Дело № 2-840/12
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Тренихиной Т.В.,
при секретаре Жукове В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 20 июля 2012 года в с. Кетово Кетовского района Курганской области гражданское дело по иску Романова С.А. к администрации Кетовского района Курганской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Романов С.А. обратился в суд с иском к администрации Кетовского района Курганской области о предоставлении по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, расположенного в черте с. Кетово Кетовского района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям. Впоследствии заявленные требования изменил, просил обязать администрацию Кетовского района поставить его на учет как нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения как лица, относящегося к категории граждан из детей-сирот, оставшихся без попечения родителей; представить ему благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарным и техническим нормам, в пределах с. Кетово Кетовского района Курганской области, размером не менее 18 кв.м. общей площади. В обоснование иска указал, что на основании решения Кетовского районного суда от 06.05.1996 г. администрацией Кетовского района № 37 от 05.02.1996 г. над ним была установлена опека, как над оставшимся без попечения родителей, опекуном назначена его бабушка Свинина Л.П. Его мать решением суда была лишена родительских прав, а сведения об отце в актовую запись о рождении были внесены со слов матери. При обращении в администрацию Кетовского района и Управление народного образования с заявлением в постановке на учет для получения жилой площади, ему было отказано в связи с тем, что за ним закреплено жилье по пер. Песчаный, 9 с. Кетово Кетовского района Курганской области. Считает, что данным отказом нарушены его права как сироты, предоставленные вышеназванным Законом, т.к. квартира по <адрес> имеет площадь 58,6 кв.м., в ней без него прописано 8 человек, а в данный момент проживают 13 человек, поэтому выделить для него отдельную жилую площадь не предоставляется возможным. Квартира ведомственная, принадлежит организации.
В судебном заседании представитель истца Свинина Л.П., действующая на основании доверенности, на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Кетовского района Курганской области, действующий по доверенности Баитов И.Е., в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, просил учесть, что в настоящее время решением Кетовской сельской Думы определён размер предоставляемого жилого помещения 15 кв.м., а не 18 кв.м.
Представитель 3-го лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Управления народного образования администрации Кетовского района Курганской области в судебное заседание не явился, извещался своевременно, надлежащим образом, о причине не явки суд не уведомил.
Представитель 3-го лица - Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещался своевременно, надлежащим образом, в суд представили заявление с просьбой о рассмотрении дела без их участия. В письменном отзыве указали, что вне зависимости от порядка предоставления жилого помещения, требуется постановка на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Истец на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, не состоит, требование о предоставлении жилого помещения не подлежит удовлетворению.
Суд, с учетом мнения участников процесса, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания, в соответствии ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав объяснения участников процесса, огласив письменный отзыв представителя неявившегося 3-го лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что Романов Сергей Алексеевич 26.08.1991 года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Федеральный закон от 21.12.1996 года № 159-ФЗ), поскольку его мать – Свинина Ольга Александровна лишена родительских прав, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери, о чём представлены запись акта о рождении № 54 от 20.09.1991 года; свидетельство о рождении серии I-БС № 684568, выданное 10.04.2009 г. администрацией Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области; решение Кетовского районного суда Курганской области от 06.05.1996 г.
Постановлением администрации Кетовского района Курганской области от 10.03.2009 г. № 249 за несовершеннолетним Свининым Сергеем Алексеевичем было закреплено право проживания по адресу: <адрес>, по месту регистрации опекуна и фактического проживания ребенка.
22.04.2009 г. постановлением администрации Кетовского района Курганской области № 230, над Свининым С.А. назначена опека, опекуном назначена Свинина Л.П.
В соответствии со свидетельством о перемене имени серии 1-БС № 503208 от 10.04.2009 г., фамилия истца изменена на – Романов.
Постановлением администрации Кетовского района Курганской области от 15.05.2012 г. № 1147, Романову С.А. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения на территории Кетовского района в связи с тем, что за последним было закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>
В соответствии со ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 2) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Определением Конституционного Суда РФ от 07.06.2011 N 746-О-О "По жалобе гражданина Юнусова Льва Львовича на нарушение его конституционных прав пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8). Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее. Пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в оспариваемом пункте гражданам, признанным в установленном порядке малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.
Согласно ордеру № 935, выданному ПУЖКХ Кетовского райисполкома 16.10.1984 г. Свинину Александру Евгеньевичу, работающему в депо Локомотив, на основании обменного заявления, в связи с расширением жилплощади, предоставлен трёхкомнатный дом № 7 по <адрес> в <адрес>, размером 58,6 кв.м., на семью из 7 человек: Свинин А.Е. (основной квартиросъёмщик), Свинина Л.П. (жена) и дети: Свинина О.А., Свинин Е.А., Свинин И.А., Свинин В.А., Свинин О.А.
