о ликвидации несанкционированной свалки.



Дело № 2-13/12

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,

при секретаре Жукове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 27 февраля 2012 г. в с. Кетово Кетовского района Курганской области гражданское дело по иску садоводческого кооператива «Звёздочка-2» ОВД Кетовского района к администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, ООО «Наука и Практика» о запрете застройки полигона твердых бытовых отходов, проведения изыскательских работ и экспертизы для строительства полигона твёрдых бытовых отходов,

У С Т А Н О В И Л:

    Садоводческий кооператив «Звёздочка-2» ОВД Кетовского района (далее – СК «Звёздочка-2») обратился в суд с иском к администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, ООО «Наука и практика» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную вблизи СК «Звёздочка-2», запрете застройки полигона для хранения твёрдых бытовых отходов (далее – ТБО). В обоснование заявленных требований указали, что администрацией Кетовского сельсовета организована свалка, расположенная в 220 м. от границ СК «Звёздочка-2». С 20.04.2011 г. на данную свалку производится отгрузка мусора частными лицами и организациями. Свалка ни кем не контролируется, территория не опахана. Рядом со свалкой имеется сухая трава. Всё это создаёт пожароопасную обстановку для СК «Звёздочка-2». Согласования о размещении свалки в непосредственной близости от кооператива не было. В настоящее время в 2012 г. планируется на данном месте застройка полигона для хранения ТБО, при этом не учтено, что границы кооператива находятся в 220 м. от границ предполагаемого размещения полигона.

    Определением Кетовского районного суда Курганской области производство по делу в части иска СК «Звёздочка-2» к администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, ООО «Наука и Практика» о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку прекращено.

    В ходе рассмотрения дела исковые требования СК «Звёздочка-2» дополнены требованием о запрете проведения изыскательских работ и экспертизы для строительства полигона твёрдых бытовых отходов. В обоснование требований указано, что ООО «Наука и практика» передан в аренду земельный участок для проектирования и строительства полигона ТБО с кадастровым номером 45:08:030707:427, площадью 135898 кв.м., границы которого расположены на расстоянии менее 500 м. от других садоводческих кооперативов, а изыскательные работы и экспертизу ООО «Наука и практика» проводит на территории земельных участков с кадастровым номером 45:08:030707:427, площадью 135898 кв.м. и кадастровым номером 45:08:030707:428, площадью 94581 кв.м., который расположен на расстоянии менее 500 кв.м. от СК «Звёздочка-2». Просят запретить вышеуказанные работы на территории данных земельных участков.

    Представители истца, действующие в силу Устава Шаршуков В.И., и – на основании доверенности Поддубный В.А., в судебном заседании от исковых требований о запрете застройки полигона ТБО и запрете проведения изыскательских работ отказались. Отказ принят судом, о чём вынесено определение о прекращении производства по делу в части. Остальные требования поддержали, пояснив, что в настоящее время изыскательские работы на земельном участке с кадастровым номером 45:08:030707:428, расположенном в непосредственной близости от земельного участка СК «Звёздочка-2» проведены, ведутся работы по проектированию строительных работ полигона ТБО, после чего документы будут направлены на государственную экспертизу. Поскольку все документы по строительству полигона ТБО не содержат данных о месте расположения СК «Звёздочка-2» в непосредственной близи от границы выделенного под строительство полигона ТБО земельного участка, следовательно, государственная экспертиза данных документов будет проведена в отсутствие объективных данных о нахождении в непосредственной близости с полигоном садоводческого кооператива. Просят запретить проведение государственной экспертизы проектных документов без учёта данных о наличии вблизи предполагаемого строительства полигона ТБО садоводческого кооператива «Звёздочка-2».

