Дело N 1-215/2010
П Р И Г О В О Р
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И Ис.Кетово Курганской области 20 декабря 2010 г.
Кетовский районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Суханова И.Н.
с участием государственного обвинителя – помощника прокурора Кетовского района Курганской области Липина С.А.,
подсудимого Варламова В.Н.,
защитника Симоновой Л.И., представившей удостоверение № № и ордер № №
при секретаре Прибыловой Е.В.,
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
Варламова Владимира Николаевича, родившегося ДД.ММ.ГГГГ г. в г.Кургане, гражданина РФ, со средним образованием, в браке не состоящего, имеющего сына ДД.ММ.ГГГГ г.р., работающего <данные изъяты>, невоеннообязанного, зарегистрированного и проживающего по адресу: Курганская область, г.<адрес> не судимого,
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.264 УК РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Варламов В.Н., управляя автомобилем, нарушил правила дорожного движения, что повлекло по неосторожности смерть человека. Преступление совершено при следующих обстоятельствах:
15 июля 2010 г. около 18 часов 15 минут Варламов В.Н., управляя автомобилем ВАЗ-21213, государственный регистрационный знак №, осуществлял движение по автодороге Курган-Куртамыш в направлении г.Куртамыша со скоростью около 50 км/ч. На 23 км указанной автодороги на территории Кетовского района Курганской области Варламов В.Н., проявив небрежность и невнимательность, неверно выбрал скорость движения, которая бы обеспечивала возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, отвлекся от управления автомобилем, потерял контроль за направлением движения автомобиля, не справился с его управлением и допустил съезд в правый кювет относительно направления движения автомобиля.
В результате дорожно-транспортного происшествия пассажиру автомобиля ФИО13., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была причинена сочетанная тупая травма грудной клетки, живота, таза, головы и левой ноги с множественными переломами костей скелета, ушибом и разрывом внутренних органов. От данной травмы ФИО14. скончалась на месте происшествия.
Указанное дорожно-транспортное происшествие стало возможным из-за нарушения со стороны Варламова В.Н. пункта 10.1 ч.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ № 1090 от 23.10.93: «Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства».
Подсудимый Варламов В.Н. виновным себя в совершении указанного преступления признал полностью и показал, что 15.07.2010 вечером он по просьбе своей сожительницы ФИО15. на автомобиле «Нива» повез ее от комбината «Синтез» на дачу по автодороге из г.Кургана в сторону г.Куртамыша. Управляя автомобилем, ехал со скоростью около 50 км/ч. Он был трезв, сильно уставшим, в тот день возил доски. По дороге ФИО16. заснула. Видимо, он тоже задремал, очнулся после дорожно-транспортного происшествия в машине у ручья. Будучи в шоковом состоянии, что-то выпил в машине из бумажной коробки (как выяснилось потом, это был спиртной напиток). Затем он вылез из машины, вытащил ФИО17, потом потерял сознание. На некоторое время приходил в себя, когда его грузили в машину. Затем очнулся в больнице. С ФИО18 он прожил 18 лет, в содеянном раскаивается. При ДТП автомобиль не переворачивался, иначе был бы поврежден багажник на крыше. Когда он ехал в г.Курган за ФИО19, примерно в этом же месте, где произошло ДТП, заснул, но успел остановиться, к нему подъезжал и разговаривал мужчина.
Виновность подсудимого Варламова В.Н. также подтверждается другими доказательствами, исследованными в судебном заседании:
Потерпевший ФИО21., показания которого оглашены в суде на основании ст.281 УПК РФ, в ходе предварительного следствия показал, что ФИО22. приходилась ему племянницей. Кроме него родственников у нее не было. 20.07.2010 ему сообщили по телефону, что ФИО23 погибла в ДТП. Захарова прожила совместно с Варламовым около 18 лет (л.д. 52).
Свидетель ФИО25 (инспектор ДПС ОГИБДД ОВД по Кетовскому району) показал, что летом 2010 г. совместно с инспектором ФИО26 по сообщению от оперативного дежурного ОВД выезжал на 23 км автодороги Курган-Куртамыш, где автомобиль «Нива» съехал в кювет. Прибыв на место, они увидели, что автомобиль находится в стороне от дороги у канавы, Варламов был на носилках у машины «скорой помощи», ничего внятного пояснить не мог, от него был запах алкоголя, спереди «Нивы» на земле находился труп женщины. Со слов спасателей, Варламов, когда они приехали, был у водительской двери автомобиля, женщину они вытащили из багажника. Судя по следам, автомобиль не опрокидывался. Когда они были на месте ДТП, к ним подъехал мужчина кавказской национальности, который сказал, что видел как Варламов ехал один навстречу ему на машине в сторону г.Кургана, его автомобиль при этом вилял. Мужчина останавливался у Варламова, разговаривал с ним, затем Варламов уехал.
