О восстановлении пенсионных прав



Дело № 2- 293/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Кез Удмуртской Республики                                             13 июля 2011 года

Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе

председательствующего судьи Мелехиной Е.В.,

с участием

истца Матвеева В.А.,

представителя ответчика УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР Серебренникова В.П., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Третьякове Д.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Матвеева В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе УР о восстановлении пенсионных прав

У С Т А Н О В И Л:

Матвеев В.А. обратился в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики (далее по тексту решения - УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР) о восстановлении пенсионных прав.

Иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением по начислению трудовой пенсии для лиц осуществляющих педагогическую деятельность не менее 25 лет в учреждениях для детей, независимо от их возраста в Территориальный орган Пенсионного фонда РФ - УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР. Решением УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ за ему было отказано в назначении пенсии по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона РФ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ», по причине того, что в его трудовой стаж, который составляет 23 года 05 месяцев 23 дня, не включен период службы по призыву в армии в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составляет 1 г. 11 м. 25 дней. С данным решением он категорически не согласен, так как ущемляет его права в области пенсионного обеспечения по следующим основаниям.

Согласно положений части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

В указанный спорный период времени действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, подпунктом "г" пункта 1 которого предусматривалось, что учителям, врачам и другим работникам просвещения и здравоохранения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Вооруженных Сил СССР.

Период его службы в Советской Армии относится к периодам деятельности до 1 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.

Таким образом, вышеназванный период его службы в рядах Советской Армии подлежит включению в стаж работы по специальности при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени его обращения за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права.

Просит признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости; обязать УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ему период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год; обязать УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть со ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании истец Матвеев В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям указанным в исковом заявлении, просит признать незаконным решение УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ему в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, полагая, что специальный стаж им выработан, составляет по его подсчетам на день обращения к ответчику 25 лет 05 месяцев 18 дней. Просит обязать УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью ему период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год; обязать УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР досрочно назначить ему трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть со ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей; взыскать с УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Ответчик – представитель УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР Серебренников В.П., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования Матвеева В.А. не признал, просил исковые требования оставить без удовлетворения, пояснив, что решение УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным, поскольку на день его вынесения у истца отсутствовал двадцатипятилетний стаж педагогической деятельности, что не позволило ответчику принять решение о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости. С 1.10.1993 года Положение, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993г. не подлежит применению на территории Российской Федерации.

На момент неприменения на территории РФ Постановления СМ СССР от 17.12.1959г. №1397, а именно на 1.10.1993 г., Истец выработал 05 лет 09 месяцев 23 дня педагогического стажа (т.е. менее 2/3 педагогического стажа). Таким образом, не соблюдено основное условие для зачета в педагогический стаж иных периодов работы - не отработано 2/3 педагогического стажа в соответствии с постановлением СМ СССР от 17.12.1959 г. №1397.

Согласно Постановлению Конституционного суда Российской Федерации от 29.01.2004 года №2-П для тех лиц, которые приобрели пенсионные права до вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", его статьей 30 предусмотрен порядок их оценки путем конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал.

Поскольку в момент действия Постановления СМ СССР от 17.12.1959г. №1397 истец не имел права на включение оспариваемых периодов в педагогический стаж, постольку и не возникает у истца права на конвертацию оспариваемых периодов как льготного стажа.

Кроме того, Постановлением Минтруда РФ от 17.12.2003г. №70 утверждены разъяснения «О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьей 27,28,30 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в которых изложен порядок подсчета специального трудового стажа со дня отмены закона или нормативного акта.

Согласно этому постановлению при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ в целях определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочно назначаемую, в указанный стаж включаются все периоды работы иной общественно полезной деятельности, которые учитывались, соответственно в общий трудовой стаж и в специальный трудовой стаж при назначении пенсии по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).

Изложенный порядок подсчета применяется в том случае, если с учетом такого порядка гражданин (независимо от его возраста) до дня отмены соответствующего закона или иного нормативного правового акта полностью выработал необходимый общий и (или) специальный трудовой стаж, дававшие право на пенсию по старости или за выслугу лет. В тех случаях, когда на день отмены закона или соответствующего нормативного правового акта гражданин не выработал необходимой продолжительности общего трудового стажа и (или) специального трудового стажа, дававших право на пенсию по старости или за выслугу лет, исчисление страхового стажа на соответствующих видах работ производится в соответствии с законодательством, действующим на день установления трудовой пенсии по старости, в том числе досрочно назначаемой.

Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда РФ от 23.09.2010 г. №И52-О-О Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета трудового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

П.п. 19 п. 1 Ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ предусматривает назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста и направлена на досрочное пенсионное обеспечение лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Данная норма не может расцениваться как нарушающая права истца в указанном им аспекте.

Решение же законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года № 380-О). Ответчик считает, что решение УПФ РФ в Кезском районе УР является законным и не нарушает какие-либо права истца.

Выслушав пояснения истца, представителя ответчика, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела:

Матвеев В.А., <данные изъяты>, согласно записям в трудовой книжке в следующие периоды осуществлял следующие виды деятельности:

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – преподавательская деятельность в <адрес> средней школе;

ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ преподавательская деятельность в <адрес> средней школе;

ДД.ММ.ГГГГ Матвеев В.А. обратился в УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР с заявлением о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику свыше 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Матвееву В.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», поскольку ответчиком установлено, что специальный стаж для досрочного назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью у него менее 25 лет и составляет 23 года 05 месяцев 23 дня.

