Согласно статьи 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Из объяснений свидетеля ФИО3 установлено, что трудовым договором была установлена пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов с двумя выходными дням (суббота и воскресенье).

Показаниями свидетеля ФИО2 установлено, что 14 августа 2010 года (что согласно календарю является субботой) З.С.Г. работала с 6.00 часов до 19 час. 30 мин. Данное обстоятельство не противоречит и объяснениям З.С.Г. о том, что в августе она работала в выходной день, в связи с чем просит оплатить его в двойном размере.

Расчёт оплаты за работу в выходной день должен быть следующим:

< ...расчет... >= 69 рублей 28 копеек – часовая ставка.

< ...расчет... > = 1662 рубля 72 копейки - оплата за работу в выходной день.

Однако, с учётом требований части 3 статьи 196 ГПК РФ, рассматривая дело в пределах заявленных требований, с ИП Л.О.В. с пользу З.С.Г. в качестве оплаты за работу в выходной день подлежит взысканию 1365 рублей.

Поскольку З.С.Г. в период с 10 июня 2010 года по 31 августа 2010 года исполняла свои трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором, в её пользу с ИП Л.О.В. подлежит взысканию задолженность заработной платы, с учётом произведенных в спорный период выплат в размере 1500 рублей и 3000 рублей, указанных истцом в исковом заявлении, исходя из следующего:

июль 2010 года- 7000 рублей (11 500 рублей (размер заработной платы истца) -1 500 рублей (выплачено за июль 2010 года)- 3000 (выплачено за июль 2010 года) = 7 000 рублей).

август 2010 года - 11 500 рублей

Таким образом, задолженность ИП Л.О.В. по выплате истцу заработной платы составляет 18500 рублей.

Согласно статье 236 ТК РФ, при нарушении работодателем установленного срока выплаты заработной платы, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

Таким образом, подлежат удовлетворению требования истца о взыскании процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы, в пределах заявленных требований, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ установленной в соответствующий период, исходя из следующего расчета:

< ...расчет... > = 397 рублей 83 копейки;

< ...расчет... > =561 рубль 49 копеек.

397 рублей 83 копейки +561 рубль 49 копеек = 959 рублей 32 копейки.

Рассматривая иск, в пределах заявленных исковых требований, суд приходит к выводу, что ИП Л.О.В. обязана уплатить истцу в качестве процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы 933 рубля.

Установив факт нарушения выплаты заработной платы, суд в соответствии с частью 4 статьи 3 и частью 9 статьи 394 Трудового кодекса РФ вправе удовлетворить требование лица о компенсации морального вреда.

В соответствии со статьёй 237 Трудового кодекса РФ компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.

Между сторонами не достигнуто соглашение о компенсации морального вреда.

Вследствие нарушения ответчиком порядка выплаты заработной платы истец претерпел нравственные страдания, поэтому его требования о компенсации морального вреда обоснованны и подлежат удовлетворению.

Соразмерной объёму причиненных нравственных страданий, учитывая характер нарушения трудовых прав истца, суд находит сумму в размере 2000 рублей, которая подлежит взысканию с ИП Л.О.В.

Поскольку решение состоялось в пользу истца, который был освобожден от уплаты государственной пошлины, то в силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ и подпункта 8 пункта 1 статьи 333.20 части второй Налогового кодекса РФ, с ответчика в подлежит взысканию сумма государственной пошлины, которую должен был уплатить истец, если бы он не был освобожден от её уплаты, а именно за подачу иска имущественного характера пропорционально удовлетворенной части заявленных материальных требований (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.19 части второй Налогового кодекса РФ).

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования З.С.Г. к индивидуальному предпринимателю Л.О.В. о взыскании заработной платы, оплаты за работу в выходной день, процентов (денежной компенсации) за задержку выплаты заработной платы, морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Л.О.В. в пользу З.С.Г.:

18500 рублей – задолженность по заработной плате;

1365 рублей - оплату за работу в выходной день;

933 рубля - проценты (денежную компенсацию) за задержку выплаты заработной платы;

2000 рублей - компенсацию морального вреда.

Взыскать с индивидуального предпринимателя Л.О.В. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1064 рублей 89 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения, через Кезский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение составлено 23 мая 2011 года.

Судья                                                                                                                  Замилова Г.Р.