о праве на меры социальной поддержки.



Дело №2-165/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2011 года

Кетовский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Самыгина М.С.

с участием прокурора Скоробогатова А.Б.

при секретаре Долгих И.А.

рассмотрев в с.Кетово в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района в интересах Саморукова В.П. к Финансовому отделу Администрации Кетовского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, потраченных на оплату электроэнергии,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кетовского района Курганской области в интересах Саморукова В.П. обратился в суд с иском к Финансовому отделу Администрации Кетовского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, потраченных на оплату электроэнергии жилого помещения по адресу: <адрес>. В обосновании иска указал, что Расчектаева Р.А. является педагогическим работником. Истица проживает в сельской местности. На основании п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», имеет право на бесплатное отоплением и освещение. Однако, ответчик в нарушение действующий норм законодательства самовольно установил по согласованию с энергоснабжающей организацией норматив на освещение. В период с апреля по август 2010 года учителя самостоятельно вносили плату за потребленную электроэнергию сверх установленного Управлением народного образования норматива. Учитывая изложенное, прокурор просит взыскать с ответчика в пользу Саморукова В.П. в возмещение расходов по оплате электроэнергии 720 руб.00 коп.

В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал.

Истец в судебное заседание не явился, извещался своевременно, надлежащим образом, в суд представил заявление с просьбой о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика – Финансового отдела Администрации Кетовского района в судебное заседание не явился, извещались своевременно, надлежащим образом, в суд представили заявление с просьбой о рассмотрении дела без участия их представителя, с требованием к Финансовому отделу Администрации Кетовского района о взыскании денежных средств согласны.

Представитель 3-его лица – Управления народного образования Администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещался своевременно, надлежащим образом, в суд представили телефонограмму с просьбой о рассмотрении дела без участия их представителя.

Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении иска.

Установлено, что истец Саморуков В.П. является педагогическим работником, работающим и проживающим в сельской местности, работает учителем физической культуры в МОУ «Каширинская средняя общеобразовательная школа».

Истец Саморуков В.П. является собственником ? доли жилого помещения по адресу <адрес>.

В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ст.2 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от 06.05.2003г. № 52-ФЗ, размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

Статьей 6 данного Закона установлено, что положения указанных в ст. 2 и 3 настоящего Федерального Закона законодательных актов об установлении размера, условий и порядка возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг применяются до принятия соответствующих законодательных актов субъектами Российской Федерации, но не позднее, чем до 1 января 2005 года.

В соответствии с Законом Курганской области от 07.09.2005г. № 75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области», педагогические работники образовательных учреждений имеют право на меры социальной поддержки.

В соответствии с ч.1 ст.3 данного Закона, педагогическим работникам образовательных учреждений и работникам физкультурно-спортивных организаций меры социальной поддержки предоставляются в виде освобождения от оплаты жилого помещения, освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения.

Частью 4 указанной статьи Закона, установлено, что меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются независимо от вида жилищного фонда.

Действие указанного Закона распространяется на правоотношения, начиная с 01.01.2005 года.

Анализ действующего законодательства позволяет суду сделать вывод, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации не предусматривает каких-либо ограничений, в частности, касающихся нормативов потребления педагогическими работниками коммунальных услуг по отоплению и освещению занимаемых ими жилых помещений в сельской местности.

Суд полагает, что отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей, не может являться основанием для ограничения права педагогических работников, предусмотренного Законом РФ «Об образовании».

В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

1) плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

2) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

3) плату за коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

2) плату за коммунальные услуги.

Поскольку педагогические работники, проживающие в сельской местности, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» пользуются правом на бесплатную жилую площадь, суд полагает, что истец, являясь собственником жилого помещения, должен освобождаться от платы за отопление и освещение жилого помещения.

В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса РФ, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.

Учитывая изложенное, суд полагает требования прокурора Кетовского района, действующего в интересах Саморукова В.П. о признании права на меры социальной поддержки, подлежащим удовлетворению.

Истец Саморуков В.П. зарегистрирован по адресу: <адрес>, квартира принадлежит на праве собственности Саморукову В.П. и Саморуковой Р.Н. В.П. по ? доле за каждым.

Согласно представленным квитанциям оплата Саморуковым В.П. электроэнергии за период с апреля 2010г. по август 2010г. составила 720 руб. 00коп.

В соответствии с п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

Согласно ст.2 Федерального Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем 3 п.5 ст. 55 Закона РФ «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.

