о возложении обязанности организовать электроснабжение путем установки электролинии.



Дело № 2-89/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Кетово 15 марта 2012 года

Кетовский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Шелепова С.А.,

при секретаре Артемьевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Старопросветского сельсовета Кетовского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать электроснабжение путём установки электролинии,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кетовского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд иском к Администрации Старопросветского сельсовета Кетовского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать электроснабжение путём установки электролинии. В обоснование заявления указал, что в ходе проведения проверки соблюдения жилищного законодательства выявлено, что в границах муниципального образования Старопросветского сельсовета в п. Старый Просвет производится застройка ул. Боровая. При планировке и застройке не принята в учёт возможность организации электроснабжения возводимого жилья. 29 апреля 2008 года между Открытым акционерным обществом (ОАО) «Просветский леспромхоз» и Администрацией Старопросветского сельсовета заключён договор на технологическое присоединение к электрическим сетям. ОАО «Просветский леспромхоз» 13 октября 2008 года Старопросветскому сельсовету выданы технические условия на присоединение электроустановок (ТП и электролиния ВЛ-0,4 кВ) по ул. Боровая п. Просвет, к исполнению которых администрация сельсовета не приступала. Бездействие администрации сельсовета существенно нарушает жилищные права граждан и способно повлечь причинение имущественного ущерба, а также причинение вреда жизни и здоровью граждан. Просит суд признать бездействие Администрации Старопросветского сельсовета в части неосуществления полномочий по организации электроснабжения ул. Боровая п. Просвет, незаконным. Возложить на Администрацию Старопросветского сельсовета обязанность в срок до 1 апреля 2012 года организовать электроснабжение ул. Боровая п. Старый Просвет путём установки линии электропередач на указанной улице и технологического присоединения последней к электролинии ВЛ-10 кВ, принадлежащей ОАО «Просветский леспромхоз».

Помощник прокурора Кетовского района Угренинов А.П. в судебном заседании исковые требования поддержал, в обоснование указал на доводы, изложенные в исковом заявлении. В части срока исполнения уточнил – в течение трёх месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – Администрации Старопросветского сельсовета, глава Администрации Шутова М.В., в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что порядок организации технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее - технологическое присоединение) определяется Федеральным законом от 26 марта 2003 года № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – ФЗ «Об электроэнергетике»), Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861 (далее – Порядок технологического присоединения). В силу ст. 26 ФЗ «Об электроэнергетике» и п. 1 Правил технологического присоединения лицами, которые могут обратиться с заявкой на технологическое присоединение, выступают потребители электрической энергии – то есть собственники жилых домов, расположенных по ул. Боровой. По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация, в данном случае ОАО «Просветский леспромхоз», принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики). При этом, технологическое присоединение оплачивается заявителем. Считает, что в данном случае прокурор Кетовского района не может выступать в качестве истца. В качестве основания для обращения в суд с исковым заявлением к Администрации сельсовета, прокурор указывает на нарушение прав неопределенного круга лиц. В частности, в исковом заявлении указано, что нарушены права неопределенного круга лиц на охрану здоровья, право на благоприятную среду обитания, жилищные права граждан. При этом, прокурор не указывает, каким образом со стороны Администрации нарушаются права неопределенного круга лиц. Действия либо бездействие Администрации не могут нарушать права неопределенного круга лиц, поскольку такие действия (бездействие) имеют отношения к конкретно определенному кругу лиц – жителям домов по ул. Боровой пос. Старый Просвет.

