о возмещении морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности.



Дело 2-43/12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,

при секретаре Жукове В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области 28 марта 2012 года гражданское дело по иску Лопаревой С.Г. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования,

УСТАНОВИЛ:

    

    Лопарева С.Г. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о возмещении морального вреда, причиненного незаконным уголовным преследованием. В обоснование заявленных требований указала, что в феврале 2009 года в отношении неё возбуждалось и расследовалось уголовное дело по факту получения взятки за незаконные действия, а также внесения в официальные документы заведомо ложных сведений, она обвинялась в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 290 ч. 2, 292 ч. 1 УК РФ. В ходе предварительного следствия и на период судебного разбирательства в отношении неё избиралась мера пресечения в виде подписки о невыезде. Приговором Кетовского районного суда от 15.09.2011 г. она оправдана по предъявленному ей обвинению в связи с отсутствием в деянии составов преступлений. Незаконным уголовным преследованием ей причинен моральный вред, так, в результате следственных действий, проведенных 06.02.2009 г. её держали в кабинете оперативных сотрудников Кетовского РОВД с 13:30 до 21:30, не давали ни есть, ни пить, не отпускали покормить 8-месячного ребенка, в результате у неё пропало молоко, что отразилось на состоянии здоровья ребенка. У неё также ухудшилось здоровье, она претерпевала унижение достоинства и деловой репутации перед коллегами, унижение перед соседями, присутствовавшими при производстве обыска. В связи с уголовным преследованием 20.01.2012 г. она была уволена с занимаемой должности старшего преподавателя в связи с неизбранием по конкурсу на занимаемую должность. Ею было затрачено время на неоднократные явки по повесткам на допросы и в судебные заседания, она испытывала страх понести незаслуженное наказание. Оценивает причиненный ей моральный вред в 500 000 рублей. Просит взыскать с ответчика процессуальные издержки - оплату услуг представителя в сумме 5 000 рублей.

    Истец и её представитель, действующий по ордеру адвокат Ковальский Р.С. в судебном заседании заявленные требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении.

    Представитель ответчика в судебное заседание не явился, от них поступило письменное заявление, в котором просили рассмотреть дело в их отсутствие. В письменном отзыве с исковыми требованиями не согласились, считают себя ненадлежащим ответчиком по делу. Полагают, что в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина. В связи с тем, что предварительное следствие производится по уголовному делу о преступлении, предусмотренному ч. 1 ст. 290, ч. 2 ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации, следователями управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по Курганской области, надлежащими представителями казны Российской Федерации по иску Лопаревой С.Г. будет Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации как главный распорядитель бюджетных средств, в ведомственной принадлежности которого находится орган, причинивший вред истцу. Требования Лопаревой С.Г. о компенсации морального вреда в размере 500 000 рублей считают необоснованными и явно завышенными, что не соответствует принципам разумности и справедливости, применяемым при определении сумм компенсации морального вреда. Истцом не представлено доказательств того, что 06.02.2009 в отношении неё действительно проводились следственные действия, продолжительностью 8 часов, и что они повлекли негативные последствия, указанные истцом в исковом заявлении. Кроме того, не представлено доказательств того, что с истцом не был продлен служебный контракт по причине уголовного преследования, а не иным причинам. Понесенные расходы на оплату услуг адвоката также считают истцом не доказанными. Просили в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель 3-го лица - прокуратуры Кетовского района Курганской области – помощник прокурора Малетина Е.А. в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась частично, считая сумму компенсации морального вреда завышенной, размер компенсации оставила на усмотрение суда.

    С учётом мнения истца, её представителя, представителя 3-го лица, суд определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившегося ответчика, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ.

    Заслушав пояснения истца, её представителя, представителя третьего лица, исследовав письменные материалы дела, суд находит заявленные требования обоснованным и подлежащими удовлетворению частично.

    Как установлено судом из пояснений истца, следует из материалов уголовного дела № 1-132/2011 г. по обвинению Лопаревой С.Г. в совершении преступлений, предусмотренных п. 2 ст. 290, ч. 1 ст. 292 УК РФ, 06.02.2009 г. СО при ОВД по Кетовскому району возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ.

16.02.2009 г. в отношении подозреваемой Лопаревой С.Г. избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

Приговором Кетовского районного суда от 15.09.2011 г. Лопарева С.Г. оправдана по предъявленному ей обвинению в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 290 ч. 2, 292 ч. 1 УК РФ в связи с отсутствием в деянии составов преступлений. Мера пресечения – подписка о невыезде – отменена. За Лопаревой С.Г. признано право на реабилитацию.

Кассационным определением судебной коллегии по уголовным делам Курганского областного суда от 27.10.2011 г. приговор Кетовского районного суда от 15.09.2011 г. в отношении Лопаревой С.Г. оставлен без изменения.

В соответствии с ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 133 УПК РФ, право на реабилитацию включает в себя право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах. Вред, причиненный гражданину в результате уголовного преследования, возмещается государством в полном объеме независимо от вины органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора и суда. Право на реабилитацию, в том числе право на возмещение вреда, связанного с уголовным преследованием, имеют: подсудимый, в отношении которого вынесен оправдательный приговор.

В силу ч. 2 ст. 136 УПК РФ иски о компенсации за причиненный моральный вред в денежном выражении предъявляются в порядке гражданского судопроизводства.

В ст. 151 ГК РФ предусмотрено, что если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ (статья 1100 ГК РФ).