В стаж ответчиком не был включен период службы истца в составе Вооруженных Сил СССР.

Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями сторон, представленными доказательствами и сторонами в целом не оспариваются.

Требования истца Матвеева В.А. являются обоснованными, следовательно, подлежат удовлетворению по следующим основаниям:

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ (далее по тексту – ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»), определяющий основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее пяти лет (статья 7) и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (статьи 27 и 28).

В соответствии с пунктом 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее установленного статьей 7 возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста (подпункт 19).

Согласно пункту 1 статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами (п.2 ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»).

Вследствие этого обязательными условиями на досрочное назначение трудовой пенсии по старости являются подача заявления о назначении пенсии и наличие необходимой продолжительности соответствующей деятельности (специального трудового стажа), подтвержденной соответствующими документами.

Данные юридически значимые обстоятельства истцом выполнены.

Так, судом установлено и не оспаривается ответчиком, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), истец обратился в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, ДД.ММ.ГГГГ.

На день обращения истца за трудовой пенсией и приема ответчиком его заявления со всеми необходимыми документами, общая суммарная продолжительность педагогической деятельности истца в учреждениях для детей составляла более 25 лет.

При этом период службы в Вооруженных Силах СССР подлежал включению в его специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

С учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении №18-П от 15 июня 1998 года, а также в определении №320-О от 05 ноября 2002 года, суд вправе применять нормативные правовые акты, утратившие силу, но действовавшие в спорный период деятельности истца.

Исходя из изложенного, давая оценку периоду, не зачтенному ответчиком в педагогический стаж истца, суд руководствуется, в том числе действовавшими в течение него нормативными правовыми актами.

В спорный период действовали «Закон о государственных пенсиях», принятый Верховным Советом СССР 14 июля 1956 года и постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Приложением к постановлению СМ СССР от 17 декабря 1959 года №1397 являлось «Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения», подпунктом «г» пункта 1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывалась служба в составе Вооруженных Сил СССР.

В соответствии с пунктом 4 Положения от 17 декабря 1959 года №1397, «время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию».

Данное условие в рассматриваемом споре выполнено. Так, 2/3 от требуемого для назначения пенсии 25-летнего стажа педагогической деятельности, составляет 16 лет 8 месяцев. Зачтенный ответчиком педагогический стаж работы Матвееву В.А. в должностях и учреждениях, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет 23 года 05 месяцев 23 дня, что намного превышает требуемые 16 лет 8 месяцев.

Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1957 года № 1397 с 01 октября 1993 года утратил силу, однако согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» (п. 11) по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основе ранее действовавших нормативных правовых актов.

Согласно ч. 3 Постановления Правительства РФ N 1067 от 22 сентября 1999 года «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденной Постановлением Совмина РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463.

Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463 за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

Согласно сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции в определении № 320-0 от 05 ноября 2002 года, внесение законодателем изменений в условия приобретения права « … касающиеся граждан, уже выполнивших ранее установленные требования и исходя из них до вступления в силу нового регулирования совершивших юридически значимые действия, по существу, означает отказ государства от выполнения в конкретных правоотношениях своих публично - правовых обязательств, возникших из ранее действовавшего регулирования и состоявшихся правоприменительных актов, что не только подрывает доверие к действиям государства, к закону, но и приводит к нарушению конституционного принципа равенства, поскольку в таком случае не обеспечиваются равные условия реализации гражданами приобретенного ими права».

Кроме того, не может быть придана обратная сила подзаконным нормативным актам, ухудшающим положение работника по сравнению с другими гражданами, которым была зачтена в выслугу лет работа в спорный период, на момент действия Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1379.

Согласно записи в военном билете истца служба в Вооруженных Силах СССР приходилась на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ

Поэтому в силу действовавшего в спорный период законодательства, период службы истца в рядах Вооруженных Сил СССР, составляющий 01 год 11 месяцев 25 дней, подлежит включению в стаж педагогической деятельности истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При включении в специальный педагогический стаж Матвееву В.А., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляющий на ДД.ММ.ГГГГ 23 года 05 месяцев 23 дня, периода службы в рядах Вооруженных Сил СССР (1 год 11 месяцев 25 дней) - он составит 25 лет 05 месяцев 18 дней, что позволяет принять решение о досрочном назначении трудовой пенсии по старости со дня обращения истца с заявлением о назначении пенсии, а именно со ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что решение УПФ РФ (ГУ) в Кезском районе УР за от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Матвееву В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости, предусмотренной п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» незаконно и необоснованно, возражения представителя ответчика несостоятельны, поэтому подлежит удовлетворению требование истца о досрочном назначении ему трудовой пенсии по старости со дня обращения за ее назначением, т.е. со ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом того, что решение состоялось в пользу истца, на ответчика в порядке статьи 98 ГПК РФ должна быть возложена обязанность по возмещению истцу судебных расходов, состоящих из государственной пошлины в сумме 200 рублей. Данные расходы подтверждены в судебном заседании квитанцией.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Матвеева В.А. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики о восстановлении пенсионных прав удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Матвееву В.А. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики включить в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью Матвееву В.А. период службы в составе Вооруженных Сил СССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики досрочно назначить Матвееву В.А. трудовую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть со ДД.ММ.ГГГГ, как лицу, не менее 25 лет осуществлявшему педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Кезском районе Удмуртской Республики в пользу Матвеева В.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня вынесения решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 15 июля 2011 года.

Судья:                                                                                   Мелехина Е.В.