О признании незаконным бездействия администрации сельского муниципального образования



Дело № 2-159/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 мая 2011 года село Кетченеры

Кетченеровский районный суд Республики Калмыкия

в составе: председательствующего судьи Шипиева М.Б.,

при секретаре Пак А.Л.,

с участием помощника прокурора Кетченеровского района РК Мисаловой Р.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кетченеровского района РК в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Сарпинского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды и возложении обязанности по организации сбора и утилизации отходов,

у с т а н о в и л :

прокурор района обратился в суд с указанным заявлением, мотивируя следующим.

Проверкой исполнения органами местного самоуправления полномочий по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов установлено, что п. Сарпа Кетченеровского района РК находится в неудовлетворительном санитарном состоянии. Так, вывоз твердых бытовых отходов и навоза осуществляется на общественную свалку, расположенную в 2 км на юго-запад от поселка. Свалка не обвалована, отсутствуют ограждение, указатель «мусоросвалка».

На территориях сельского муниципального образования, магазина Райпо отсутствуют контейнеры для сбора мусора, площадки с твердым покрытием.

Согласно действующему законодательству организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Между тем администрация Сарпинского сельского муниципального образования (далее – СМО) необходимые меры в данном направлении не предпринимает. Действия администрации по организации сбора и утилизации отходов не соответствуют требованиям закона, что приводит к загрязнению окружающей природной среды и угрожает санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Просит признать бездействие администрации Сарпинского СМО по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным и возложить на него обязанность по организации сбора и утилизации отходов в п. Сарпа.

В судебном заседании прокурор Мисалова Р.Н. уточнила заявленные требования и просит также обязать администрацию Сарпинского СМО привести общественную мусоросвалку в удовлетворительное санитарное состояние; установить там указатель «мусоросвалка»; на территориях организаций, расположенных в пределах СМО, установить контейнеры для сбора мусора с площадками с твердым покрытием.

Глава администрации Сарпинского СМО Куршаев В.Н. в суд не явился, в телефонограмме просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель Целинного ТО УФС Роспотребнадзора по РК будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился. В силу ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона (далее - ФЗ) РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ст. 8 ФЗ РФ «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения муниципального района относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 51 ФЗ РФ «Об охране окружающей среды», ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 21 ФЗ РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению, захоронению, условия и способы, которые должны быть безопасными для здоровья населения, среды обитания и должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ. Запрещаются сброс отходов в поверхностные и подземные водные объекты, в недра и на почву.

В силу п. 1.2. Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта.

Однако в Сарпинском СМО данная схема отсутствует.

В соответствии с п.п. 2.1.1., 2.1.3., 2.2.2 указанных правил объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха.

На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.

Для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры.

Согласно п. 4.4 Санитарных правил 2.1.7.1038-01 по периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение.

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, п. Сарпа находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, твердые бытовые отходы и навоз вывозятся на общественную мусоросвалку, которая не обвалована, не огорожена, отсутствует соответствующий указатель. Кроме того, на территориях организаций (<данные изъяты>) отсутствуют контейнеры для сброса мусора, площадки с твердым покрытием.

Действия администрации Сарпинского СМО по организации сбора и утилизации отходов не соответствует требованиям действующего законодательства, что приводит к загрязнению окружающей природной среды и создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.

Указанные нарушения свидетельствуют о бездействии администрации по соблюдению требований законодательства об охране окружающей среды.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

исковое заявление прокурора Кетченеровского района РК удовлетворить.

Признать бездействие администрации Сарпинского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК по неисполнению требований законодательства об охране окружающей среды незаконным.

Обязать администрацию Сарпинского сельского муниципального образования Кетченеровского района РК организовать сбор и утилизацию бытовых и промышленных отходов в п. Сарпа Кетченеровского района РК, в том числе привести общественную мусоросвалку в удовлетворительное санитарное состояние; установить указатель «мусоросвалка»; на территориях организаций, расположенных в пределах СМО, установить контейнеры для сбора мусора с площадками с твердым покрытием в соответствии с требованиями Федеральных Законов РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об отходах производства и потребления», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в течение десяти дней со дня его вынесения через Кетченеровский районный суд РК.

Председательствующий: подпись.

Копия верна. Судья М.Б. Шипиев