Согласно ст. 1101 ГК РФ, компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку Лопарева С.Г. была незаконно привлечена к уголовной ответственности и ей незаконно была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, то ее требования о взыскании компенсации морального вреда законны и обоснованны.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает, что срок незаконного уголовного преследования в отношении Лопаревой С.Г. составил более 2,5 лет (с 06.02.2009 г. по 27.10.2011 г.). Также суд учитывает, что к Лопаревой С.Г. применялись меры процессуального принуждения и пресечения, ограничивающие права и свободы личности, а именно Лопарева С.Г. была задержана в качестве подозреваемой в совершении преступления и ей была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде, впоследствии предъявлялось обвинение, дело направлялось для рассмотрения в суд.

Однако заявленный истцом размер компенсации морального вреда в сумме 500 000 рублей суд считает завышенным и не соответствующим представленным доказательствам о характере и объеме причиненных ей нравственных страданий.

Так, Лопарева С.Г. указывает, что 06.02.2009 г. её держали в кабинете оперативных сотрудников Кетовского РОВД с 13:30 до 21:30, не давали ни есть, ни пить, не отпускали покормить грудного ребенка, в результате у неё пропало молоко, что отразилось на состоянии здоровья ребенка. Доказательств данных фактов суду не представлено, действия сотрудников РОВД Лопарева С.Г. не обжаловала в установленном законом порядке, в больницу по поводу ухудшения здоровья ребёнка не обращалась. Из материалов уголовного дела № 1-132/11 по обвинению Лопаревой С.Г. следует, что 06.02.2009 г. с 13-25 по 14-15 она участвовала в осмотре места происшествия по месту своей работы, в 15-15 у неё было взято объяснение и в 16-45 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 290 УК РФ. Таким образом, доказательств восьмичасового задержания в помещении Кетовского РОВД Лопаревой С.Г. не представлено.

На основании приказа № 5/3 от 23.01.2012 г. ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева», старший преподаватель кафедры технологии и организации строительного производства Лопарева С.Г. освобождена от занимаемой должности 20.01.2012 г. на основании п. 4 ст. 336 ТК РФ в связи с неизбранием по конкурсу на занимаемую должность.

В соответствии с протоколом № 5 заседания ученого совета и протоколом № 36 счетной комиссии ученого совета ФГБОУ ВПО «Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева» от 20.01.2012 г., против избрания Лопаревой С.Г. на должность старшего преподавателя кафедры технологии и организации строительного производства из 48 человек проголосовали 32. Нарушений при проведении голосования не зафиксировано. Увольнение Лопаревой С.Г. произведено после вынесении в отношении неё оправдательного приговора.

Таким образом, судом не установлено причинно-следственной связи между привлечением Лопаревой С.Г. к уголовной ответственности и освобождением её от занимаемой должности в связи с неизбранием по конкурсу, а истцом не доказано, что именно в результате уголовного преследования её не избрали на указанную должность.

С учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, характера причиненных Лопаревой С.Г. физических и нравственных страданий (душевных переживаний, обусловленных незаконным привлечением к уголовной ответственности и незаконным избранием меры пресечения в виде подписки о невыезде), а также конкретных обстоятельств дела, суд находит возможным удовлетворить исковые требования частично, взыскав компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей. Суд считает, что данный размер выплаты соответствует установленным фактическим обстоятельствам дела, обстоятельствам причинения вреда, а также отвечает требованиям разумности и справедливости.

При определении надлежащего ответчика по данному делу, суд находит доводы представителя Минфина РФ о том, что ответственность в данном случае возложена законом на Следственный комитет при прокуратуре РФ, неправомерными.

Так, согласно ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В соответствии со ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с указанным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступает соответствующий финансовый орган, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган.

Согласно ч. 1 ст. 242.2 БК РФ обязанность по исполнению судебных актов по искам о возмещении вреда, причиненного действиями государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, возложена на Минфин России.

От имени Минфина России по специальному поручению могут выступать в суде государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).

Таким образом, из содержания указанных норм закона следует, что надлежащим ответчиком по иску Лопаревой С.Г. о возмещении вреда, причиненного ей незаконным привлечением к уголовной ответственности, является Минфин России, а не Следственный комитет при прокуратуре РФ, следовательно, взыскание должно быть произведено с Министерства финансов РФ за счёт казны РФ.

Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно квитанции № 000544 от 06.02.2012 г. адвокат Ковальский А.С. получил от Лопаревой С.Г. за оказание юридической помощи 5 000 рублей, в том числе представление интересов Лопаревой С.Г. при рассмотрении иска о взыскании морального вреда в результате незаконного уголовного преследования.

С учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела, категории дела, продолжительности рассмотрения, с учётом разумности понесенных расходов, суд полагает возможным удовлетворить требования о взыскании расходов на оплату услуг представителя с ответчиков в полном объёме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лопаревой С.Г. к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого в результате незаконного уголовного преследования, удовлетворить частично.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счёт казны Российской Федерации в пользу Лопаревой Светланы Геннадьевны компенсацию морального вреда в сумме 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей, расходы по оплате услуг представителя в сумме 5 000 (пяти тысяч) рублей, итого - 55 000 (пятьдесят пять тысяч) рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц через Кетовский районный суд с момента вынесения полного текста решения.

    Мотивированное решение изготовлено 02 апреля 2012 г.

Судья Т.В. Тренихина