    Представитель ответчика – администрации Кетовского сельсовета, действующая по доверенности Бессонова Н.М. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что администрация Кетовского района по итогам аукциона заключила с ООО «Наука и Практика» договор аренды земельного участка от 20.04.2011 г. № 997 для размещения полигона ТБО. Поскольку для заключения экспертизы о возможности эксплуатации земельного участка для размещения ТБО необходимо провести изыскательские работы, по согласованию с администрацией Кетовского района администрация Кетовского сельсовета и ООО «Наука и Практика» заключили договор субаренды части данного земельного участка для временного размещения отходов ТБО на 6 мес. Граждане размещали ТБО в 300 м., а не в 500 м. от садоводства, поэтому решением суда по иску прокурора Кетовского района администрацию Кетовского сельсовета обязали ликвидировать свалку. В настоящее время экспертное заключение по размещению полигона ТБО не готово. Решением комиссии по ликвидации ЧС от 14.10.2011 г. администрации Кетовского сельсовета было рекомендовано организовать место для временного размещения отходов для населения с. Кетово и дачных кооперативов. 31.10.2011 г. был заключён договор субаренды на часть земельного участка сроком на 6 мес. При отводе земельного участка для размещения полигона ТБО с правлением кооператива «Звездочка-2» согласование не проводилось, т.к. кооператив не является смежным землепользователем земельного участка. Полагает, что администрация Кетовского сельсовета не является в данном случае надлежащим ответчиком по делу. Запретить проведение государственной экспертизы невозможно, поскольку это необходимая стадия при проектировании и строительстве полигонов ТБО.

    Представитель ответчика – ООО «Наука и Практика», действующий по доверенности Чернаков Н.Н. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что государственная экспертиза является одной из обязательных стадий подготовки строительства полигона. На данную экспертизу направляются все документы, направленные на строительство полигона ТБО. Данной стадии предшествуют следующие этапы: выделение земельного участка; санитарно-эпидемиологическая экспертиза; инженерные изыскания; составляется градостроительный план земельного участка; разрабатывается проект полигона ТБО; разрабатывается проект санитарно-защитной зоны; государственная экологическая экспертиза. Только потом государственная экспертиза документов, по результатам которой выдается разрешение на строительство полигона ТБО.В настоящее время работы находятся на этапе разработки проекта полигона ТБО, после чего будет разрабатываться проект санитарно-защитной зоны, где и будет установлено, имеются ли нарушения в данной области. Полагал, что исковые требования заявлены преждевременно, а потому подлежат оставлению без удовлетворения.

    Представитель ответчика – администрации Кетовского района, действующий по доверенности Зинченко Н.В., в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что земельные участки с кадастровым номером 45:08:030707:427 площадью 135898 кв.м. и с кадастровым номером 45:08:030707:428 площадью 94581 кв.м., используются в качестве полигона для утилизации твёрдых бытовых отходов ООО «Наука и Практика», в настоящее время на них ведутся изыскательские работы, т.е. изучение природных условий и факторов техногенного воздействия в целях рационального и безопасного использования территорий и земельных участков в их пределах, подготовка данных по обоснованию материалов, необходимых для территориального планирования. В соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств установлен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны для полигона ТБО 2 класса опасности – 500 м. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности. Границы санитарно-защитной зоны будут определяться после заключения экспертизы с учётом проекта санитарно-защитной зоны, полагают, исковые требования удовлетворению не подлежат.

    Представитель 3-го лица – Управления Роспетребнадзора по Курганской области, действующая по доверенности Трофимова М.В. в судебном заседании оставила разрешение требований на усмотрение суда, пояснив, что при выделении земельного участка под строительство полигона ТБО по результатам проведённой экспертизы ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области» было дано заключение о соответствии выделенного участка санитарно-эпидемиологическим нормам и правилам.

    Представитель 3-го лица – Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просили рассмотреть дело в их отсутствие, оставили рассмотрение требований на усмотрение суда, указав, что Департамент не имеет полномочий по госэкспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий объектов по размещению отходов 1-5 классов опасности, к каким относится спорный объект. Документы, представленные на госэкспертизу ООО «Наука и Практика» были возвращены заявителю в связи с отказом Департамента по вышеизложенным основаниям.

