Дело № 2-1487/2010РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кетово 14 декабря 2010 года
Кетовский районный суд Курганской области
в составе председательствующего судьи Шалютиной Е.М.,
при секретаре Коробейниковой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района действующего в интересах неопределенного круга лиц к МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа», администрации Кетовского района об устранении нарушений,
установил:
Прокурор Кетовского района, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа»», администрации Кетовского района о возложении обязанности привести здание школы в соответствие с требованиями санитарной безопасности, финансированию работ. В обоснование указано, что прокуратурой Кетовского района проведена проверка соблюдения МОУ «Галишовская начальная общеобразовательная школа» санитарных правил и норм предусмотренных действующим законодательством, в ходе проверки соблюдения санитарно-эпидемиологического законодательства установлено следующее: здание МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» не оборудовано системой водоснабжения, что является нарушением п.п. 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; здание МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» не оборудовано системой канализации, что является нарушением п.п. 2.7.1, 2.7.2, 27.6, 2.7.7, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в здании МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» отсутствуют санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров, что является нарушением п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» в помещениях начальных классов умывальники с подводкой горячей и холодной воды отсутствуют, что является нарушением п. 2.3.24 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»;в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» отсутствует спортивный зал, что является нарушением п. 2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» не организовано 2-х разовое горячее питание обучающихся, что является нарушением п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» Истец указывает, что неисполнение санитарных правил и норм создает угрозу жизни и (или) здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний среди неопределенного круга лиц, нарушает предусмотренные ст.ст. 41, 42 Конституции Российской Федерации права каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов, материнства и детства. На основании изложенного, истец просит суд обязать муниципальное образовательное учреждение МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2011 устранить следующие нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства: здание МОУ «Логовушинская начальная общеобразовательная школа» оборудовать системой водоснабжения, системой канализации, санитарными узлами для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров; в помещениях начальных классов оборудовать умывальники с подводкой горячей и холодной воды; оборудовать спортивный зал; обеспечить 2-х разовое горячее питание. Обязать Администрацию Кетовского района профинансировать приобретение и установку вышеуказанного имущества.
Истец в судебном заседании на иске настаивал, пояснил согласно содержанию искового заявления.
Ответчик администрация Кетовского района, в лице представителя, в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, пояснив, что согласен с тем, что необходимо произвести указанные в иске работы, но это требует значительных финансовых затрат, пояснил, что нет необходимости обязывать администрацию Кетовского района в финансировании указанных в исковом заявлении мероприятий, поскольку расходы, на указанные в иске мероприятия, уже предусмотрены в бюджете на 2011 год, в бюджетах на 2012, 2013 годы будут предусмотрены. Пояснил, что денежные средства, которые директора школ запрашивают в администрации Кетовского района установленном порядке им выделяются. Корме того в соответствии с приложением № 1 к письму № 0305/2595 от 26.03.2010 указанные прокурором требования планируется выполнить в 2013 году на условиях софинансирования с областным бюджетом 50x50% затрат. Таким образом, просят установить срок для исполнения указанных работ не ранее сентября 2013 года, т.к. в 2010 году денежных средств на эти работы в бюджете не заложены, в 2011-2012 году будут разрабатываться проекты и сметы работ, объявляться конкурсы на их разработку и утверждение, только после этого будут выделены денежные средства.
Представитель ответчика МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» Агандеева Г.М.. являющаяся директором школы, представившая в суд приказ № 2-04 УНО администрации Кетовского района от 17.01.2006, свидетельствующий о назначении ее на должность директора школы, в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично. Пояснила, что школа собственными денежными средствами не владеет, в соответствии с планом указанные в иске мероприятия планируется провести в школе в 2013 году. Так же пояснила, что дети в одну смену обучаются в МОУ «Логовушинская начальная общеобразовательная школа» не более 4-х часов в день.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод м законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
По результатам проверки соблюдения требований санитарной безопасности проведенной Управлением Роспотребнадзора по Курганской области 13.08.2010 установлено, что здание МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» не оборудовано системой водоснабжения, что является нарушением п.п. 2.7.1, 2.7.2, 2.7.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; здание МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» не оборудовано системой канализации, что является нарушением п.п. 2.7.1, 2.7.2, 2.7.6, 2.7.7, СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в здании МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» отсутствуют санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами с дверями без запоров, что является нарушением п. 2.3.23 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» в помещениях начальных классов умывальники с подводкой горячей и холодной воды отсутствуют, что является нарушением п. 2.3.24 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» отсутствует спортивный зал, что является нарушением п. 2.3.17 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»; в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» не организовано 2-х разовое горячее питание обучающихся, что является нарушением п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Вышеуказанные нарушения указаны в акте проверки Управления Роспотребнадзора по Курганской области № 14/202 от 23.08.2010г.
