Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 мая 2010 года пос. Кесова Гора
Кесовогорский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Токарчук Е.Г.,
при секретаре Сосниной Н.Г.,
с участием помощника прокурора Кесовогорского района Македонской А.А.,
представителя государственного учреждения «Высоковский дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения Тверской области» Рафановой О.Н., представителя Департамента социальной защиты населения Тверской области Гнусова Д.М.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-51 по иску прокурора Кесовогорского района в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Государственному учреждению «Высоковский дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения Тверской области» и Департаменту социальной защиты населения Тверской области о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в организации социального учреждения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному учреждению «Высоковский дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения Тверской области» Кесовогорского района (далее дом-интернат) и Департаменту социальной защиты населения Тверской области о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства в организации социального учреждения, ссылаясь на то, что в силу с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Иск мотивирован тем, что в связи с информацией Управления Роспотебнадзора по Тверской области о вспышке заболеваемости бактериальной дизентерией в целях предупреждения новых вспышек заболевания с привлечением специалистов Управления Роспотребнадзора по Тверской области проведено санитарно-эпидемиологическое обследование дома-интерната, учредителем которого является Департамент социальной защиты населения Тверской области. Дом-интернат предназначен для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, медицинском и социально-бытовом обслуживании. В дом-интернат на государственное социальное стационарное обслуживание принимаются престарелые граждане и инвалиды I и II групп старше 18 лет, нуждающиеся по состоянию здоровья в уходе, бытовом обслуживании и медицинской помощи (п. 18 Устава дома-интерната, далее - Устав).
В ходе санитарно-эпидемиологического обследования установлено следующее: территория дома-интерната не ограждена, не благоустроена. Обнаружены поваленные и не убранные деревья и кустарники, сухая трава («батыл»), образовавшаяся в результате нескоса травы прошлого года, бытовой мусор, отсутствие площадок для отдыха (одна скамейка на всю территорию), отсутствие цветников и культурных посадок растений. Подъездные пути не имеют твердого покрытия, на момент проверки дорога к дому-интернату является непроезжей, представляет собой колеи наполненные водой, фактически к дому-интернату в настоящее время и во время дождей невозможен подъезд скорой медицинской помощи, пожарной машины, транспорта, на котором доставляются пребывающие, спецавторанспорта коммунального хозяйства. По тропинкам (тротуаров нет) невозможно ходить из-за грязи и луж, в которых навалены беспорядочно доски. Всё вышеизложенное является нарушением п. 3.5, 3.7 СанПин 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому режиму их работы».
Для сбора твердых бытовых отходов установлены два контейнера у здания дома-интерната и здания пищеблока. Площадки для контейнеров нет, хотя законодательство требует наличие бетонного или асфальтового покрытия, ограждения бордюром. На момент проведения проверки контейнеры полностью заполнены, мусор разлетается по территории или растаскивается собаками. Между домом-интернатом и Муниципальным унитарным предприятием Кесовогорское коммунальное хозяйство заключен договор на вывоз мусора, однако подъезд специализированного транспорта для отгрузки контейнера невозможен по причине отсутствия подъездных путей. Вышеизложенное является нарушением п. 9.2. СанПин 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому режиму их работы».
Канализация дома-интерната местная в отстойник. Отстойник по объему большой (два бетонных кольца), вследствие чего его выкачка необходима 2-4
раза в месяц. При проведении проверки отстойник переполнен, его откачка
невозможна в том числе по причине отсутствия подъезда для специализированного транспорта, неочищенные сточные воды стекают по рельефу местности. В результате стекающих нечистот образуются большие скопления мух, которые проникают в помещение дома-интерната. Указанное является нарушением пп. 5.1., 5.2 СанПин 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому режиму их работы», а также п. п. 4.1.1., 4.1.2 СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
Водоснабжение дома-интерната организовано из двух колодцев, расположенных на территории. Водопровод отсутствует на пищеблоке, в здании дома-интерната, вода для приготовления пищи, мытья посуды приносится из колодца в ведрах, что является нарушением п. п. 3.1., 3.4 СП 2.3.6.1079-0 1 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья».
В медицинском кабинете ведется журнал осмотра на педикулез и чесотку. За март-апрель 2010 года зарегистрировано 11 случаев выявления педикулеза проживающих, у некоторых регистрировались повторные выявления после проведения противопедикулезной обработки. По объяснениям и.о. директора, заражение проживающих педикулезом стало возможным ввиду некачественного осмотра медицинским работником поступивших, а затем проживающих, а также отсутствием изолятора. В доме-интернате отсутствует помещение изолятора (для лиц с признаками инфекционных заболеваний), что является нарушением п. 10.3, 10.5 СанПин 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому режиму их работы».