    Представитель 3-го лица – Управления Росприроднадзора по Курганской области в судебное заседание не явился, в письменном отзыве просили рассмотреть дело в их отсутствие, оставили разрешение требований на усмотрение суда, указав, что процедура отвода земельного участка под строительство полигона захоронения твёрдых бытовых отходов, а также разработка, утверждение проектной документации на строительство объекта размещения отходов предполагает согласование с уполномоченными органами. В дальнейшем проектная документация проходит экологическую и государственную экспертизы. Экологическая экспертиза предполагает установление соответствия документов или документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность экологическим требованиям в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду. Управление Росприроднадзора организует и проводит государственную экологическую экспертизу федерального уровня. До настоящего времени ООО «Наука и Практика» проектная документация на строительство полигона, расположенного вблизи садоводческого кооператива «Звёздочка-2», для проведения экологической экспертизы в Управление Росприроднадзора не поступала. Кроме того, граждане и общественные организации (объединения) имеют право выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы хозяйственной и иной деятельности, реализация которой затрагивает экологические интересы населения, проживающего на данной территории, направлять в письменной форме федеральному органу исполнительной власти и органам государственной власти субъектов РФ аргументированные предложения по экологическим аспектам намечаемой хозяйственной и иной деятельности, получать от федерального органа исполнительной власти и органов государственной власти субъектов РФ, организующих проведение государственной экологической экспертизы конкретных объектов экологической экспертизы, информацию о результатах её проведения. При подготовке заключения государственной экологической экспертизы экспертной комиссией и при принятии решения о реализации объекта экспертизы должны рассматриваться материалы, направленные в экспертную комиссию и отражающие общественное мнение.

    Представитель 3-го лица – Департамента природных ресурсов по Курганской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил, самостоятельного мнения по существу иска не представил.

    С учётом мнения лиц, участвующих в деле, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

    Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Установлено, что 15.05.1992 г. постановлением администрации Кетовского района Курганской области № 134.27 Кетовскому отделу внутренних дел предоставлен земельный участок, площадью 10,0 га пашни для коллективного садоводства.

    Постановлением администрации Кетовского района Курганской области от 21.09.2011 г. № 2106 садоводческому кооперативу «Звёздочка-2» Кетовского ОВД предоставлен в собственность бесплатно для эксплуатации имущества общего пользования земельный участок с кадастровым номером 45:08:030705:70 площадью 15347 кв.м., расположенный на землях сельскохозяйственного назначения, в границах муниципального образования Кетовский сельсовет по адресу: Курганская область, Кетовский район, садоводческий кооператив «Звёздочка-2 Кетовского ОВД».

    Схема расположения земельного участка СК «Звёздочка-2» на кадастровом плане для эксплуатации имущества общего пользования в границах квартала 45:08:030705 общей площадью 124841 кв.м. утверждена главой Кетовского сельсовета в 2009 г.

    Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 27.10.2011 г. серии 45 АА № 303793, садоводческий кооператив «Звёздочка-2» Кетовского ОВД является собственником земельного участка, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения – для эксплуатации имущества общего пользования, площадью 15347 кв.м., расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, садоводческий кооператив «Звёздочка-2 Кетовского ОВД», кадастровый номер 45:08:030705:70.

    По данным землеустроительного дела № 2/2057 по установлению границ земельного участка для размещения свалки ТБО в с. Кетово, следует, что в 2006 г. проведено межевание границ земельного участка для размещения свалки твёрдых бытовых отходов, расположенной в 4-х км. юго-восточнее с. Кетово. По результатам межевания площадь участка составила 298041 кв.м.

    Ранее, постановлением администрации Кетовского района от 28.12.2000 г. № 824, данный участок был предоставлен Государственной заводской конюшне в аренду на 10 лет для сельскохозяйственных целей.

