Дело №2-245 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации 30 июля 2010 года пос. Кез Удмуртской Республики Кезский районный суд Удмуртской Республики в составе: председательствующего судьи Замиловой Г.Р., при секретаре Марковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Трефиловой Я.Ю. о признании решения комиссии муниципального образования «Кезский район» Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке в очередь по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным и понуждении в постановке на учет в очередь для приобретения жилья, У С Т А Н О В И Л: Трефилова Я.Ю. (далее по тексту - заявитель) обратилась в суд с заявлением о признании решения комиссии муниципального образования «Кезский район» Удмуртской Республики (далее по тексту- МО «Кезский район») от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке в очередь по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, незаконным. Свои требования мотивировала тем, что решением Кезского районного суда Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ ее мать -ФИО1 лишена родительских прав. С ДД.ММ.ГГГГ она находилась на воспитании в Кезском детском доме, в ДД.ММ.ГГГГ года поступила в лицей № <адрес> и жила в общежитии. Выйдя замуж, с ДД.ММ.ГГГГ года, ее семья снимали жилье. После того, как ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением к Уполномоченному по правам человека в Удмуртской Республике, Администрация МО «Кезский район» ответила ей, что не может поставить ее в очередь на приобретение жилья для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, поскольку за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес> пригодное для проживания. После чего она на земные средства приобрела в собственность двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она вновь обратилась с заявлением в Администрацию МО «Кезский район» с просьбой создать комиссию и обследовать закрепленное за ней жилье - дом по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ она получила ответ из Администрации МО «Кезский район», согласно которому обследованное жилье признано непригодным для дальнейшей эксплуатации. Она собрала документы, чтобы ее поставили на учет как нуждающуюся в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Администрация МО «Кезский район» известила ее о том, что решено в очередь на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ее не ставить, объяснив тем, что у нее в собственности есть двухкомнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. В результате отказа в постановке ее в очередь по приобретению жилья нарушены ее конституционные права, предусмотренные статьями 6,7,18,19,35,40 Конституции РФ. В судебном заседании заявитель Трефилова Я.Ю. заявленные требования уточнила, просила обязать Администрацию МО «Кезский район» поставить ее на учет по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», признать решение комиссии МО «Кезский район»- протокол № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным (л.д.46), а также взыскать с Администрации МО «Кезский район» расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей. Обстоятельства, изложенные в заявлении, подтвердила, дополнительно пояснив, что после получения ответа Уполномоченного по правам человека Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ и ответа Администрации МО «Кезский район» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет, в связи с имеющимся закрепленным за ней жилым помещением, и до момента приобретения ею в собственность квартиры, она в Администрацию МО «Кезский район» с заявлениями о признании закрепленного за ней жилого помещения непригодным для проживания, проведении в закрепленном жилом помещении ремонта не обращалась. Решение Администрации от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет не обжаловала. С заявлением об обследовании закрепленного за ней жилого помещения обратилась в Администрацию МО «Кезский район» ДД.ММ.ГГГГ. Представитель заявителя ФИО2 заявленные требования поддержал в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, указал, что приобретение права собственности на жилое помещение не является основанием для отказа в принятии на учет Трефиловой Я.Ю., поскольку она в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», относится к категории лиц, оставшихся без попечения родителей и имеет право на предоставляется вне очереди жилого помещения. Представитель органа, чье решение обжалуется - специалист-эксперт сектора правовой работы районного Совета депутатов МО «Кезский район» ФИО3, действующий на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ в судебном заседании пояснил, что считает требования Трефиловой Я.Ю. не подлежащими удовлетворению, поскольку за Трефиловой Я.Ю. было закреплено жилое помещение пригодное для проживания, а с ДД.ММ.ГГГГ Трефилова Я.Ю. имеет в собственности другое жилое помещение, пригодное для проживания. Акт обследования жилищных условий, согласно которому жилое помещение, закрепленное за Трефиловой Я.Ю. было признано непригодным для проживания, составлен после того, как Трефилова Я.Ю. приобрела на праве собственности 1/2 квартиры по адресу: <адрес>. Представитель отдела по делам семьи, опеки и попечительства Администрации МО «Кезский район» ФИО4, действующая на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, считает заявление Трефиловой Я.Ю. не подлежащим удовлетворению, поскольку на момент обращения Трефиловой Я.Ю. с заявлением о принятии ее на учет для приобретения жилья как лицу, оставшемуся без попечения родителей, Трефилова Я.Ю. являлась собственником жилого помещения, в связи с чем, она не предоставила в Администрацию МО «Кезский район» документы, список которых установлен статьёй 5 Закона Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а именно, Трефиловой Я.Ю. не была предоставлена справка из уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним, об отсутствии у заявителя жилых помещений (жилой площади) на праве собственности на территории Удмуртской Республики. В связи с чем, решение комиссии об отказе в постановке на учет считает законным. Свидетель ФИО5 суду пояснил, что в ДД.ММ.ГГГГ его супруга- Трефилова Я.