Дело №2-1341\2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
С.Кетово 13 декабря 2010 года
Кетовский районный суд Курганской области
В составе председательствующего судьи Шалютиной Е.М.
При секретаре Коробейниковой О.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дел по иску Артемьева А.М. к Кислицыной О.В. о признании права собственности на земельный участок, обязании освободить временное нежилое помещение, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права, записи регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
Установил:
Артемьев А.М. обратился в суд с иском к Кислицыной О.В. о признании права собственности на земельный участок, обязании освободить временное нежилое помещение. В обоснование иска указал, что согласно свидетельству о праве на наследство по закону от 02.08.1994 он является собственником 1\4 доли жилого дома, земельного участка площадью 800 кв.м., расположенных по адресу: Курганская область, Кетовский район, д. <адрес>. 20.09.1994 ему выдано свидетельство о праве собственности на землю. На указанном земельном участке находится жилой дом, 3 сарая, один из которых незаконно использует в своих интересах ответчик. На его просьбу освободить сарай от своего имущества ответчик ответила отказом. Осенью прошлого года от ответчика он узнал, что им незаконно оформлено право собственности на указанный сарай и земельный участок, на котором он находится. 16.04.2010 им была получена кадастровая выписка о земельном участке Кислицыной О.В. Из прилагаемого к ней плана видно, что часть его земельного участка, на котором располагается указанный сарай, перешла в собственность ответчика. При этом никаких согласований границ земельного участка ответчика он не подписывал. Поскольку спорный сарай расположен на земельном участке, собственником которого ранее была его супруга, а с 1994 он, то и указанное строение является его собственностью. Ссылаясь на ст. 11, 12, 218, 304 ГК РФ, просит признать за ним право собственности на земельный участок площадью 800 кв.м. согласно плану земельного участка, определенному свидетельством на право собственности на землю от 20.10.1994, а также на сарай, расположенные по адресу: Курганская область, Кетовский район, д. <адрес> обязать ответчика освободить временное нежилое помещение (сарай) по адресу Курганская область, Кетовский район, д. <адрес> В последующем исковые требования изменил, кроме того, просит признать недействительным свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года №, а также запись регистрации в ЕГР прав на недвижимое имущество и сделок с ним №№ от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец, его представитель, на заявленных требованиях настаивал, пояснили согласно содержанию иска.
Ответчик, ее представитель, возражали против удовлетворения иска, пояснили согласно письменному отзыву на исковое заявление. Также представитель ответчика заявил о пропуске Артемьевым А.М. срока исковой давности для предъявления требований, о чем имеется письменное заявление.
Третье лицо Роговая В.Г. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала, пояснила, что подписывала акт согласования границ земельного участка, но Кислицына О.В. ей пояснила, что она оформляет документы чтобы переписать земельный участок и дом на сына. Также пояснила согласно письменному отзыву на исковое заявление, приобщенному к материалам дела.
Третье лицо Управление Федеральной Службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени его проведения извещено.
Выслушав участвующих в деле лиц, показания свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ч. 1 ст. 261 ГК РФ, в редакции, действовавшей на момент установления и согласования границ земельного участка, принадлежащего Кислицыной О.В., территориальные границы земельного участка определяются в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
В соответствии с п.п. 1.1., 1.2., Инструкции по межеванию земель, утвержденной Комитетом РФ по земельным ресурсам и землеустройству 8.04.1996, межевание земель представляет собой комплекс работ по установлению, восстановлению и закреплению на местности границ земельного участка, определению его местоположения и площади. Установление и закрепление границ на местности выполняют при получении гражданами и юридическими лицами новых земельных участков, при купле - продаже, мене, дарении всего или части земельного участка, а также по просьбе граждан и юридических лиц, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности.
Установлено, что на основании договора от 15.06.1989, ФИО16. продала, а Артемьева Н.Б. купила 1\4 часть дома бревенчатого, тесовый сарай с погребом, бревенчатый сарай, двор и колодец общие, полезной площадью 14 кв.м., находящийся в с.<адрес>, Кетовского района Курганской области, расположенный на земельном участке мерою 0,07кв.м.
В соответствии со свидетельством о праве на наследство по закону от 02.08.1994, Артемьев А.М. унаследовал после смерти ФИО17. следующее имущество: 1\4 доли жилого дома с земельным участком, находящийся в д. <адрес> Кетовского района Курганской области. На указанном земельном участке расположены: жилой бревенчатый дом полезной площадью 45,9 кв.м., жилой площадью 45,9 кв.м., пять сараев, две бани, предбанник, сооружения. К свидетельству приложен план земельного участка, указаны его размеры 74 – 10 – 11,3, и площадь – 757 кв.м.
