О признании незаконным бездействия администрации по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды



Дело № 2-162/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года село Кетченеры

Кетченеровский районный суд Республики Калмыкия

в составе: председательствующего судьи Шипиева М.Б.,

при секретаре Пак А.Л.,

с участием помощника прокурора Кетченеровского района РК Мисаловой Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кетченеровского района РК в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и утилизации отходов,

у с т а н о в и л :

прокурор района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.

Проверкой исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов установлено, что п. Гашун-Бургуста Кетченеровского района РК находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. Так, вывоз твердых бытовых отходов и навоза осуществляется на общественную свалку, расположенную в 1 км на запад от поселка. Свалка не обвалована, отсутствуют ограждение, указатель «мусоросвалка».

На территориях сельского муниципального образования, магазинов Райпо и индивидуальных предпринимателей отсутствуют контейнеры для сбора мусора, площадки с твердым покрытием.

Согласно действующему законодательству организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Между тем администрация Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования (далее – СМО) необходимые меры в данном направлении не предпринимает. Действия администрации по организации сбора и утилизации отходов не соответствуют требованиям закона, что приводит к загрязнению окружающей природной среды и угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Просит признать бездействие администрации Гашун-Бургустинского СМО по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным и возложить на него обязанность по организации сбора и утилизации отходов в п. Гашун-Бургуста.

В судебном заседании прокурор Мисалова Р.Н. уточнила заявленные требования и просит также обязать администрацию Гашун-Бургустинского СМО привести общественную мусоросвалку в удовлетворительное санитарное состояние; установить там указатель «мусоросвалка»; на территориях организаций, расположенных в пределах СМО, установить контейнеры для сбора мусора с площадками с твердым покрытием.

Глава администрации Гашун-Бургустинского СМО Зунов А.В. в суд не явился, в телефонограмме просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Целинного ТО УФС Роспотребнадзора по РК будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона (далее - ФЗ) РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Запрещаются сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву.

В силу п. 1.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Однако в Гашун-Бургустинском СМО данная схема отсутствует.

В соответствии с п.п. 2.1.1., 2.1.3., 2.2.2 указанных правил объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.

Согласно п. 4.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, п. Гашун-Бургуста находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, твердые бытовые отходы и навоз вывозятся на общественную мусоросвалку, которая не обвалована, не огорожена, отсутствует соответствующий указатель. Кроме того, на территориях организаций (здание СМО, магазинов Райпо и индивидуальных предпринимателей) отсутствуют контейнеры для сброса мусора, площадки с твердым покрытием.

Действия администрации Гашун-Бургустинского СМО по организации сбора и утилизации отходов не соответствует требованиям действующего законодательства, что приводит к загрязнению окружающей природной среды и создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Указанные нарушения свидетельствуют о бездействии администрации по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление прокурора Кетченеровского района РК удовлетворить.

Признать бездействие администрации Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным.

Обязать администрацию Гашун-Бургустинского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК организовать сбор и утилизацию бытовых и промышленных отходов в п. Гашун-Бургуста Кетченеровского района РК, в том числе привести общественную мусоросвалку в удовлетворительное санитарное состояние; установить указатель «мусоросвалка»; на территориях организаций, расположенных в пределах СМО, установить контейнеры для сбора мусора с площадками с твердым покрытием в соответствии с требованиями Федеральных Законов РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его вынесения через Кетченеровский районный суд РК.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья М.Б. Шипиев