В соответствии со ст. 298 Гражданского кодекса РФ Частное или бюджетное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 120 Гражданского кодекса РФ, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на имущество, закрепленное за ним собственником, а также на имущество, приобретенное учреждением, определяются в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса. Учреждение может быть создано муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение), которое может быть бюджетным или автономным учреждением. Частные и бюджетные учреждения полностью или частично финансируются собственником их имущества. Порядок финансового обеспечения деятельности государственных и муниципальных учреждений определяется законом. Частное или бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.
В судебном заседании из показаний ответчика установлено, что школа не имеет в своем распоряжении денежных средств для проведения указанных в иске работ.
Поскольку МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» владеет и пользуется зданием школы, следовательно, обязанность по обеспечению своевременного выполнения требований санитарной безопасности должна быть возложена на неё. Вышеуказанный факт при проведении судебного разбирательства сторонами не оспаривался.
На основании изложенного суд находит требования прокурора к МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» в части возложения обязанности по оборудованию здания МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» системой водоснабжения; системой канализации; санитарными узлами для мальчиков и девочек; кабинами с дверями без запоров; оборудования в помещениях начальных классов умывальников с подводкой горячей и холодной воды; оборудования спортивного зала обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник. Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5 - 4-х часов. Из пояснений представителя ответчика МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» следует, что дети обучаются в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» в смену не более 4-х часов. Вышеуказанный факт сторонами не оспаривался. Суд приходит к выводу об отсутствии нарушений п. 6.8 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа».
Таким образом, суд считает необходимым отказать прокурору в удовлетворении исковых требований к МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» в части обеспечения 2-х разовым горячим питанием детей проходящих обучение в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа».
В соответствии с п.1.4 Устава МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» учредителем образовательного учреждения является Управление народного образования администрации Кетовского района. Отношения между учреждением и учредителем определяются договором, заключенным между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с п.6.3 Устава объекты права собственности закрепленные в уставном порядке за учреждением, находятся в оперативном управлении учреждения. В соответствии с п. 6.4. Устава деятельность Учреждения финансируется в соответствии с законодательством.
В соответствии с п.6.1 Устава Уполномоченным органом собственника имущества является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кетовского района, который закрепляет за Учреждением в целях обеспечения ее уставной деятельности здания, сооружения, оборудование, а так же другое необходимое имущество.
В соответствии с п. 11 ст. 7 Устава администрации Кетовского района к вопросам местного значения муниципального района относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к органам гос. власти субъектов РФ ст. 47 Устава администрации Кетовского района в собственности Кетовского района может находиться имущество, предназначенное для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а так же предоставления дополнительного образования и организации отдыха детей в каникулярное время. В соответствии с ст. 53 Устава Кетовский район имеет собственный бюджет. В бюджете Кетовского района раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенций, предоставленные для обеспечения осуществления ОМСУ отдельных гос. полномочий, переданных федеральными законами и законами Курганской области, а так же осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местного бюджета.
Сторонами настоящего гражданского дела не оспаривается, что право собственности на здание МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» принадлежит муниципальному образованию Кетовский район.
Согласно ст.ст. 215 и 125 ГК РФ от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ в рамках их компетенции установленной актами, определяющими статус этих органов.
В соответствии со ст. 31 Закона от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих территорий.