Представитель третьего лица – ОАО «Просветский леспромхоз», директор Якуничев Е.А., исковые требования поддержал и пояснил, что застройка улицы Боровая производится при отсутствии генерального плана поселка, в нарушение законодательства. Администрация Старопросветского сельсовета выделяла земельные участки под застройку без оформления актов выбора земельных участков и без учета организации их последующего энергоснабжения. Решение о выделении земельных участков принималось без участия собственника электролиний ОАО «Просветский леспромхоз». В состав комиссии по акту выбора земельных участков ОАО «Просветский леспромхоз» не включали. По запросам администрации сельсовета в адрес ОАО «Просветский леспромхоз» ей выдавались технические условия на присоединение электроустановок (ТП и электролиния ВЛ-0,4 кВ по ул. Боровая) к электролинии ВЛ-10 кВ, принадлежащей ОАО «Просветский леспромхоз» 31 мая 1999 года, 10 февраля 2004 года и 13 октября 2008 года. К их выполнению администрация не приступала, вопреки требованиям п. 14 Федерального Закона «Об общих принципах местного самоуправления» от 06.10.03 г. № 131-ФЗ. Во исполнение постановления Правительства от 27.12.04г. № 861 «Об утверждении правил технологического присоединения» между ОАО «Просветский леспромхоз» и администрацией Старопросветского сельсовета подписан договор на технологическое присоединение к электрическим сетям от 29 апреля 2008 года. В соответствии с договором администрация обязалась построить трансформаторную подстанцию и разводящие электросети ВЛ-0,4 кВ по улицам Боровая и Зеленая в п. Старый Просвет для последующего их присоединения к электросетям ОАО «Просветский леспромхоз». Договор администрацией не выполняется. Ссылки ответчика на отсутствие средств в бюджете, при отсутствии документального подтверждения фактов его обращений в районную администрацию для выделения средств, по его мнению, доказывают бездействие администрации по решению возложенных на неё законом обязанностей. Судебное решение позволит ответчику получить необходимое финансирование на строительство линии. Также пояснил, что на момент подписания договора на технологическое присоединение, строительство линии электропередачи возлагалось законом на орган местного самоуправления.

Представитель третьего лица – Администрации Кетовского района Курганской области Клевцур И.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании с исковыми требованиями прокурора не согласился и пояснил что, по его мнению, обязанность по установке электролинии на Администрацию сельсовета возложена быть не может. Кроме того, денежные средства на эти цели Администрации сельсовета не выделялись.

Третьи лица – Торцов А.Ю., Тельпов А.Г., Шевченко С.В. и Вдовиченко Ю.А. возражали против удовлетворения исковых требований, полагали, что строить электролинию должно ОАО «Просветский леспромхоз». Также пояснили, что в Администрацию сельсовета по поводу строительства линии с письменными заявлениями не обращались, но неоднократно обращались к ОАО «Просветский леспромхоз».

Заслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей Афанасьева Н.А., показавшего, что имеет дом в п. Старый Просвет, который подключен к электролинии ОАО «Просветский леспромхоз», свидетеля Пономарева В.А., показавшего, что за подключением к электролинии в сельский совет он не обращался, а подключил электроэнергию от соседей, свидетеля Урванцеву Н.А., показавшую, что по вопросу подключения к электролинии её муж обращался в сельский совет, специалиста Федько С.А., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что в п. Старый Просвет Кетовского района производится застройка улицы Боровая. Данная улица в настоящее время не электрифицирована.

Согласно п. 4, 10 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 131) к вопросам местного значения поселения относится, в том числе организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом; создание условий для обеспечения жителей поселения услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания

В силу п. 1 ч. 2 ст. 50 ФЗ № 131 в собственности поселений может находиться, в том числе имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов поселения.

Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что, электроснабжение, как таковое, не осуществляется непосредственно органами местного самоуправления, а организовывается ими. Так, организация электроснабжения населения в границах соответствующего муниципального образования может включать в себя обеспечение надлежащего содержания имущества, предназначенного для этих целей и относящегося к муниципальному имуществу, содействие в надлежащем содержании такого имущества иных форм собственности, совершение действий способствующих снабжающей сетевой организации и гражданам подключению принадлежащих им потребителей электроэнергии к электрическим сетям.

Положение п. 4 ч. 1 ст. 14 ФЗ № 131, возлагающее на поселение организацию электроснабжения населения в границах поселения, имеет характер общей нормы – оно устанавливает соответствующее направление деятельности данных муниципальных образований, но не объем полномочий, которыми они обладают для решения этого вопроса местного значения.

Такие полномочия в сфере электроснабжения определяются в системе правового регулирования, включающей помимо ФЗ № 131, специальные федеральные законы, регулирующие правоотношения в этой сфере, в частности – Федеральный закон от 26.03.2003 №N 35-ФЗ «Об электроэнергетике».