20.10.1994 Артемьеву А.М. выдано свидетельство на право собственности на землю, из которого следует, что он приобретает право частной собственности на земельный участок общей площадью 800кв.м., для садоводства и огородничества. К данному свидетельству приложен аналогичный план земельного участка и указаны его размеры 74 – 10 – 11,3.
Из кадастровой выписки о земельном участке Артемьева А.М., выданной 16.04.2010, следует, что граница его земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании договора от 27.04.1989, ФИО18. подарил ФИО19. 1\4 часть жилого дома, находящегося в д. <адрес> Кетовского района курганской области и расположенный на земельном участке размером 70 кв.м. На указанном земельном участке расположены жилой бревенчатый дом, полезной площадью 16 кв.м., сарай и ограждение
Согласно свидетельству о праве на наследство по завещанию от 21.07.1993, Кислицына О.В. унаследовала после смерти Сурикова А.П. следующее имущество: 1\4 доля жилого дома, находящегося в д. <адрес> Кетовского района Курганской области., расположенного на земельном участке размером 45,9 кв.м., - 2271 кв.м. На указанном земельном участке расположены жилой бревенчатый дом, полезной площадью 45,9 кв.м., пять сараев, две бани, предбанник, сооружения.
Согласно дополнительному свидетельству о праве на наследство по завещанию от ДД.ММ.ГГГГ, Кислицына О.В. также унаследовала земельный участок, находящийся в Курганской области Кетовского района д.<адрес> площадью 850 кв.м., расположенный в границах плана, прилагаемого к свидетельству, на землях, находящихся в ведении администрации Кетовского района, предоставленный для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащий наследодателю на основании свидетельства №73 на право собственности на землю, выданного администрацией Колесниковского сельсовета 18.12.1992. На схеме к свидетельству №73 указаны размеры земельного участка 74 – 10 – 11,3, и примерная площадь – 757 кв.м.
Кислицына О.В. 17.04.2001 обратилась в предприятие «Землеустроитель» в заявлением об установлении границы и уточнении площади земельного участка существующей усадьбы в д. <адрес>
Из акта установления и согласования границ земельного участка от 19.04.2001 следует, что инженером-геодезистом произведено установление границ земельного участка ФИО20. В п. 2 акта указано, что межевание выполнено при участии собственников, владельцев, пользователей земельных участков или их представителей. Глава администрации сельсовета, ФИО21., ФИО22., ФИО23. данный акт подписали.
В межевом деле имеется чертеж границ земельного участка и описание границ земельного участка, из которых следует, что границы установлены по внутренней стене части дома, металлической сетке, стенам нежилых построек, деревянному забору. Кроме того, имеется чертеж части земельного участка, площадью 34 кв.м., цель выделения части участка – обременение.
Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 850 кв.м., Кислицына О.В. получила 28.08.2001.
В судебном заседании допрошенная в качестве специалиста Блеем Л.Ю. пояснила, что земельный участок Кислицыной О.В. имеет кадастровый номер 0001, это значит он первый был поставлен на кадастровый учет по новому законодательству. Процедура еще не была отработана, поэтому в кадастровой выписке о земельном участке указана его площадь без погрешности. Также ФИО24 пояснила, что земельный участок, принадлежащий Кислицыной О.В. поставлен на кадастровый учет, его границы установлены на местности, нарушений законодательства при этом она не усматривает.
Свидетель ФИО25. в судебном заседании пояснила, что с Кислицыной О.В. она знакома более 30 лет, знала покойную супругу истца Надежду. Она была на свадьбе у Ктслицыной и ФИО26., отец ФИО27 вручил при всех им дарственную, в которой подарил часть дома, сарай и землю, на которой стоит сарай. У них на этой земле росли саженцы. Она бывала в гостях, видела что сараем Кислицына и ФИО28 пользуются. Сарай стоит напротив крыльца Кислицыной О.В. Сарай Артемьева стоит напротив его крыльца. Во дворе два сарая. Артемьев этим сараем не пользовался никогда. Сарай изначально принадлежал отцу мужа Кислициной, ФИО30. В этом сарае три гроба стояло, ФИО31 подготовил себе, жене и сыну. Кислицына по завещанию получила ? части дома, сарай и землю. В 1993 году умер муж Кислицыной О.В., ей по завещанию все отошло, она получила свидетельство на наследство, вступила в наследство.