Из плана подготовки общеобразовательных учреждений Кетовского района к лицензированию в 2011 го установлено, что на 2011 год выделен 1000000руб. на ремонт в МОУ «Барбинская сош»; МОУ «Кетовская сош»; МОУ «Старопросветская оош»; МОУ «Темляковская нош» на ремонт кровли, МОУ «Старопросветская оош»; МОУ «Каширинская сош»; МОУ «Ровненская нош»; МОУ «Галишовская нош»; МОУ «Темляковская нош»; МОУ «Большераковская оош» на ремонт канализаций, устройство септиков, теплых туалетов, водопровода, МОУ «Митинская сош» на стяжку и укрепление фундамента; МОУ «Садовская сош» на ремонт актового зала. УНО администрации Кетовского района сообщает, что в 32 общеобразовательных школах установлена автоматическая пожарная сигнализация на сумму 2488, 8 тысяч рублей. На сумму 1018, 0 тыс. рублей приобретено технологическое оборудование (электроплиты – 10, холодильники -1, протирочные машины -3, разделочные столы – 3, мойки -2. В 11 школ приобретена ученическая мебель, в том числе компьютерные классы. В начальной школе Введенская сош № 1 сооружены теплые туалеты, подведена горячая вода, так же отремонтирована отопительная система в Менщиковской, Садовской, Пименовской, Шмаковской, Чесноковской школах. Отремонтировано электроосвещение в Лесниковском лицее. В общем, на ремонтные работы затрачено 3322,6 тысяч рублей. Проведена пропитка чердачных помещений и замеры сопротивления изоляции на сумму 212, 0 тыс. руб. Большой объем работ выполнен по капитальному ремонту Митинской сш. Проведена стяжка здания, сооружена новая облегченная кровля, сумма затрат на 01.12.2010 составляет 3724,4 тыс. рублей из областного бюджета. Общая сумма, затраченная на подготовку ОУ к лицензированию, составила 10765,8 тыс. рублей.
Из приложения к письму № 03-5/2595 от 26.03.2010г, а так же из пояснений ответчика администрации Кетовского района следует, что на 2013 год на условиях софинансирования 50x50 с бюджетом муниципального образования, в здании школы планируются указанные в иске прокурора Кетовского района мероприятия.
Таким образом, истцом в судебном заседании не представлено доказательств того, что администрация Кетовского района отказала МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» в финансировании расходов на оборудование МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» системой водоснабжения; системой канализации; санитарными узлами для мальчиков и девочек; кабинами с дверями без запоров; оборудования в помещениях начальных классов умывальников с подводкой горячей и холодной воды; оборудования спортивного зала. Вышеуказанные доводы сторонами не оспаривались.
При таких обстоятельствах, суд считает, что вопрос финансирования данных расходов должен быть разрешён в рамках межбюджетных отношений. Следовательно, в удовлетворении исковых требований в части возложения на администрацию Кетовского района обязанности финансирования расходов на оборудование здания МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» системой водоснабжения; системой канализации; санитарными узлами для мальчиков и девочек; кабинами с дверями без запоров; оборудования в помещениях начальных классов умывальников с подводкой горячей и холодной воды; оборудования спортивного зала, истцу необходимо отказать.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В целях реализации Закона Курганской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", Правительство Курганской области утвердило Порядок предоставления и расходования субсидий, выделяемых из областного бюджета бюджетам муниципальных образований Курганской области на создание безопасных условий деятельности образовательных учреждений, согласно которому данные субсидии предоставляются из областного бюджета на условиях софинансирования расходов, для чего муниципальному образованию необходимо предоставить решение о бюджете, подтверждающее обязательства по долевому финансированию расходов, проектно-сметную документацию на выполнение работ, после чего должно быть достигнуто соглашение с Главным управлением образования Курганской области и представлена в Финансовое управление Курганской области заявка на перечисление субсидий.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку работы по проведению здания школы в надлежащее состояние требуют для исполнения большой период времени, с учетом согласия истца, необходимо установить срок для выполнения данных работ, в соответствии с приложением к письму № 03-5/2595 от 26.03.2010г, до 01.09.2013г.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кетовского района действующего в интересах неопределенного круга лиц, к МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» администрации Кетовского района о возложении обязанности привести здание школы в соответствие с требованиями санитарной безопасности, финансированию работ удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образовательное учреждение «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» оборудовать здание МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» системой водоснабжения; системой канализации; санитарными узлами для мальчиков и девочек; кабинами с дверями без запоров; оборудовать в помещения начальных классов умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; оборудовать спортивный зал в срок до 1 сентября 2013 года.
В удовлетворении исковых требований прокурора Кетовского района действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному образовательному учреждению «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» в части обеспечения обучающихся в МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» 2-х разовым горячим питанием отказать.
В части удовлетворения исковых требований прокурора Кетовского района действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Кетовского района о возложении обязанности по финансированию работ МОУ «Логоушинская средняя общеобразовательная школа» по оборудованию здания МОУ «Логоушинская начальная общеобразовательная школа» системой водоснабжения; системой канализации; санитарными узлами для мальчиков и девочек; кабинами с дверями без запоров; оборудованию в помещений начальных классов умывальниками с подводкой горячей и холодной воды; оборудованию спортивного зала, отказать.
Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Кетовский районный суд.
Судья Е.М. Шалютина
Мотивированное решение изготовлено 20.12.2010г.