Свидетель ФИО27. (инспектор ДПС ОГИБДД ОВД по Кетовскому району) показал, что летом 2010 г. совместно с инспектором ФИО28 по сообщению от оперативного дежурного ОВД выезжал на автодорогу Курган-Куртамыш, где с дороги сошел автомобиль «Нива». Когда они прибыли на место ДТП, там были сотрудники МЧС и «скорой помощи», Варламова на носилках грузили в машину «скорой помощи», труп женщины находился впереди «Нивы». Варламов ничего не пояснял, был в бреду, от него исходил запах алкоголя. В салоне автомобиля «Нива» в бутылке был спирт. По следам от автомобиля было ясно, что он на скорости с дороги съехал в кювет, в котором была неровная поверхность.
Свидетель ФИО29., показания которого оглашены в суде на основании ст.281 УПК РФ, в ходе предварительного следствия показал, что работает спасателем в ГУ «ПСС Курганской области». 15.07.2010 около 17 час. 24 мин. в дежурную часть поступил звонок о том, что на 23 км автодороги «Курган-Куртамыш» произошло ДТП с участием автомобиля ВАЗ-21213 г/н Х776ВК 45. Прибыв совместно с ФИО30 первыми на место ДТП, они обнаружили в кювете указанный автомобиль, со стороны водительской двери на земле головой вниз лежал мужчина с признаками алкогольного опьянения (запахом алкоголя из полости рта). Сам автомобиль находился в канаве, в его салоне находилась женщина без признаков жизни. Они вынесли на носилках мужчину на обочину дороги, ФИО31 стал оказывать ему первую медицинскую помощь. Затем на место ДТП прибыли пожарные, совместно с которыми они извлекли из автомобиля труп женщины. Потом они уехали на очередной вызов, поступивший из дежурной части, в это время к месту ДТП подъезжала скорая медицинская помощь (л.д. 95-96).
Согласно рапорту оперативного дежурного ОВД по Кетовскому району на имя начальника ОВД 15.07.2010 в 18 час. 15 мин. на 23 км а/д Курган-Куртамыш Варламов В.Н., управляя автомобилем «Нива» г/н Х776ВК 45, допустил съезд в кювет, в результате чего пассажирка ФИО32., ДД.ММ.ГГГГ г.р., от полученных травм скончалась на месте. Варламов также получил телесные повреждения (л.д. 3).
В протоколе осмотра места происшествия от 15.07.2010 и приложенных к нему схеме и фототаблице детально отражена обстановка на месте дорожно-транспортного происшествия (23-й км автодороги Курган-Куртамыш), автодорога имеет сухое асфальтовое покрытие, зафиксированы в кювете в 32 м от автодороги расположение автомобиля ВАЗ-21213 г/н Х776ВК 45, следы колес от места съезда с дороги, автомобиль имеет механические повреждения, рядом находится труп женщины (л.д. 5-18).
Согласно заключению эксперта № 66 от 23.07.2010 смерть ФИО33. наступила ДД.ММ.ГГГГ в результате сочетанной тупой травмы грудной клетки, живота, таза, головы и левой ноги с множественными переломами костей скелета, ушибом и разрывом внутренних органов.
При судебно-медицинской исследовании трупа установлены следующие телесные повреждения:
- закрытая тупая травма грудной клетки: множественные переломы ребер справа и слева по различным анатомическим линиям, двойной перелом тела грудины, ушиб легких, кровоизлияния в мягкие ткани в проекции повреждений;
- закрытая тупая травма живота: разрывы селезенки, разрыв брыжейки тонкого кишечника;
- закрытая тупая травма таза: полный разрыв левого подвздошно-крестцового сочленения, полный перелом верхней ветви лонной кости справа, кровоизлияния в мягкие ткани в проекции переломов;
- открытый полный косой перелом левой большеберцовой кости в нижней трети и полный косой перелом левой малоберцовой кости в нижней трети со смещением костных отломков и кровоизлияниями в окружающие мягкие ткани, рваная рана передней поверхности левой голени;
- ушиблено-рваные раны лба справа (две), слева (одна), левой теменно-височной области (одна), области угла левого глаза (одна);
- кровоподтек век правого глаза, кровоизлияние в склеру правого глаза;
- кровоподтеки лица слева;
- множественные кровоподтеки правого надплечья и верхней трети правого плеча;
- кровоподтеки правого бедра (один), левого бедра (один), правого коленного сустава (три).