Таким образом, по смыслу ФЗ № 131 органы местного самоуправления должны, в частности, обеспечивать надежную и устойчивую деятельность исполнителя по электроснабжению, гарантируя комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.

Под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, предоставляющее услугу по электроснабжению и отвечающее за обслуживание разводящих и внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляется услуга по электроснабжению.

Таковым исполнителем, в границах муниципального образования «Старопросветский сельсовет» является ОАО «Просветский леспромхоз», что сторонами не оспаривалось.

Таким образом, учитывая то, что Администрацией Старопросветского сельсовета с ОАО «Просветский леспромхоз» заключён договор на технологическое присоединение к электрическим сетям, что по мнению суда свидетельствует о действиях, направленных на организацию электроснабжения ул. Боровая в п. Старый Просвет, в рамках тех полномочий, которые предоставлены органу местного самоуправления ФЗ № 131, суд не находит оснований для удовлетворения требований прокурора о признании факта бездействия Администрации Старопросветского сельсовета в части неосуществления полномочий по организации электроснабжения ул. Боровая п. Старый Просвет.

29 апреля 2008 года между ОАО «Просветский леспромхоз» (Исполнитель) и администрацией Старопросветского сельсовета (Заказчик) заключён договор на технологическое присоединение к электрическим сетям (далее – Договор).

Предметом данного договора, в соответствии с п. 1.1., является: предоставление Исполнителем Заказчику права на технологическое присоединение проектируемых ТП-250 кВа и электролиний ВЛ-0,4 кВ по ул. Боровая и Зелёная в п. Старый Просвет к электросетям Исполнителя.

В соответствии с п. 1.3.1.3 Договора Заказчик принял на себя обязательства выполнить технические условия, подготовленные Исполнителем, которые последний должен подготовить и передать Заказчику в течение 3-х рабочих дней с момента заключения Договора (п. 1.2. Договора).

Из п. 2.2 технических условий (имеющих отметку о том, что главой администрации сельсовета договор подписан только 3 октября 2008 года), которые переданы Исполнителем Заказчику 13 октября 2008 года, следует, что Заказчик должен построить разводящие электросети ВЛ-0,4 кВ.

Согласно ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закон об электроэнергетике) технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ, и носит однократный характер.

Согласно абз. 15 ч. 1 ст. 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

Положение данной нормы, возлагающее обязанность по строительству объектов электросетевого хозяйства, в рамках договора об осуществлении технологического присоединения, на сетевую организацию, вопреки доводам представителя ОАО «Просветский леспромхоз» содержалось и в редакции Закона об электроэнергетике от 14.07.2008, действовавшей на момент заключения Договора.

По определению ст. 3 Закона об электроэнергетике территориальная сетевая организация – это коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии, которые включают комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.

Обязательство по совершению действий, указанных в ст. 3 Закона об электроэнергетике, возникает у сетевой организации в силу ст. 26 данного Закона по договору об осуществлении технологического присоединения и состоит в реализации определенных мероприятий, необходимых для осуществления технологического присоединения.

Из п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861, следует, что без договора об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям не может быть заключен договор на оказание услуг по передаче электрической энергии.

Пункт 3 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 № 861 (далее - Правила технологического присоединения), обязывает сетевую организацию выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению, а п. 6 этих Правил устанавливает обязательность заключения для сетевой организации договора об осуществлении технологического присоединения.

Исходя из ст. 26 Закона об электроэнергетике, по договору об осуществлении технологического присоединения плата взимается однократно, договор заключается единожды и при смене собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств (объектов электроэнергетики) повторное заключение такого договора не предполагается.

Таким образом, услуга по осуществлению сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению к ее электрическим сетям в отрыве от услуги по передаче электрической энергии, оказываемой этой сетевой организацией, самостоятельного значения не имеет.

При этом данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.

Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии). Возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.

По смыслу п. 25 Правил технологического присоединения, с учётом п. 12.1 и 14 данных Правил, строительство новых линий электропередачи, подстанций, увеличение сечения проводов и кабелей, замена или увеличение мощности трансформаторов, расширение распределительных устройств, установка устройств регулирования напряжения для обеспечения надежности и качества электроэнергии подлежат исполнению самой сетевой организацией за счет ее средств.