    Постановлением администрации Кетовского района от 08.08.2005 г. № 259 договор аренды с ФГУ «Государственная заводская конюшня «Курганская» с ипподромом» расторгнут, земельный участок зачислен в районный фонд перераспределения.

    Из акта выбора земельного участка для организации свалки ТБО для с. Кетово от 07.09.2005 г. следует, что межведомственная комиссия произвела выбор земельного участка для свалки ТБО, ориентировочной площадью 29,8 га в 4-х км. юго-восточнее с. Кетово, восточнее пруда-накопителя Чаша из земель сельскохозяйственного назначения. При этом указано, что участок пригоден к организации свалки ТБО при условии соблюдения санитарных, экологических, противопожарных правил и норм размещения. К акту приложен планово-картографический материал М 1:10000, из которого усматривается отсутствие каких-либо данных о наличии вблизи отведённого земельного участка земельного участка, принадлежащего СК «Звёздочка-2».

    На основании обращения администрации Кетовского сельсовета, распоряжением администрации Кетовского района от 01.12.2005 г. № 389 земельный участок, выделенный для строительства полигона ТБО, передан администрации Кетовского сельсовета для муниципальных нужд.

    Постановлениями администрации Кетовского района от 14.09.2006 г. № 214 и от 10.10.2006 г. № 257 данный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование муниципальному образованию Кетовский сельсовет для организации свалки ТБО в с. Кетово.

    Постановлением администрации Кетовского района от 19.10.2006 г. № 268 муниципальному образованию Кетовский сельсовет предварительно согласовано место размещения земельного участка для организации свалки ТБО, площадью 29,8 га на землях сельскохозяйственного назначения Кетовского района в 4 км. юго-восточнее с. Кетово, восточнее пруда-накопителя Чаша.

    Из проекта территориального землеустройства № 2/2057 по предварительному согласованию места размещения полигона для переработки ТБО муниципальному образованию Кетовский сельсовет, утверждённого постановлением главы администрации Кетовского сельсовета № 140 от 02.11.2007 г. следует, что по территории предполагаемой свалки проходит ЛЭП 10 Кв. для электроснабжения садоводческих товариществ «Лесная поляна» и «Звёздочка-2».

    Администрацией Кетовского сельсовета получены технические условия на размещение свалки ТБО с. Кетово вблизи кабельных линий и междугороднего волоконно-оптического кабеля связи, а также заключения Отдела ГПН Кетовского района ГУ по делам ГОиЧС Курганской области, Главного государственного санитарного врача в Кетовском и Белозерском районах, Отдела архитектуры и градостроительства администрации Кетовского района о пригодности отведённого земельного участка для размещения свалки ТБО.

    Постановлениями администрации Кетовского района от 18.10.2007 г. № 643 и от 02.11.2007 г. № 140 утверждён проект границ земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 230482 кв.м., расположенного в 4 км. юго-восточнее с. Кетово, восточнее пруда-накопителя Чаша Кетовского района Курганской области, с целью последующего перевода в земли промышленности для размещения полигона для переработки ТБО.

    Распоряжением Правительства Курганской области от 19.06.2008 г. № 206-р осуществлён перевод земельного участка с кадастровым номером 45:08:03 07 07:0360 площадью 23,0482 га из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения для размещения полигона по переработке ТБО.

    В последующем данный земельный участок был разделён на 2 земельных участка с кадастровыми номерами 45:08:030707:427 и 45:08:030707:428, что следует из пояснений сторон в судебном заседании.

     На основании договора аренды земельного участка № 625 от 10.08.2009 г. администрация муниципального образования Кетовский район Курганской области передала в аренду ООО «Мастер» земельный участок для размещения полигона по переработке ТБО, кадастровый номер 45:08:030707:428, площадью 94581 кв.м., расположенный на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в границах муниципального образования Кетовский сельсовет, в 4 км. юго-восточнее с. Кетово, восточнее пруда-накопителя Чаша Кетовского района Курганской области, сроком на 10 лет, т.е. по 09.08.2019 г. Данный договор зарегистрирован в УФРС по Курганской области (ныне – Управлении Росреестра по Курганской области) 15.09.2009 г.