Данные телесные повреждения являются прижизненными, возникли непосредственно перед моментом наступления смерти от действия выступающих частей салона движущегося автомобиля при его столкновении с препятствием в условиях конкретного дорожно-транспортного происшествия ДД.ММ.ГГГГ. В своей совокупности все имеющиеся телесные повреждения расцениваются как тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни в момент причинения и состоят в прямой причинной связи со смертью.
При судебно-химическом исследовании в крови от трупа этиловый алкоголь не обнаружен (л.д. 37-39).
Из заключения эксперта № 5655 от 03.08.2010 следует, что у Варламова В.Н. установлены ушибленные раны лица, закрытые переломы нижней трети диафизов обеих костей правой голени, закрытый перелом 10-го ребра грудной клетки слева, возникшие в результате травматического воздействия выступающих частей салона автомобиля в автодорожной травме 15.07.2010 и причинившие в совокупности тяжкий вред здоровью по признаку стойкой утраты общей трудоспособности свыше одной трети. На момент поступления в больницу 15.07.2010 Варламов В.Н. находился в легкой степени алкогольного опьянения (содержание алкоголя в крови 0,87 промилле) (л.д. 69).
Согласно заключению эксперта № 5/186 от 26.08.2010 на основании исследования автомобиля ВАЗ-21213 г/н Х776ВК 45 установлено:
- рулевое управление транспортного средства, как на момент осмотра, так и до момента дорожно-транспортного происшествия, находилось в работоспособном состоянии; каких-либо механических повреждений, которые могли привести к неконтролируемому движению автомобиля, не обнаружено;
- ходовая часть автомобиля на момент осмотра находится в неисправном состоянии. Характер и расположение обнаруженных в условиях осмотра повреждений передней подвески, степень их деформации указывают на то, что они образовались в результате воздействия нагрузок, значительно превышающих эксплуатационные, которые могли иметь месть в процессе ДТП. Каких-либо признаков, указывающих на неработоспособное состояние ходовой части транспортного средства до момента дорожно-транспортного происшествия, а также механических повреждений ходовой части, которые могли привести к неконтролируемому движению автомобиля, не обнаружено;
- на момент осмотра рабочая тормозная система автомобиля находится в неисправном состоянии. Установить причину неисправности в условиях осмотра не представилось возможным. Однако, каких-либо признаков, указывающих на неработоспособное состояние рабочей тормозной системы транспортного средства до момента дорожно-транспортного происшествия, а также механических повреждений рабочей тормозной системы, которые могли привести к неконтролируемому движению автомобиля, не обнаружено (л.д. 60-63).
Согласно паспорту транспортного средства автомобиль ВАЗ-21213 г/н Х776ВК 45 принадлежал на праве собственности ФИО34. (л.д. 129), в соответствии со страховым полисом обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств Варламов В.Н. был допущен к управлению автомобилем (л.д. 130).
Оценив все представленные сторонами доказательства, которые отвечают требованиям относимости и допустимости, суд приходит к следующим выводам:
Органами предварительного расследования Варламову В.Н. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст.264 УК РФ, а именно в нарушении им при управлении автомобилем в состоянии опьянения правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека. По версии органов предварительного следствия Варламов В.Н. двигался на автомобиле со скоростью 70 км/ч, при съезде в кювет допустил опрокидывание автомобиля, причиной дорожно-транспортного происшествия стало нарушение им пп. 1.3, 1.5, 2.7, 8.1, 9.9, 10.1 ч.1 Правил дорожного движения.
По мнению суда, стороной обвинения не опровергнута позиция подсудимого о том, что в момент дорожно-транспортного происшествия он был трезв, ехал со скоростью около 50 км/ч. В соответствии с ч.3 ст.14 УПК РФ все имеющиеся сомнения истолкованы судом в пользу Варламова В.Н. Состояние алкогольного опьянения Варламова В.Н. установлено в легкой степени на момент поступления его в медицинское учреждение после дорожно-транспортного происшествия, что соответствует показаниям подсудимого об употреблении им напитка в автомобиле непосредственно после ДТП и показаниям сотрудников ГИБДД об исходящем от Варламова В.Н. запахе алкоголя. Каких-либо других убедительных доказательств относительно алкогольного опьянения Варламова В.Н. в момент ДТП суду не представлено. О нахождении Варламова В.Н. в состоянии алкогольного опьянения не следует и из показаний свидетеля Шастова В.С. о пояснениях лица кавказской национальности относительно движения автомобиля Варламова В.Н. незадолго до происшествия, поскольку они также соответствуют показаниям подсудимого о том, что по дороге в г.Курган он засыпал за рулем.
