Об обязании выделения денежных средств на оборудование ремнями безопасности пассажирских сидений транспортных средств и нанесения на них контрастных надписей `Дети`



Дело № 2-346/2010 год

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

9 декабря 2010 года село Кетченеры

Кетченеровский районный суд Республики Калмыкия в составе:

председательствующего судьи Васляева В.С.,

при секретаре Мукубеновой Е.Б.,

с участием заместителя прокурора

Кетченеровского района РК Аксенова Б.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетченеровского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кетченеровского районного муниципального образования (далее – РМО) об обязании выделения денежных средств на оборудование ремнями безопасности пассажирских сидений транспортных средств и нанесения на них контрастных надписей «ДЕТИ»,

у с т а н о в и л :

прокурор Кетченеровского района РК обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения было выявлено, что пассажирское транспортное средство автобус ГАЗ-32213 с государственным регистрационным знаком № 08, принадлежащее МОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа» и предназначенное для перевозки детей, не оснащено ремнями безопасности, а также отсутствуют контрастные надписи «ДЕТИ».

Просит обязать МОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа» установить ремни безопасности на пассажирские сидения и нанести контрастные надписи «ДЕТИ» на транспортное средство ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак № 08 и обязать ответчика выделить денежные средства на выполнение указанных действий.

В судебном заседании заместитель прокурора Аксенов Б.И. поддержал заявленные требования и просит их удовлетворить.

Директор МОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа» Борджанова Н.Г. не возражает против удовлетворения иска.

Представитель администрации Кетченеровского РМО РК по доверенности Абшеева Г.А. в суд не явилась, имеется заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения

В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

Частью 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.

Из смысла ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» следует, что целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Государственная политика должна обеспечивать законодательное обеспечение прав ребенка.

Статья 2 ФЗ «Об образовании» устанавливает принципы государственной политики в области образования, одними из которых являются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Основными принципами безопасности дорожного движения в соответствии со ст. 3 указанного закона являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 16 указанного закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.

Частью 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

Согласно ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 года утверждено «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».

В соответствии с пунктами 1.2.1 и 3.1 указанного положения в понятие автобус входит автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более восьми, техническое состояние и оборудование автобусов должно отвечать установленным требованиям безопасности движения. Во исполнении положений о нормативном урегулировании безопасности дорожного движения принят Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Настоящий стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети РФ, и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей. В соответствии с п. 4.1 автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категории М2 и МЗ по ГОСТ Р 52051 с учетом требований настоящего стандарта. В соответствии с п. 4.5.9. сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления. В п. 4.5.20 закреплено, что на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной не менее 1/10 ее высоты.

Согласно Уставу муниципального общеобразовательного учреждения «Кегультинская средняя общеобразовательная школа» Кетченеровского района РК учредителем школы является администрация Кетченеровского районного муниципального образования РК, которая несет ответственность по обязательствам школы в случаях и пределах, установленных гражданским законодательством. Деятельность школы финансируется ее учредителем в соответствии с действующим законодательством.

Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела МОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа» является собственником транспортного средства ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак А 919 ОТ 08, что подтверждается копией свидетельства о регистрации транспортного средства, выданного ГИБДД <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту технического осмотра одиночного транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ государственным автомобильным инспектором ОГИБДД ОВД по Кетченеровскому району РК Амтеевым А.В. осмотрено транспортное средство ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак № 08, ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, принадлежащее МОУ «Кегультинская средняя общеобразовательная школа». При осмотре обнаружена техническая неисправность в виде отсутствия на одиннадцати сидячих местах ремней безопасности.

Изложенное свидетельствует о том, что вопреки требованиям федерального законодательства администрацией районного муниципального образования в целях реализации своих полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения не были установлены ремни безопасности и нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» на школьный автобус для перевозки детей.

Таким образом, бездействие ответчика по непринятию мер по реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения затрагивает права на безопасность жизни и здоровья граждан, а именно создает потенциальную опасность и угрозу безопасности жизни и здоровью несовершеннолетних и иных участников дорожного движения.

Автобусы, предназначенные для перевозки детей, являются источниками повышенной опасности. В совокупности со своим предназначением – перевозка детей, степень опасности указанных транспортных средств и, соответственно, степень ответственности, повышаются многократно. При наличии вышеуказанных нарушений, эксплуатация автобуса может повлечь за собой неблагоприятные последствия, как в целом, так и в отношении несовершеннолетних граждан.

Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью детей необходимо привести автобус ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак № 08 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160 -98.

При таких обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

иск прокурора Кетченеровского района РК удовлетворить.

Обязать администрацию Кетченеровского районного муниципального образования РК и муниципальное общеобразовательное учреждение «Кегультинская средняя общеобразовательная школа» привести автобус ГАЗ-32213, государственный регистрационный знак № 08 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160 -98 «Автобус для перевозки детей. Технические требования», а именно:

– оборудовать автобус удерживающими устройствами для детей;

– выполнить на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной не менее 1/10 ее высоты

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его вынесения через Кетченеровский районный суд РК.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья В.С. Васляев