    По договору аренды земельного участка от 19.07.2010 г. № 997 администрация муниципального образования Кетовский район Курганской области по итогам конкурса по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для размещения полигона по переработке ТБО и на основании договора купли-продажи права на заключение договора аренды земельного участка № 1 от 12.07.2010 г., передала в пользование ООО «Наука и Практика» земельный участок с кадастровым номером 45:08:030707:427, площадью 135898 кв.м., расположенный на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в границах муниципального образования Кетовский сельсовет, в 4 км. юго-восточнее с. Кетово, восточнее пруда-накопителя Чаша Кетовского района Курганской области, сроком на 20 лет, т.е. по 18.07.2030 г. Данный договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Курганской области 24.02.2011 г.

    Согласно договору о передаче прав и обязанностей по договору от 28.01.2011 г. ООО «Мастер» уступило ООО «Наука и Практика» права и обязанности по договору № 625 аренды земельного участка от 20.08.2009 г. на земельный участок кадастровый номер 45:08:030707:428, площадью 94581 кв.м., расположенный на землях промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения в границах муниципального образования Кетовский сельсовет, в 4 км. юго-восточнее с. Кетово, восточнее пруда-накопителя Чаша Кетовского района Курганской области. Договор зарегистрирован в Управлении Росреестра по Курганской области 02.03.2011 г.

    Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.    Согласно ч. 1 ст. 34 данного Федерального закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности. При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (ст. 35).

    В соответствии со ст. 52 указанного Закона в целях обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, защиты природных комплексов, природных ландшафтов и особо охраняемых природных территорий от загрязнения и другого негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности устанавливаются защитные и охранные зоны. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений, животных и других организмов вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны, в кварталах, микрорайонах городских и сельских поселений - территории, зеленые зоны, лесопарковые зоны и иные зоны с ограниченным режимом природопользования. Порядок установления и создания защитных и охранных зон регулируется законодательством.

    В силу ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

    Статьей 20 данного Закона предусмотрено, что атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека. Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами. Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.

    В силу требований ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией, при этом в ч. 2 данной статьи указано определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы.

    Утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации - Первым заместителем Министра здравоохранения Российской Федерации Постановлением от 25 сентября 2007 N 74 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, указанные положения законов детализировали и предписывают, в частности, разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и определять ее размеры и границы. Так, согласно п. 2.1. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме. Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I - III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны должен быть обоснован проектом санитарно-защитной зоны с расчетами ожидаемого загрязнения атмосферного воздуха (с учетом фона) и уровней физического воздействия на атмосферный воздух и подтвержден результатами натурных исследований и измерений.

В соответствии с п. 2.5 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 N 16 введены в действие санитарные правила СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7, в соответствии с п. 2.1 которых, полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) определены как специальные сооружения, предназначенные для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.

Пунктом 3.2 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7 установлен размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно - защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно - защитной зоны производится в установленном порядке.

    Согласно п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности (к которым относятся полигоны ТБО) может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами. В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении (п.п. 3.2., 3.3).

В соответствии с п. 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать: жилую застройку, включая отдельные жилые дома, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

Из материалов экспертизы в отношении земельного участка для строительства полигона ТБО об установлении соответствия требованиям санитарного законодательства следует, что в соответствии с Материалами кадастрового деления, Приказом об утверждении кадастрового деления Кетовского района от 10.01.2001 г. № 10 квартал 45:08:030707, ограничен ориентирами: граница земель кадастрового квартала идёт на севере по оси полевой дороги в восточном направлении; по западной, южной и восточной границе земель коллективного садоводства «Звёздочка»; по восточной, северной границе земель коллективного садоводства «Звёздочка-2».