Также суду не представлено доказательств, что автомобиль под управлением Варламова В.Н. после съезда в кювет опрокинулся.
Суд приходит к выводу, что виновность Варламова В.Н. в нарушении им при управлении автомобилем правил дорожного движения, повлекшем по неосторожности смерть человека, доказана полностью, в этой части подсудимый вину признал. Исходя из представленных доказательств об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, суд считает, что Варламов В.Н. в нарушение п.10.1 Правил дорожного движения при управлении автомобилем проявил небрежность и невнимательность, неверно выбрал скорость движения, которая бы обеспечивала возможность постоянного контроля за движением транспортного средства, отвлекся от управления автомобилем, потерял контроль за направлением движения автомобиля, не справился с его управлением и допустил съезд в правый кювет относительно направления движения автомобиля, что повлекло по неосторожности смерть Захаровой Н.Н., которой в результате ДТП были причинены смертельные телесные повреждения.
Вместе с тем, суд исключает из обвинения Варламова В.Н. указание на нарушение им п.1.3 (участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил), п.1.5 (участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда) Правил дорожного движения, так как данные пункты закрепляют общие положения, относящиеся ко всем участникам дорожного движения, их реализация осуществляется при нарушении конкретных пунктов правил, непосредственной причиной дорожно-транспортного происшествия нарушение требований данных пунктов не является.
Также суд исключает из обвинения Варламова В.Н. указание на нарушение им п.8.1 (перед началом движения, перестроением, поворотом (разворотом) и остановкой водитель обязан подавать сигналы световыми указателями поворота соответствующего направления, а если они отсутствуют или неисправны - рукой. При этом маневр должен быть безопасен и не создавать помех другим участникам движения) и п.9.9 (запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам) Правил дорожного движения, так как исследованными доказательствами не установлен умышленный характер нарушения Варламовым В.Н. данных пунктов Правил дорожного движения.
Таким образом, суд квалифицирует преступные действия Варламова В.Н. по ч.3 ст.264 УК РФ – нарушение лицом, управляющим автомобилем, правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека.
При назначении наказания суд учитывает общие цели и принципы назначения наказания, характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность подсудимого, его здоровье и семейное положение, наличие смягчающих наказание обстоятельств, а также влияние наказания на исправление подсудимого и на условия жизни его семьи.
Подсудимый Варламов В.Н. по месту жительства характеризуется удовлетворительно (л.д. 128).
Смягчающими наказание Варламова В.Н. обстоятельствами суд признает наличие у него несовершеннолетнего ребенка, матери-инвалида, признание вины, а также причинение его здоровью тяжкого вреда в результате ДТП.
Отягчающих наказание обстоятельств нет.
Решая вопрос о виде и размере наказания, учитывая все обстоятельства дела и личность подсудимого, суд считает, что исправление Варламова В.Н. невозможно без изоляции от общества, поэтому назначает ему наказание в виде реального лишения свободы с назначением дополнительного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами. Оснований к особому снисхождению к подсудимому при назначении наказания суд не находит ввиду отсутствия исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности преступления, поэтому правила ст.73 УК РФ (условное осуждение) суд также не находит.
В соответствии с п. «а» ч.1 ст.58 УК РФ суд определяет Варламову В.Н. для отбывания лишения свободы вид исправительного учреждения – колонию-поселение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 307-309 УПК РФ, суд
П Р И Г О В О Р И Л :
Признать Варламова Владимира Николаевича виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст.264 УК РФ, и назначить ему наказание в виде 2 (двух) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы с лишением права управления транспортными средствами сроком на 2 года.
Отбывание Варламовым В.Н. наказания в виде лишения свободы назначить в колонии-поселении с самостоятельным следованием к месту отбывания наказания.
Меру пресечения Варламов В.Г. – подписку о невыезде – до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Вещественное доказательство – автомобиль ВАЗ-21213 г/н № 45, идентификационный номер №, хранящийся на автостоянке в с.<адрес> – передать наследнику ФИО35. в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Курганского областного суда в течение 10 суток со дня провозглашения. В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Председательствующий И.Н. Суханов