О признании незаконным бездействия администрации по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды



Дело № 2-166/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года село Кетченеры

Кетченеровский районный суд Республики Калмыкия

в составе: председательствующего судьи Васляева В.С.,

при секретаре Бамбышеве Д.В.,

с участием помощника прокурора Кетченеровского района РК Очирова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кетченеровского района РК в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кетченеровского сельского муниципального образования (далее – СМО) Кетченеровского района РК по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и утилизации отходов,

у с т а н о в и л :

прокурор района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.

Проверкой исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов установлено, что с. Кетченеры находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. Население сбрасывает за дворами и на прилегающих участках, различный бытовой и строительный мусор, отходы потребления. Кроме того, на окраинах поселка имеются несанкционированные свалки. Учреждения и организации не обеспечены контейнерами для сбора мусора, отсутствуют площадки с твердым покрытием. Общественная свалка, находящаяся в 2,5 километрах к востоку от села, не обвалована, не опахана, отсутствует указатель «мусоросвалка». Большое количество мусора свидетельствует о многолетнем и постоянном сбросе отходов.

Согласно действующему законодательству организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Между тем администрация Кетченеровского СМО необходимые меры по вывозу и уборке мусора не предпринимает. Действия администрации по организации и утилизации отходов не соответствуют требованиям закона, что приводит к загрязнению окружающей природной среды и угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Просит признать бездействие администрации Кетченеровского СМО по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным и возложить на него обязанность по организации сбора и утилизации отходов в с. Кетченеры Кетченеровского района РК.

В судебном заседании прокурор Очиров П.В. уточнил заявленные требования, просит признать бездействие администрации Кетченеровского СМО по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным и возложить на него обязанность по организации сбора и утилизации отходов в с. Кетченеры, обеспечить жилые многоквартирные дома и магазины №№9, 28, 7 Кетченеровского райПО металлическими контейнерами для сбора мусора, оборудовать под контейнерами площадки с твердым покрытием.

Представитель администрации Кетченеровского СМО РК по доверенности Бадмаева В.С. требования прокурора признала и пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения будут ими устранены.

Представитель Целинного ТО УФС Роспотребнадзора по РК Никулина Т.Л., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 254 ГПК РФ предусмотрена возможность гражданина, организации оспаривать в суде бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если имеются нарушения их прав и свобод.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона (далее - ФЗ) РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства, потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Запрещаются сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву.

Содержание территорий сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 1.2., 2.1.1., 2.2.1., 2.2.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

При временном хранении отходов в дворовых сборниках должна быть исключена возможность их загнивания и разложения. Поэтому срок хранения в холодное время года (при температуре –5 °С и ниже) должен быть не более трех суток, в теплое время (при плюсовой температуре – свыше +5 °С.) не более одних суток (ежедневный вывоз).

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, с. Кетченеры находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, разбросан различный бытовой и строительный мусор, за дворами жилых домов имеются несанкционированные места сброса отходов. Мусоросборные контейнеры и сливные ямы заполнены. Население сбрасывает мусор в близлежащие овраги и балки.

Между тем администрация Кетченеровского СМО не предпринимает необходимых мер по своевременному сбору, утилизации и вывозу мусора, очистке территории села, не проводит в полн6ом объеме профилактические мероприятия, направленные на предотвращение несанкционированного сброса населением и юридическими лицами отходов потребления. Неоднократные предписания прокуратуры оставлены без внимания.

Указанные нарушения свидетельствуют о бездействии администрации по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление прокурора Кетченеровского района РК удовлетворить.

Признать бездействие администрации Кетченеровского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным.

Обязать администрацию Кетченеровского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК организовать сбор и утилизацию отходов в с. Кетченеры Кетченеровского района РК, обеспечить жилые многоквартирные дома и магазины №№9, 28, 7 Кетченеровского райПО металлическими контейнерами для сбора мусора, оборудовать под контейнерами площадки с твердым покрытием в соответствии с требованиями Федеральных Законов РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его вынесения через Кетченеровский районный суд РК.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья В.С. Васляев