06.04.2011 г. Управлением Роспотребнадзора по Курганской области в адрес ООО «Наука и практика» направлено сообщение о несоответствии предназначенного для строительства полигона ТБО земельного участка п. 3.2 СанПин 2.1.7.1038-01. В представленных материалах отсутствует информация о предназначении рядом расположенных земельных участков, несоответствие кадастрового паспорта на отводимый земельный участок схеме расположения земельного участка.

Согласно справке ООО «Наука и Практика» № 138-НП от 12.05.2011 г., общая площадь земельного участка, отводимого под строительство полигона ТБО, составляет 13,2 га: земельный участок с кадастровым номером 428 площадью 9,6 га и земельный участок с кадастровым номером 427 площадью 3,6 га. Оставшаяся площадь земельного участка № 427, а именно 9,9 га будет использоваться для обеспечения санитарно-защитной зоны и хранения инертных материалов.

Согласно экспертному заключению, проведённому 16.05.2011 г. филиалом ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах», было установлено, что отводимый земельный участок под строительство полигона ТБО находится в 500 м. в восточном направлении от садов УВД, в 500 м. в северно-западном направлении от садов ЖБИ-2, в 500 м. в северно-западном направлении от садов «Кургандорстрой». В связи с чем дано заключение о соответствии земельного участка требованиям п. 3.2 СанПин 2.1.7.1038-01. На основании данного заключения выдано санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии земельного участка государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.

Однако в данных материалах экспертизы не указано расстояние границы отводимого земельного участка до границ садоводческого кооператива «Звёздочка-2», несмотря на то, что в соответствии с представленными документами: схемой расположения земельного участка с кадастровыми номерами 45:08:030707:428 и :427, схемой расположения земельного участка СК «Звёздочка-2» на кадастровом плане, кадастрового плана территории следует, что земельный участок, принадлежащий СК «Звёздочка-2» находится вблизи от границы земельного участка с кадастровым номером 45:08:030707:428, который как следует из схемы расположения земельного участка, имеющейся в материалах экспертизы, проведённой ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах», проектируется непосредственно под полигон.

Опрошенный в качестве свидетеля врач ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курганской области в Кетовском, Белозерском районах» Подборнов А.Л., непосредственно проводивший данную экспертизу в судебном заседании пояснил, что он выезжал на место проведения экспертизы, измерял расстояние от отводимого земельного участка под строительство полигона ТБО до ближайшего садового объединения с восточной стороны, которое составило 500 м. Однако до какого именно садоводческого объединения проводилось измерение пояснить не смог.

Как уже было выше указано, отводимый земельный участок с восточной стороны граничит с несколькими садоводческими кооперативами: «Звёздочка», сады УВД и «Звёздочка-2».

Из сообщения ООО «Региональный центр «Земля» от 17.02.2012 г. № 05 следует, что наименьшее расстояние между границей СК «Звёздочка-2», состоящей на кадастровом учёте и границей земельного участка с кадастровым номером 45:08:030707:428, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, Кетовский сельсовет, в 4 км. юго-восточнее с. Кетово, восточнее пруда-накопителя Чаша составляет примерно 182 м. А наименьшее расстояние между земельным участком с кадастровым номером 45:08:030707:452 по адресу: Курганская область, Кетовский район, Садоводческий кооператив «Звёздочка-2» Кетовского ОВД, участок № 132 и границей земельного участка с кадастровым номером 45:08:030707:428, составляет примерно 170 м.

Решением Кетовского районного суда Курганской области от 09.08.2011 г. на администрацию Кетовского сельсовета возложена обязанность организации работ по ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на расстоянии 300 м. от жилой застройки СК «Звёздочка-2» в срок до 20.10.2011 г. Из содержания указанного решения следует, что свалка располагалась на территории земельного участка, расположенного по адресу: Курганская область, Кетовский район, Кетовский сельсовет, в 4 км. юго-восточнее с. Кетово, восточнее пруда-накопителя Чаша, т.е. на отведённом под строительство полигона ТБО земельном участке.