Ю. обращалась в Администрацию МО «Кезский район» с заявлением о постановке ее на учет для приобретения жилья как лица, оставшегося без попечения родителей. Только в ДД.ММ.ГГГГ комиссией Администрации МО «Кезский район» было проведено обследование дома по адресу: <адрес>, актом обследования установлено, что жилье пригодно для проживания, но дому требуется капитальный ремонт. После чего Трефилова Я.Ю. устно обращалась в МУПРЭЖКХ с просьбой провести ремонт дома, но также устно ей было в этом отказано. Других действий по улучшению жилищных условий не принимали. В ДД.ММ.ГГГГ оформили ипотеку. Квартира, принадлежащая им на праве общей долевой собственности, пригодна для проживания, общая площадь квартиры составляет 39 кв.м. В ДД.ММ.ГГГГ Трефилова Я.Ю. обратилась в Администрацию МО «Кезский район» с заявлением о проведении обследования закрепленного за ней жилого помещения. Актом обследования, составленного в ДД.ММ.ГГГГ, жилье было признано непригодным для эксплуатации, но в принятии на учет Трефиловой Я.Ю. отказали, ссылаясь на наличие у нее в собственности квартиры. Выслушав пояснения участников процесса, изучив и проанализировав материалы гражданского дела, суд устанавливает следующие обстоятельства, имеющие значение для дела: - Глава администрации Кезского района постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ ходатайствовал о выделении путевки в Кезский детский дом несовершеннолетней Трефиловой (девичья фамилия) Я.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.38); - ДД.ММ.ГГГГ решением Кезского районного суда Удмуртской Республики ФИО1 лишена родительских прав в отношении дочери - Трефиловой (девичья фамилия) Я.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.6-7). -ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Главы администрации Кезского района УР №, директор МУПРЭЖКХ, балансодержатель квартиры по адресу: <адрес>, обязан обеспечить сохранение жилья за несовершеннолетней Трефиловой (девичья фамилия) Я.Ю. по адресу: <адрес>, не производить действий, которые могут повлечь отчуждение данной квартиры без разрешения органов опеки и попечительства (л.д.40); -ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Трефиловой (девичья фамилия) Я.Ю. заключен брак, после заключения брака жене присвоена фамилия «Трефилова» (л.д.8); -ДД.ММ.ГГГГ комиссия Администрации МО «Кезский район», обследовав жилой дом по адресу: <адрес>, пришла к выводу, что дому требуется капитальный ремонт (л.д.38); - ДД.ММ.ГГГГ Трефилова Я.Ю. обратилась к начальнику Управления образования Администрации МО «Кезский район» с заявлением о приобретении жилого помещения вне очереди, т.к. относится к категории дети-сироты. В заявлении указала, что за ней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, дом требует капитального ремонта (л.д.41); - протоколом № заседания комиссии по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и постановке на учет как нуждающегося в жилом помещении от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что за Трефиловой Я.Ю. закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>, квартира требует капитального ремонта, но пригодна для проживания. Комиссией решено отказать в постановке на учет Трефиловой Я.Ю. (л.д.40), о чем Трефиловой Я.Ю. сообщено ДД.ММ.ГГГГ (л.д.9 ). -ДД.ММ.ГГГГ в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись о праве общей долевой собственности, 1/2 доли в праве на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> (л.д.25). Из заявления Трефиловой Я.Ю. (без даты), направленного в Администрацию МО «Кезский район» следует, что заявитель просит создать комиссию и провести обследование жилого помещения по адресу: <адрес> (л.д.10). -ДД.ММ.ГГГГ комиссия, назначенная постановлением Администрации МО «Кезский район» от ДД.ММ.ГГГГ № провела обследование помещения по заявлению Трефиловой Я.Ю. и составила акт обследования помещения расположенного по адресу: <адрес>, согласно которому обследованное жилое помещение непригодно для дальнейшей эксплуатации (л.д.17-18). -ДД.ММ.ГГГГ Трефилова Я.Ю. извещена о том, что актом обследования помещения расположенного по адресу: <адрес>, квартира признана непригодной для дальнейшей эксплуатации. Трефиловой Я.Ю. предложено предоставить в Администрацию МО «Кезский район» документы для решения вопроса о постановке на учет, как нуждающейся в жилом помещении, в том числе справку из уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего функции в сфере гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, об отсутствии жилых помещений (жилой площади) на праве собственности на территории Удмуртской Республики (л.д.11). - протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии по постановке на учет и приобретению жилья для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что комиссия решила отказать Трефиловой (девичья фамилия) Я.Ю. в постановке на учет как нуждающейся в жилом помещении (л.д. 19-22). - ДД.ММ.ГГГГ Трефиловой Я.Ю. направлено извещение, что ее заявление и представленные документы комиссией Администрации МО «Кезский район» по постановке на учет и приобретению жилья для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрены, решено не ставить Трефилову Я.Ю. на учет, в связи с тем, что она является собственником двухкомнатной квартиры, общей площадью 39,53 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.12). Данные обстоятельства установлены в судебном заседании пояснениями участников процесса, исследованными материалами гражданского дела и сторонами в целом не оспариваются. Требования заявителя Трефиловой Я.Ю. не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Защита гражданских прав, согласно статье 12 ГК РФ осуществляется, в том числе путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Из текста заявления, поданного Трефиловой Я.Ю., следует, что она фактически оспаривается законность решения органа местного самоуправления в связи с отказом в принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении. На стадии учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях отсутствует спор о праве на жилое помещение, поскольку жилищные правоотношения еще не возникли, следовательно, данные отношения носят публичный характер, т.