Дело № 2-237/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 августа 2010 года село Кетченеры
Кетченеровский районный суд Республики Калмыкия
в составе: председательствующего судьи Васляева В.С.,
при секретаре Мукубеновой Е.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Танаевой Е.А. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании денежной компенсации за приобретенное твердое топливо,
у с т а н о в и л :
Танаева Е.А. обратилась в суд с указанным иском по тем основаниям, что с 3 января 1973 года по настоящее время она работает ... Согласно Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан имеет право на предоставление бесплатного жилья с отоплением и освещением. Вопреки указанной норме бесплатное отопление истцу не предоставлялось. Согласно постановлению Совета министров Калмыцкой АССР от 29 мая 1964 года на 1 квадратный метр жилой площади на весь отопительный период имеет право на 55 кг бесплатного условного топлива. Одна тонна условного топлива соответствует 1094 кг угля антрацита АС. Жилая площадь её дома составляет 49,5 кв.м, в связи с чем на отопительный сезон ей полагается 2978,4 кг. Просит взыскать с ответчика за период с 1995 по 2004 годы компенсацию за приобретенное твердое топливо в размере 32333 руб. 30 коп. и государственную пошлину в размере 970 руб.
В судебном заседании Танаева Е.А. поддержала исковые требования по вышеизложенным основаниям и просит суд их удовлетворить.
Представитель администрации Кетченеровского РМО РК по доверенности Абшеева Г.А. иск не признала, поскольку возмещение расходов, связанных с предоставлением указанной компенсации к полномочиям муниципалитета не относится, в связи с чем администрация является ненадлежащим ответчиком, также указала на пропуск срока исковой давности. Просит в удовлетворении иска отказать.
Представитель Министерства финансов РК в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в установленном порядке, о причинах неявки не сообщил. В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны и проверив материалы дела, приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, истица как ..., работающий в сельской местности и проживающий в доме с печным отоплением, в силу Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан и постановления Совета Министров Калмыцкой АССР №200 от 12 мая 1967 года имеет право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности.
Пунктом 50 ст. 35 ФЗ №122-ФЗ от 22 августа 2004 года часть 2 ст. 63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан признана утратившей силу.
При этом решение вопросов социальной поддержки медицинских работников было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.
Таким образом, полномочием по принятию нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления с 1 января 2005 года мер социальной поддержки медицинских работников муниципальных организаций здравоохранения, работающих и проживающих в сельской местности и поселках городского типа, федеральный законодатель наделил органы местного самоуправления, которые обязаны вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение прежнего уровня социальной защиты указанной категории медицинских работников в жилищно-коммунальной сфере.
При таких обстоятельствах, суд считает, что поскольку Танаева Е.А. как ... работала в лечебно-профилактическом муниципальном учреждении здравоохранения, то и возмещение затрат за приобретенное твердое топливо подлежит с органа местного самоуправления.
С учетом вышеизложенного, взыскание компенсации за приобретенное твердое топливо с органа местного самоуправления возможно только с 1 января 2005 года.
В части взыскания компенсации за период с 1995 года по 31 декабря 2004 года суд приходит к следующему.
В соответствии с действующим законодательством, социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ; по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.
Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным выше лицам путем предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий, исходя из фактической численности и в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год. Субъект РФ при принятии закона в пределах своей компетенции не вправе возлагать какие-либо обязательства на РФ или на иной федеральный орган.
Статьей 12 Конституции РФ установлено, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В силу ч.5 ст. 126 ГК РФ субъекты Российской Федерации, муниципальные образования не отвечают по обязательствам друг друга, а также по обязательствам Российской Федерации.
В соответствии с ч.5 ст. 19 и ч.3 ст. 20 ФЗ №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов; органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Согласно имеющейся справке, в местный бюджет из вышестоящих бюджетов субвенции, материальные ресурсы и финансовые средства на выплату медицинским работникам компенсации за приобретенное твердое топливо за период до 2005 года не поступали.
Помимо изложенного, в ходе судебного разбирательства представителем ответчика указано на пропуск срока исковой давности.
В соответствии с ч.2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Согласно ст. 196 ГПК РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Как установлено в судебном заседании истица работает ... с 3 марта 1973 года. В суд с указанным иском обратилась 30 апреля 2010 года.
Учитывая, что истица просит взыскать компенсацию за приобретенное твердое топливо за период с 1997 по 2005 годы, то есть за период находящийся за сроком исковой давности, суд считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
отказать в удовлетворении исковых требований Танаевой Е.А. к администрации Кетченеровского районного муниципального образования Республики Калмыкия и Министерству финансов Республики Калмыкия о взыскании денежной компенсации за приобретенное твердое топливо.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его вынесения, через Кетченеровский районный суд РК.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья В.С. Васляев
Справка
Решение вступило в законную силу 24 августа 2010 года.
Судья В.С. Васляев