При таких обстоятельствах следует вывод об имеющем месте нарушении на подготовительной стадии проектирования полигона ТБО требований санитарно-эпидемиологического законодательства в части определения санитарно-защитной зоны до близрасположенного садоводческого кооператива «Звёздочка-2»..

Представители истца просят запретить ООО «Наука и Практика» направлять проектные документы для проведения государственной экспертизы, указывая на то, что в них не отражены объективные данные о месте нахождения вблизи отведённого земельного участка под строительство полигона ТБО СК «Звёздочка-2», следовательно, будет дано заключение без учёта места нахождения их кооператива.

Из сообщений Управления государственной экспертизы от 07.10.2011 г. № 02-04/873, Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области от 07.12.2011 г. № 02-04/1055, ЗАО «Кургансельстрой» от 11.01.2012 г. № 3 следует, что в настоящее время разрабатывается пректно-сметная документация по строительству полигона ТБО. По состоянию на 30.12.2011 г. проведены изыскательские работы на отведённом для данных целей земельном участке, готовятся документы для проведения государственной экспертизы проектной документации, которая является обязательной стадией при проектировании и строительстве таких объектов, как полигон ТБО. Данная экспертиза проводится ФГУ «Главгосэкспертиза России» по представленной проектной документации на её соответствие требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий. Предметом государственной экспертизы результатов инженерных изысканий является оценка их соответствия требованиям технических регламентов (ст.ст. 6, 49 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ), ст. 10 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 27, 34 Постановления Правительства РФ от 05.03.2007 г. № 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»).

Поскольку проведение государственной экспертизы, как уже было указано выше является обязательным при проектировании и строительстве полигона ТБО и только по результатам государственной экспертизы можно определить соответствие или несоответствии проектной документации всех требований технических регламентов, следовательно, запретить направление проектной документации на государственную экспертизу вообще, нецелесообразно и не входит в компетенцию суда, поскольку в силу п. 10 ст. 49 ГрК РФ в судебном порядке может быть обжаловано только заключение государственной экспертизы.

    Однако, поскольку проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03), а согласно п. 2.10 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размер санитарно-защитной зоны для предприятий I и II класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами, учитывая, что в настоящее время ООО «Наука и практика» не заключено договоров на составление проекта санитарно-защитной зоны с учётом месторасположения вблизи проектируемого объекта – полигона ТБО садоводческого кооператива «Звёздочка-2», данный проект не разработан, не согласован в установленном порядке, суд полагает возможным исковые требования СК «Звёздочка-2» удовлетворить частично, запретив ООО «Наука и Практика» направление на государственную экспертизу проектную документацию на строительство объекта «Полигон ТБО» в 4-х км. юго-восточнее с. Кетово Кетовского района Курганской области до разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны полигона твёрдых бытовых отходов вблизи СК «Звёздочка-2».

    Удовлетворяя исковые требования в данном виде, суд исходит из установленных требований ст.ст. 11 и 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», устанавливающих обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц выполнять требования санитарного законодательства и прекратить деятельность в случае нарушений санитарных правил.

    Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Садоводческого кооператива Кетовского ОВД «Звёздочка-2» к администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области, ООО «Наука и Практика» о запрете проведения экспертизы для строительства полигона твёрдых бытовых отходов, удовлетворить частично.

    Запретить ООО «Наука и Практика» направлять на государственную экспертизу проектную документацию на строительство объекта «Полигон ТБО» в 4-х км. юго-восточнее с. Кетово Кетовского района Курганской области до разработки и утверждения проекта санитарно-защитной зоны полигона твёрдых бытовых отходов вблизи СК «Звёздочка-2».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения мотивированного решения через Кетовский районный суд.

    Мотивированное решение вынесено 02 марта 2012 г.

Судья:                    Тренихина Т.В.