к. гражданин оспаривает действия (решение) органа местного самоуправления. Исходя из изложенного, решения органов местного самоуправления об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях могут быть оспорены в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Пунктом 1 статьи 254 ГПК РФ установлено, что гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Статья 255 ГПК РФ относит к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.1 Постановления №2 от 10 февраля 2009 года « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указал на то, что письменное решение принимается как в установленной законодательством определенной форме (в частности, распоряжение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), так и в произвольной (например, письменное сообщение об отказе должностного лица в удовлетворении обращения гражданина). Таким образом, для признания судом незаконными оспариваемого решения, являющегося ненормативным актом органа местного самоуправления необходимо установить, что оно нарушает права или создает угрозу нарушения прав заявителя. При рассмотрении настоящего дела данное обстоятельство не нашло своего подтверждения. Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу пункта 2 статьи 15 Закона Удмуртской Республики от 6 марта 2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями в том числе, полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и по организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением детей, воспитывающихся в государственном образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Республиканский детский дом" и специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии. Согласно статьям 16, 17 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления муниципального образования "Кезский район» наделены отдельными государственными полномочиями, предусмотренными пунктом 2 статьи 15 настоящего Закона на неограниченный срок. Таким образом, суд приходит к выводу, что комиссия, созданная в целях упорядочения работ по порядку предоставления жилой площади детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, состав которой утвержден Постановлением главы Администрации МО «Кезский район» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.29-30), имела полномочия на принятие оспариваемого решения. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке. Судом установлено, что Трефилова Я.Ю. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют в силу пункта 1 статьи 148, пункта 1 статьи 155.3 Семейного кодекса Российской Федерации право, в том числе на сохранение права собственности на жилое помещение или права пользования жилым помещением, а при отсутствии жилого помещения имеют право на получение жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством. В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона УР от 06.03.2007 года N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного жилого помещения, после окончания их пребывания в образовательном учреждении, учреждении социального обслуживания, детских домах всех видов, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, нахождения у опекунов (попечителей) или приемных родителей, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, жилая площадь предоставляется вне очереди в порядке, предусмотренном настоящим Законом. Аналогичные требования закреплены в пункте 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации. Таким образом, предоставление вне очереди жилого помещения лицам, указанной льготной категории, возможно только при наличии такого условия, как отсутствие закрепленного за ними жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ за Трефиловой Я.Ю. было закреплено за жилое помещение по адресу: <адрес>, что является основанием для отказа в предоставлении ей жилого помещения в указанном выше порядке. Кроме того, в силу части 2 статьи 5 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" заявление о предоставлении жилой площади подается в орган местного самоуправления лицом, имеющим право на внеочередное получение жилой площади. При этом, частью 3 статьи 5 Закона УР от 06.03.2007 N 2-РЗ "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлен исчерпывающий перечень документов, предоставление которых для разрешения вопроса о принятии на учет является обязательным. Указанной нормой на заявителя возлагается обязанность подтвердить отсутствие жилых помещений (жилой площади) на праве собственности на территории Удмуртской Республики, путем предоставления справки из уполномоченного органа государственной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделки с ним. Из содержания приведенных норм следует, что одним из обязательных условий для принятия на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" является отсутствие жилого помещения, принадлежащего заявителю на праве собственности. Вместе с тем, с ДД.ММ.ГГГГ Трефилова Я.Ю. является собственником 1/2 доли в праве собственности на двухкомнатную квартиру общей жилой площадью 39,53 кв.м по адресу: <адрес>. Исходя из изложенного, суд признает, что наличие у Трефиловой Я.Ю. в собственности жилого помещения, исключает возможность предоставления ей жилой площади. В судебном заседании установлено и не оспаривается участниками процесса, что на день рассмотрения настоящего гражданского дела в суде, заявитель имеет жилье, принадлежащее ей на праве собственности, в <адрес>. Таким образом, при изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленного Трефиловой Я.Ю. требования о признании незаконным решения комиссии МО «Кезский район» (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ, не усматривается. Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление Трефиловой Я.Ю. о признании незаконным решения комиссии МО «Кезский район» (протокол №) от ДД.ММ.ГГГГ, обязании Администрации МО «Кезский район» поставить Трефилову Я.Ю. на учет по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о возмещении расходов на оплату услуг представителя, оставить без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республике в течение 10 дней после его принятия в окончательной форме через Кезский районный суд Удмуртской Республики. Решение в окончательной форме составлено председательствующим судьей на компьютере 3 августа 2010 года. Председательствующий судья Г.Р. Замилова