Из похозяйственной книги № 9 на 2012-2016 г.г. следует, что данный дом в настоящее время имеет адрес: <адрес> и в нём проживают 6 человек: Свинин А.Е. (основной квартиросъёмщик), Свинина Л.П. (его жена), дети: Черепанов (Свинин) Е.А., Хорин (Свинин) И.А., Сафронов (Свинин) В.А. и внук Романов С.А., что также подтверждено справкой администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области от 20.07.2012 г. № 636.
Согласно справке администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области от 23.03.2012 г. № 278, одноквартирный дом, находящийся по адресу: <адрес>, пе<адрес>, 9 на балансе администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области не числится.
По сообщению Кетовского отделения Курганского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от 18.07.2012 г., в архиве данного учреждения техническая документация на дом <адрес> и сведения о его собственнике, отсутствуют.
Также по уведомлению Управления Росреестра по Курганской области от 20.07.2012 г. № 14/026/2012-405, сведения о собственнике жилого помещения, расположенного по <адрес>, отсутствуют.
В силу ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее - норма предоставления) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов. Учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, а также организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в соответствии с подп. 24, 24.2 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, относится к полномочиям органов опеки и попечительства, являющихся органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 данного Закона).
Таким образом, вся информация, касающаяся данной категории граждан, собирается и учитывается органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством, а согласно ст. 5 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации.
Согласно ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, отдельным категориям граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (в данном случае - детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей) жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.
Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, необходим для предоставления в Правительство Курганской области для решения в последующем вопроса о распределении средств областного бюджета для приобретения жилых помещений.
Такой учет в силу приведенных норм права относится к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно решению Кетовской сельской Думы № 04 (186) от 16.02.2012 г., установлена учётная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учёт в администрацию Кетовского сельсовета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в размере 13 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Учитывая, что исходя из общей площади жилого помещения, закреплённого на праве пользования за Романовым С.А. и количества проживающих в нём граждан, приходится менее 13 кв.м. жилого помещения на каждого члена семьи (приходится по 9,7 кв.м.), а также то обстоятельство, что Романов С.А. не является собственником иного жилого помещения на территории Курганской области, что подтверждено уведомлением Управления Росреестра по Курганской области от 20.07.2012 г. № 01/025/2012-113, следовательно, он является нуждающимся в предоставлении жилого помещения и должен быть поставлен на учёт в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения по основаниям, предусмотренным ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" и ст. 57 ЖК РФ.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 этого же Федерального закона предусмотренные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм закона позволяет сделать вывод, что основаниями для возникновения права на внеочередное получение жилья у детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, является совокупность следующих условий: их нуждаемость в жилых помещениях; окончание пребывания названных граждан в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования.
Согласно справке ГБО УНПО «Профессиональный лицей № 4» от 04.04.2012 г. № 213, Романов С.А., 26.08.1991 года рождения обучается в данном учебном заведении по очной форме обучения с 01.09.2009г. по 30.06.2012 года, находится на неполном государственном обеспечении. К моменту рассмотрения настоящего гражданского дела Романов С.А. окончил обучение в данном учебном заведении.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии у Романова С.А. права на внеочередное получение жилья.
Предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования, а расходы по предоставлению жилья относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с Законом Курганской области «О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье» от 31.12.2004 года № 6 постановлением Правительства Курганской области от 13 мая 2008 г. № 186 утвержден Порядок финансирования обеспечения жилыми помещениями, в соответствии с которым финансирование осуществляется путем выделения из областного бюджета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Курганской области.
При таких обстоятельствах, учитывая, что Романов С.А. имеет право на внеочередное получение жилья, как лицо, относящееся к категории «дети, оставшиеся без попечения родителей», обеспечение вне очереди жилым помещением этих лиц не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия денежных средств для приобретения жилья, суд полагает исковые требования о предоставлении жилого помещения подлежащими удовлетворению.
Решением Кетовской сельской Думы Кетовского района Курганской области от 16.02.2012 года № 04 (186) норма предоставления площади жилого помещения, исходя из которой определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма в муниципальном жилищном фонде Кетовского сельсовета, установлена в размере не менее 15 кв.м.
Принимая во внимание изложенное, а, также учитывая, что предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, является обязанностью муниципального образования, суд приходит к выводу о возложении на администрацию Кетовского района Курганской области обязанности по предоставлению Романову С.А. жилого помещения на территории с. Кетово Кетовского района Курганской области по норме, установленной вышеназванным решением в размере не менее 15 кв.м. общей площади.
Руководствуясь ст.ст. 194 -198 ГПК РФ суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Романова С.А. к администрации Кетовского района Курганской области о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставлении жилого помещения, удовлетворить.
Обязать администрацию Кетовского района Курганской области поставить Романова Сергея Алексеевича, 26.08.1991 года рождения на учет в качестве нуждающегося во внеочередном предоставлении жилого помещения.
Обязать администрацию Кетовского района Курганской области предоставить Романову Сергею Алексеевичу, 26.08.1991 года рождения жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории с. Кетово Кетовского района Курганской области, общей площадью не менее 15 кв.м.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 1 месяца со дня вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд.
Судья Т.В. Тренихина