Свидетель ФИО32. в судебном заседании пояснила, что знает ФИО33и Кислицыну О.В. ФИО34. подарил им на свадьбу ? дома, сараи и землю. Когда на свадебном вечере у ФИО35 были, ФИО36 открыл сарай и показал, что там находится, там стояло три гроба, ульи для пчел, садовый инвентарь. В 1993 году умер муж Кислицыной О.В., ей по завещанию все отошло, она получила свидетельство на наследство, вступила в наследство. Она много лет приезжала к Кислицыной О.В., она всегда пользовалась этим сараем. Общались с Артемьевым хорошо, они по соседству жили дружно, все вместе ходили за грибами. В 2001 году Кислицына оформила право собственности на землю. Она не присутствовала когда производили замеры земли, Ольга рассказала, что уже оформила документы на землю. Кислицына одна оформила в собственность сарай и землю, Артемьеву не надо было, он говорил, что ему и так хорошо.
Свидетель ФИО37 в судебном заседании пояснила, что акт согласования подписан моей рукой. Когда приходила Кислицына, о согласовании границ земельного участка не было речи, она говорила о наследстве, подала мне подписать бумаги, она спрашивала, почему должна подписать, а не муж, Кислицына сказала, что это формальность. Мужу не сказала, так как думала, что действительно это формальность. Если бы речь шла о разделе земли, то не стала подписывать документы, так как я не являюсь собственником земли. Ей Кислицына сказала, что это бумаги по наследству, что они касаются наследства на дом, поэтому я подписала документы. В акте подписи были, листочек был один, начала документа не было.
Свидетель ФИО38 в судебном заседании пояснил, что он вместе с матерью собирали подписи в акт согласования границ. Артемьевы были дома, на кухне, ФИО39 попросил супругу подписать акт, заполнить паспортные данные, она написала. Артемьев не стал оформлять земельный участок в собственность вместе с ними, так как это несло большие затраты, он сказал, что ему это не надо.
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО40 приобрела у ФИО41 1\4 часть дома бревенчатого и два сарая. Как пояснил в судебном заседании Артемьев А.М., спорный сарай не был указан в договоре купли-продажи, поскольку им пользовался ФИО42., но они договорились, что впоследствии этот сарай перейдет ему. Также пояснил, что сараи, обозначенные литерами Г, Г1 в техническом паспорте на жилой дом от 19.03.1993, принадлежат ему и им используются.
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального законе «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» №122-ФЗ от 21.07.1997, права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав. Согласно ч. 1 ст. 14 указанного закона, проведенная государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации прав. Согласно ч. 1 ст. 20 указанного закона, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. Таким образом, требования истца о признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права, записи регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в случае их удовлетворения, не повлекут прекращение права собственности Кислицыной О.В. на земельный участок. В судебном заседании истец и его представитель пояснили, что уточнять исковые требования они не намерены, оспаривать право собственности ответчика также не намерены.
Истцом заявлены требования о признании права собственности на земельный участок площадью 800 кв.м., доказательств того, что Кислицына О.В. препятствует ему в реализации права собственности на весь земельный участок, Артемьев АМ. не представил. Кроме того, из договора купли-продажи от 15.06.1989 следует, что двор является общим, однако из требований истца следует, что в земельный участок площадью 800 кв.м. входит и часть общего двора. Согласно представленным Кислицыной О.В. доказательствам, на 34 кв.м. общего двора у неё установлено обременение.
Доводы истца о том, что с ним ненадлежащим образом согласованы границы земельного участка, суд признает несостоятельными поскольку, как пояснили стороны в судебном заседании, именно таким образом и использовалась ими земля и расположенное на ней имущество. Доказательств того, что сарай с литером Г2 принадлежит Артемьеву А. М., суду не представлено.
Пояснения третьего лица ФИО43, истца о том, что Кислицына О.В. ввела их в заблуждение относительно целей оформления земельного участка, суд также считает необоснованными, поскольку согласно действующему законодательству, не имеет значения, для каких целей производится установление границ земельного участка. В любом случае, для постановки на кадастровый учет земельного участка необходимо установить его границы не местности с указанием соответствующих геодезических данных.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Решил:
Исковые требования Артемьева А.М. к Кислицыной О.В. о признании права собственности на земельный участок, обязании освободить временное нежилое помещение, признании недействительным свидетельства о государственной регистрации права, записи регистрации в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы в Кетовский районный суд.
Судья Е.М.Шалютина
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2010 года.