Дело № 2-349/2010 год
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
9 декабря 2010 года село Кетченеры
Кетченеровский районный суд Республики Калмыкия в составе:
председательствующего судьи Васляева В.С.,
при секретаре Мукубеновой Е.Б.,
с участием заместителя прокурора
Кетченеровского района РК Аксенова Б.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кетченеровского района Республики Калмыкия в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кетченеровского районного муниципального образования (далее – РМО) об обязании выделения денежных средств на оборудование ремнями безопасности пассажирских сидений транспортных средств и нанесения на них контрастных надписей «ДЕТИ»,
у с т а н о в и л :
прокурор Кетченеровского района РК обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения было выявлено, что пассажирские транспортные средства автобусы ГАЗ-32213 с государственным регистрационным знаком № 08 и КАВЗ-397620 с государственным регистрационным знаком № 08, принадлежащие МУ «Отдел образования и культуры администрации Кетченеровского РМО РК» и предназначенные для перевозки детей, не оснащены ремнями безопасности, а также отсутствуют контрастные надписи «ДЕТИ».
Просит обязать МУ «Отдел образования и культуры администрации Кетченеровского РМО РК» установить ремни безопасности на пассажирские сидения и нанести контрастные надписи «ДЕТИ» на транспортные средства ГАЗ-32213 с государственным регистрационным знаком № 08 и КАВЗ-397620 с государственным регистрационным знаком № 08 и обязать ответчика выделить денежные средства на выполнение указанных действий.
В судебном заседании заместитель прокурора Аксенов Б.И. поддержал заявленные требования и просит их удовлетворить.
Представитель МУ «Отдел образования и культуры администрации Кетченеровского РМО РК» по доверенности Эрендженова Е.О. не возражает против удовлетворения иска.
Представитель администрации Кетченеровского РМО РК по доверенности Абшеева Г.А. в суд не явилась, имеется заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Частью 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка предусмотрено, что государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Из смысла ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» следует, что целью государственной политики в интересах детей является осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией РФ, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений. Государственная политика должна обеспечивать законодательное обеспечение прав ребенка.
Статья 2 ФЗ «Об образовании» устанавливает принципы государственной политики в области образования, одними из которых являются гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.
В соответствии с ФЗ «О безопасности дорожного движения» безопасность дорожного движения – состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий; обеспечение безопасности дорожного движения – деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий. Основными принципами безопасности дорожного движения в соответствии со ст. 3 указанного закона являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 16 указанного закона техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Обязанность по поддержанию транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в технически исправном состоянии возлагается на владельцев транспортных средств либо на лиц, эксплуатирующих транспортные средства.
Частью 1 статьи 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Согласно ст. 6 ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы обеспечения дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Приказом Минтранса РФ № 2 от 08.01.1997 года утверждено «Положение об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами».
В соответствии с пунктами 1.2.1 и 3.1 указанного положения в понятие автобус входит автотранспортное средство с двигателем, предназначенное для перевозки пассажиров с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более восьми, техническое состояние и оборудование автобусов должно отвечать установленным требованиям безопасности движения. Во исполнении положений о нормативном урегулировании безопасности дорожного движения принят Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51160-98 «Автобусы для перевозки детей. Технические требования». Настоящий стандарт распространяется на автобусы, предназначенные для перевозки детей в возрасте от 6 до 16 лет по автомобильным дорогам общей транспортной сети РФ, и устанавливает специальные требования к автобусам, направленные на обеспечение безопасности, жизни и здоровья детей. В соответствии с п. 4.1 автобусы для перевозки детей должны соответствовать требованиям безопасности, предъявляемым к транспортным средствам категории М2 и МЗ по ГОСТ Р 52051 с учетом требований настоящего стандарта. В соответствии с п. 4.5.9. сиденья должны быть оборудованы удерживающими устройствами для детей, которые представляют совокупность поясного ремня безопасности и устройств регулирования и крепления. В п. 4.5.20 закреплено, что на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобуса должны быть нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной не менее 1/10 ее высоты.
Согласно Положению об МУ «Отдел образования и культуры администрации Кетченеровского РМО РК» оно является структурным подразделением администрации Кетченеровского районного муниципального образования РК. Финансирование деятельности отдела образования осуществляется за счет бюджетных ассигнований и иных источников, не запрещенных законодательством.
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела МУ «Отдел образования и культуры администрации Кетченеровского РМО РК» является собственником транспортных средств ГАЗ-32213 с государственным регистрационным знаком № 08 и КАВЗ-397620 с государственным регистрационным знаком № 08, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации транспортных средств.
Согласно актам технического осмотра одиночного транспортного средства от ДД.ММ.ГГГГ государственным автомобильным инспектором ОГИБДД ОВД по Кетченеровскому району РК Амтеевым А.В. осмотрены транспортные средства ГАЗ-32213 с государственным регистрационным знаком № 08 и КАВЗ-397620 с государственным регистрационным знаком № 08, принадлежащие МУ «Отдел образования и культуры администрации Кетченеровского РМО РК». При осмотре обнаружена техническая неисправность в виде отсутствия на указанных транспортных средствах ремней безопасности.
Изложенное свидетельствует о том, что вопреки требованиям федерального законодательства администрацией районного муниципального образования в целях реализации своих полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения не были установлены ремни безопасности и нанесены контрастные надписи «ДЕТИ» на автобусы для перевозки детей.
Таким образом, бездействие ответчика по непринятию мер по реализации мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения затрагивает права на безопасность жизни и здоровья граждан, а именно создает потенциальную опасность и угрозу безопасности жизни и здоровью несовершеннолетних и иных участников дорожного движения.
Автобусы, предназначенные для перевозки детей, являются источниками повышенной опасности. В совокупности со своим предназначением – перевозка детей, степень опасности указанных транспортных средств и, соответственно, степень ответственности, повышаются многократно. При наличии вышеуказанных нарушений, эксплуатация автобуса может повлечь за собой неблагоприятные последствия, как в целом, так и в отношении несовершеннолетних граждан.
Оценив в совокупности исследованные в судебном заседании доказательства, суд приходит к выводу, что в целях предупреждения причинения вреда жизни и здоровью детей необходимо привести автобусы ГАЗ-32213 с государственным регистрационным знаком № 08 и КАВЗ-397620 с государственным регистрационным знаком № 08, принадлежащие МУ «Отдел образования и культуры администрации Кетченеровского РМО РК», в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98.
При таких обстоятельствах, заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск прокурора Кетченеровского района РК удовлетворить.
Обязать администрацию Кетченеровского районного муниципального образования РК и МУ «Отдел образования и культуры администрации Кетченеровского РМО РК» привести автобусы ГАЗ-32213 с государственным регистрационным знаком № 08 и КАВЗ-397620 с государственным регистрационным знаком № 08 в соответствие с требованиями ГОСТ Р 51160-98 «Автобус для перевозки детей. Технические требования», а именно:
– оборудовать автобусы удерживающими устройствами для детей;
– выполнить на наружных боковых сторонах кузова, а также спереди и сзади по оси симметрии автобусов контрастные надписи «ДЕТИ» прямыми прописными буквами высотой не менее 25 см и толщиной не менее 1/10 ее высоты
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его вынесения через Кетченеровский районный суд РК.
Председательствующий: подпись.
Копия верна. Судья В.С. Васляев