В соответствии с п. 4 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, определяющих порядок заключения, изменения и исполнения договора о подключении строящегося, реконструируемого или построенного, но не подключенного здания, строения, сооружения или иного объекта капитального строительства к входящим в систему коммунальной инфраструктуры сетям инженерно-технического обеспечения, включающим электро-, тепло-, газо-, водоснабжение, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 № 360, сетевая организация обеспечивает осуществление мероприятий на эксплуатируемых электрических сетях по увеличению их мощности и (или) пропускной способности, включая создание новых объектов, а в случае необходимости обеспечивает осуществление таких мероприятий иными организациями коммунального комплекса, эксплуатирующими технологически связанные сети соответствующего вида.

При этом работы по фактическому присоединению энергопринимающих устройств юридических и физических лиц к электрической сети, как следует из положений ст. 26 Закона об электроэнергетике и п. 7 Правил технологического присоединения, выполняются на основании заключенного ими с сетевой организацией договора о подключении к электрическим сетям.

Затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию объектов электросетевого хозяйства, в силу положения ст. 26 Закона об электроэнергетике включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение.

Согласно п. 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системе коммунальной инфраструктуры в случае, если объекты электросетевого хозяйства включены в инвестиционные программы субъектов естественных монополий в соответствии с законодательством Российской Федерации либо в утверждаемые представительными органами местного самоуправления инвестиционные программы, целью которых является реализация программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры, в состав необходимой валовой выручки включаются экономически обоснованные расходы на строительство и реконструкцию указанных объектов электросетевого хозяйства, осуществляемые в целях присоединения новых и (или) увеличения мощности устройств, присоединенных ранее.

Согласно справкам заместителя главы Администрации Кетовского района Лушниковой О.Н. № 91 и 92 от 28 февраля 2012 года в 2008-2011 годах Администрации Старопросветского сельсовета средства на строительство и содержание электролиний по ул. Боровой в п. Старый Просвет не выделялись. Администрация Старопросветского сельсовета в областную программу «Социальное развитие села Курганской области до 2010 года» для строительства электролиний по ул. Боровой в п. Старый Просвет не включалась.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста начальник Кетовского РЭС Федько С.А. показал, что – в силу постановления № 861 РФ, строить электролинию должен владелец сетей. Оплата труда производится из расчета 550 рублей. По заявлению заинтересованного лица на подключение к электролинии владелец сетей должен построить электролинию в течение 6 месяцев. В п. Старый Просвет электрические сети принадлежат ОАО «Просветский леспромхоз», поэтому оно и должно построить электролинию по договору на технологическое подключение. Постройка новой электролинии согласовывается с органом местного самоуправления или муниципального образования. Сельсовет может только помочь, подсказать, где удобнее построить подстанцию. Без разрешения сельсовета построить электролинию нельзя. Если производится застройка новой улицы, то должна быть построена и новая линия электропередач.

Таким образом, ссылку истца, а также представителя ОАО «Просветский леспромхоз» на указанное положение технический условий, как на доказательство бездействия ответчика и как на основание о возложении обязанности по выполнению данных работ на ответчика, суд находит необоснованной.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении требований о возложении на Администрацию Старопросветского сельсовета обязанности в срок до 1 апреля 2012 года организовать электроснабжение ул. Боровая п. Старый Просвет путём установки линии электропередач на указанной улице и технологического присоединения последней к электролинии ВЛ-10 кВ, принадлежащей ОАО «Просветский леспромхоз».

Право на изменение исковых требований, а также право на привлечение в качестве соответчика иного лица судом прокурору разъяснялось, однако прокурор настаивал на исковых требованиях именно к Администрации Старопросветского сельсовета, и именно в том виде, в котором они заявлены.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований прокурора Кетовского района Курганской области в интересах неопределённого круга лиц к Администрации Старопросветского сельсовета Кетовского района о признании бездействия незаконным, возложении обязанности организовать электроснабжение путём установки электролинии, отказать.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд.

Судья С.А. Шелепов

(мотивированное решение изготовлено 20 марта 2012 года)