В соответствии с ч.1 ст.4 Закона Курганской области от 07.09.2005г. №75 «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области» Педагогическим работникам образовательных учреждений, работникам физкультурно-спортивных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки: компенсация оплаты общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); компенсация оплаты отопления и освещения жилого помещения.

Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются независимо от вида жилого помещения.

Порядок предоставления и финансирования мер социальной поддержки лиц, проживающих и работающих в сельской местности утвержденный Постановлением администрации Курганской области №379 от 18.10.2005г. предусматривает возмещение расходов организаций, осуществляющих предоставление жилищно–коммунальных услуг, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, находящихся в ведении Курганской области и муниципальных образований Курганской области.

Для получения мер социальной поддержки в соответствии с данным порядком, педагогические работники подают по месту работы письменное заявление о предоставлении мер социальной поддержки. Одновременно с заявлением предоставляются копии документов, содержащих сведения о размере общей площади занимаемого жилого помещения.

Согласно сообщения Главного Управления социальной защиты населения Курганской области истцам с 2005г. по 2010г. выдавались справки на меры социальной поддержки предусмотренные Законом Курганской области «О социальной поддержке лиц, проживающих и работающих в сельской местности и в рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Курганской области».

Законодательство РФ не предусматривает каких–либо ограничений, в частности касающихся нормативов потребления педагогическими работниками коммунальных услуг по отоплению и освещению занимаемых ими жилых помещений в сельской местности. Суд полагает, что отсутствие возможности раздельного учета потребления электроэнергии для освещения и иных целей, не может являться основанием для ограничения права педагогических работников, предусмотренного Законом РФ «Об образовании».

Истец Саморуков В.П. понес расходы, связанные с оплатой за потребленную электроэнергию сверх установленного Управлением народного образования Администрации Кетовского района Курганской области норматива потребления электроэнергии.

Таким образом, незаконными действиями Управления народного образования Администрации Кетовского района Курганской области истцу Саморукову В.П. были причинены убытки.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ, вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Согласно ст. 1071 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Согласно сообщения Финансового отдела Администрации Кетовского района о порядке поступления субсидий за период с 2006г. по 2009г. органы местного самоуправления Кетовского района (администрации сельсоветов) и главные распорядители средств районного бюджета (РУНО, ЦРБ, Отдел культуры Администрации Кетовского района) не позднее 5-го числа месяца, следующего за отчетным предоставляют в финансовый отдел Администрации Кетовского района отчет, подтверждающий фактически понесенные расходы на предоставление мер социальной поддержки за соответствующий месяц по форме установленной финансовым отделом Администрации Кетовского района. Финансовый отдел администрации Кетовского района на основании отчетов предоставленных органами местного самоуправления отправляет сводный отчет в Финансовое Управление Курганской области, которое в свою очередь на основании указанных отчетов осуществляет перечисление субвенций, которые перечисляются с бюджетной росписью областного бюджета, субвенции зачисляются на лицевой счет Финансового отдела Администрации Кетовского района открытый в отделении Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения местного бюджета, субвенции носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Учитывая изложенное, суд полагает надлежащим ответчиком по заявленным истицами требованиям Финансовый отдел Администрации Кетовского района Курганской области, который в силу закона выступает от имени казны муниципального образования Кетовский район Курганской области.

Истец Саморуков В.П. представил суду квитанции об оплате за потребленную электроэнергию. Так, Саморуков В.П. оплатил потребленную сверх установленного Управлением народного образования Администрации Кетовского района Курганской области норматива электроэнергию в период с апреля 2010 года по август 2010г. на сумму 720 руб. 00коп.

При указанных обстоятельствах исковые требования прокурора Кетовского района, действующего в интересах Саморукова В.П. к Финансовому отделу Администрации Кетовского района Курганской области подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

иск прокурора Кетовского района в интересах Саморукова В.П. к Финансовому отделу Администрации Кетовского района Курганской области о признании права на меры социальной поддержки в виде предоставления бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, в полном объеме без учета норм потребления коммунальных услуг, взыскании денежных средств, потраченных на оплату электроэнергии, удовлетворить.

Признать за Саморуковым Виктором Петровичем право на меры социальной поддержки в виде освобождения от оплаты отопления и освещения жилого помещения по адресу: <адрес>, в полном объеме и без учета норм потребления коммунальных услуг.

Взыскать с Финансового отдела Администрации Кетовского района за счет казны муниципального образования Кетовский район в пользу Саморукова Виктора Петровича 720 руб. 00 коп. расходов по оплате электроэнергии.

Решение в течение 10 дней может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Курганского областного суда путем подачи кассационной жалобы через Кетовский районный суд.

Судья М.С. Самыгин