На территории имеется баня, для помывки проживающих (при отсутствии в доме-интернате водопровода). Фактически помывка в бане с учетом 20 человек проживающих, осуществляется с объемом нагреваемой горячей воды чуть более 10 литров. По объяснениям директора, вода доливается для нагрева после каждой помывки (1-2 человек), вновь нагревается, в результате чего топка бани и помывка проживающих в один день является невозможной, а в зимнее время представляет существенную трудность. Условия для нормальной помывки проживающих в самом доме-интернате не создано, в результате чего в целом гигиенические требования не соблюдаются. Указанное является угрозой санитарно-эпидемиологического благополучия в доме-интернате, способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди проживающих.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования и дополнил, что нарушения, допущенные в части благоустройства территории дома-интерната: уборку поваленных деревьев, сухой травы, скос травы, организации зон отдыха, уборки мусора необходимо устранить в месячный срок. В срок до 01 января 2011 года необходимо выполнить следующий комплекс мер:
- огородить территорию дома-интерната;
- оборудовать подъездные пути к дому-интернату и к канализационному отстойнику, тротуары (пешеходные дорожки) с твердым покрытием на территории дома-интерната для подхода к пищеблоку и бане;
- организовать площадку для мусорных контейнеров с наличием бетонного или асфальтового покрытия, ограждением бордюром в месте доступном для своевременного вывоза контейнеров спецавтотранспортом с соблюдением требований законодательства;
- организовать систему внутреннего водопровода в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- создать и оборудовать изолятор (для лиц с признаками инфекционных заболеваний);
- переоборудовать водонагревательный котёл в бане в соответствии с количественными потребностями проживающих в доме-интернате.
Представитель Государственного учреждения «Высоковский дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения Тверской области» Кесовогорского района Рафанова О.Н. в судебном заседании согласилась с заявленными требованиями и пояснила, что на территории дома-интерната начали работу по благоустройству, уборке мусора, сухой травы и поваленных деревьев. Полагала, что требования прокурора выполнимы до конца года при наличии финансирования Департаментом социальной защиты населения Тверской области.
Представитель Департамента и социальной защиты населения Тверской области Гнусов Д.М. в судебном заседании согласился с заявленными требованиями и пояснил, что исправление выявленных недостатков взято департаментом на строгий контроль. С целью решения проблемы доведения жилых помещений дома-интерната до положенных норм, будет уменьшена наполняемость дома-интерната с 20 коек до 15, а также будет проведена перепланировка, ремонт и обустройство отдельных помещений. Время выполнения данных работ зависит от финансирования. Для нормализации водоснабжения дома-интерната до 01 июля 2010 года будут приобретены и установлены 2 насоса в колодцы для питьевой и технической воды.
Выслушав объяснения прокурора, представителей дома-интерната и Департамента социальной защиты населения Тверской области, показания свидетеля Логунова В.Н., исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 2 августа 1995 года
122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Согласно п. 1 Устава дом-интернат для престарелых и инвалидов является медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном уходе, медицинском и социально-бытовом обслуживании.
Как видно из представленных документов приём в дом-интернат производится по путёвке Департамента социальной защиты населения Тверской области, которая выдаётся на основании заявления престарелого гражданина или инвалида с просьбой о принятии на постоянное стационарное социальное обслуживание и сформированного личного дела органами социальной защиты населения по месту жительства. На момент проверки в доме-интернате проживают 18 человек.
На основании п. 5 Устава дом-интернат осуществляет свою деятельность в специально приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям техники безопасности и располагать всеми видами коммунального благоустройства для проживания престарелых и инвалидов.
Дом-интернат расположен на земельном участке из земель поселений площадью 28000 кв.м., который принадлежит ему на праве постоянного бессрочного пользования. На данном участке расположены само здание и вспомогательные строения. На праве оперативного управления за домом-интернатом закреплены здание интерната, стационар, пристройка к стационару, баня, амбулатория, сарай.
В силу п. 14 Устава в соответствии с основными задачами дом-интернат должен осуществлять, в том числе бытовое обслуживание престарелых в инвалидов, проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, мероприятия по повышению качества обслуживания, содержания и ухода.
В силу п. 3 Устава учредителем дома-интерната является Департамент социальной защиты населения Тверской области. Полномочия собственника осуществляет Комитет по управлению имуществом Тверской области, дом-интернат финансируется из областного бюджета. Директор осуществляет текущее руководство деятельностью дома-интерната и подотчетен департаменту социальной защиты населения Тверской области, а по имущественным вопросам — Комитету по управлению имуществом Тверской области.
В соответствии с п. 4.1 Постановления Администрации Тверской области от 21 июня 2005 года № 210-па «О департаменте социальной защиты населения
Тверской области» департамент имеет право заслушивать отчеты и сообщения руководителей учреждений социальной защиты населения об их деятельности,
осуществлять контроль над правомерным применением действующего законодательства отделами и учреждениями социальной защиты населения.
