О признании незаконным бездействия администрации по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды



Дело № 2-164/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года село Кетченеры

Кетченеровский районный суд Республики Калмыкия

в составе: председательствующего судьи Васляева В.С.,

при секретаре Бамбышеве Д.В.,

с участием помощника прокурора Кетченеровского района РК Очирова П.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кетченеровского района РК в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Алцынхутинского сельского муниципального образования (далее – СМО) Кетченеровского района РК по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и утилизации отходов,

у с т а н о в и л :

прокурор района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.

Проверкой исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов установлено, что в п. Алцынхута санитарная очистка поселка не завершена. Общественная мусоросвалка находится в неудовлетворительном состоянии, отсутствует указатель «мусоросвалка». Учреждения и организации не обеспечены контейнерами для сбора мусора, отсутствуют площадки с твердым покрытием.

Согласно действующему законодательству организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Между тем администрация Алцынхутинского СМО необходимые меры по вывозу и уборке мусора не предпринимает. Действия администрации по организации и утилизации отходов не соответствуют требованиям закона, что приводит к загрязнению окружающей природной среды и угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Просит признать бездействие администрации Алцынхутинского СМО по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным и возложить на него обязанность по организации сбора и утилизации отходов в п. Алцынхута Кетченеровского района РК.

В судебном заседании прокурор Очиров П.В. уточнил заявленные требования, просит признать бездействие администрации Алцынхутинского СМО по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным и возложить на него обязанность по организации сбора и утилизации отходов в п. Алцынхута, обеспечить учреждения и организации металлическими контейнерами для сбора мусора, оборудовать под контейнерами площадки с твердым покрытием.

Представитель администрации Алцынхутинского СМО РК Дондыков В.С. в судебное заседание не явился, в телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, требования прокурора признал и против их удовлетворения не возражает.

Представитель Целинного ТО УФС Роспотребнадзора по РК Никулина Т.Л., будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 254 ГПК РФ предусмотрена возможность гражданина, организации оспаривать в суде бездействие органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если имеются нарушения их прав и свобод.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию об ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона (далее - ФЗ) РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства, потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Запрещаются сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву.

Содержание территорий сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

В силу п. 1.2., 2.1.1., 2.2.1., 2.2.2. Санитарных правил содержания территорий населенных мест система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, в п. Алцынхута санитарная обработка села не завершена, учреждения и организации, находящиеся на территории СМО, не обеспечены металлическими контейнерами для сбора мусора, площадки с твердым покрытием под них отсутствуют.

Указанные нарушения свидетельствуют о бездействии администрации СМО по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды и создают угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

заявление прокурора Кетченеровского района РК удовлетворить.

Признать бездействие администрации Алцынхутинского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным.

Обязать администрацию Алцынхутинского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК организовать сбор и утилизацию отходов в п. Алцынхута Кетченеровского района РК, обеспечить учреждения и организации металлическими контейнерами для сбора мусора, оборудовать под контейнерами площадки с твердым покрытием в соответствии с требованиями Федеральных Законов РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его вынесения через Кетченеровский районный суд РК.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья В.С. Васляев