Актом санитарно-эпидемиологического обследования ГУ «Высоковский дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения Тверской области» Кесовогорского района от 17 мая 2010 года, проведенным совместно специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в Кашине, Кашинском, Калязинском, Кесовогорском районах Кружковой Н.А., помощником врача эпидемиолога филиала ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Тверской области» в г. Кашине и Кашинском районе Блиновой Ю.И., помощником прокурора Кесовогорского района Македонской А.А. подтверждаются нарушения, допущенные домом-интернатом и указанные прокурором в исковом заявлении, а именно нарушены требования:
- СанПин 2.1.2.2564-09 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому режиму их работы» пп 3.5, 3.7 - территория дома-интерната не огорожена и не благоустроена, подъездные пути не имеют твёрдого покрытия; п. 9.2 – площадки для мусоросборников не имеют бетонного или асфальтного покрытия, не ограждены бордюром, на момент проведения проверки контейнеры полностью заполнены; п. 10.3, 10.5 – в доме-интернате отсутствует помещение изолятора;
- СанПин 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхности вод» п. 4.1.1, 4.1.2 – отстойник канализации переполнен, неочищенные сточные воды стекают по рельефу местности, а также пп. 5.1, 5.2 «Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию объектов организаций здравоохранения и социального обслуживания, предназначенных для постоянного проживания престарелых и инвалидов, санитарно-гигиеническому и противоэпидемиологическому режиму их работы» в силу которого объекты должны быть оборудованы системами хозяйственно-питьевого и горячего водоснабжения, канализации;
- СанПин 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья» пп. 3.1, 3.4 - отсутствует водопровод на пищеблоке, вода для приготовления пищи и мытья посуды приносится из колодца в вёдрах.
Не соблюдаются гигиенические требования помывки проживающих в доме-интернате, так как помещение бани рассчитано на 1-2 человек, а объём нагреваемой горячей воды примерно 10 литров, в результате этого затруднена помывка проживающих, что является угрозой санитарно-эпидемиологическому благополучию и способствует возникновению и распространению инфекционных заболеваний среди проживающих в доме-интернате.
Эти обстоятельства подтверждаются и показаниями свидетеля Логунова В.Н., который пояснил в судебном заседании, что в январе 2010 года он, как Глава администрации Стрелихинского сельского поселения обращался, к Губернатору Тверской области о выделении денежных средств для того чтоб проложить дорогу к дому-интернату, но до настоящего времени деньги не поступили. В настоящее время в Администрации поселения решается вопрос о ремонте дороги за счёт собственных средств, так как интернат в бедственном положении.
Таким образом, администрацией дома-интерната, Департаментом социальной защиты населения Тверской области контролирующими, координирующими работу дома-интерната и решающими вопросы по финансированию учреждения социальной защиты, требования законодательства по надлежащей работе учреждения не выполняются, в связи с чем были допущены нарушения, и имеет место незаконное бездействие, которое приводит к нарушению прав и законных интересов, как проживающих граждан, так и граждан, которые направляются для проживания. Кроме того, указанное бездействие создает угрозу вспышек и распространения различных инфекционных заболеваний.
Обозначенный прокурором срок для устранения нарушений разумен и достаточен для решения организационных и финансовых вопросов.
С учетом изложенного, заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.
Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
В силу п.п. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций – 200 рублей. Следовательно с Государственного учреждения «Высоковский дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения Тверской области» и Департамента социальной защиты населения Тверской области подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 100 рублей с каждого.
Руководствуясь ст. 197-198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Обязать Департамент социальной защиты населения Тверской области и Государственное учреждение «Высоковский дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения Тверской области»:
1. в месячный срок благоустроить территорию дома-интерната (произвести уборку поваленных деревьев, сухой травы, скосить траву, организовать зоны отдыха, уборку мусора);
2. в срок до 01 января 2011 года:
- огородить территорию дома-интерната;
- оборудовать подъездные пути к дому-интернату и к канализационному отстойнику, тротуары (пешеходные дорожки) с твердым покрытием по территории дома-интерната для подхода к пищеблоку и бане;
- организовать площадку для мусорных контейнеров с наличием бетонного или асфальтового покрытия, ограждением бордюром в месте доступном для своевременного вывоза контейнеров спецавтотранспортом с соблюдением требований законодательства;
- организовать систему внутреннего водопровода в соответствии с требованиями действующего законодательства;
- создать и оборудовать изолятор (для лиц с признаками инфекционных заболеваний);
- переоборудовать водонагревательный котёл в бане в соответствии с количественными потребностями проживающих в доме-интернате.
Взыскать с Департамента социальной защиты населения Тверской области и Государственного учреждения «Высоковский дом-интернат для престарелых и инвалидов системы социальной защиты населения Тверской области» государственную пошлину в сумме 100 рублей с каждого.
Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд в течение 10 дней с момента изготовления его в окончательной форме.
Судья Е.Г. Токарчук
Мотивированное решение изготовлено 02 июня 2010 года.