об обязании постановки на учёт бесхозяйной вещи



Дело № 2-77/2011 г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

15 июня 2011 года

Кесовогорский районный суд Тверской области

в составе председательствующего судьи Травелевой Т.Е.

при секретаре Барковой Н.А.

с участием

заместителя прокурора Кесовогорского района Осипова В.В.

представителя администрации МО «Стрелихинское сельское поселение

Кесовогорского района» Логунова В.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Кесова Гора

заявление прокурора Кесовогорского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Стрелихинское сельское поселение Кесовогорского района» об обязании обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет бесхозяйной вещи

установил:

Прокурор Кесовогорского района в интересах неопределенного круга лиц просит обязать администрацию МО «Стрелихинское сельское поселение Кесовогорского района» (далее – администрация) обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – орган госрегистрации), о постановке на учет бесхозяйной вещи – колодца у дома № 8 в д. Коськово Стрелихинского сельского поселения.

Мотивировал тем, что водоснабжение в деревне осуществляется из этого колодца общего пользования, источником для которого являются подземные воды, без подачи ее к месту расходования (нецентрализованное водоснабжение).

Захват подземных вод водозаборными сооружениями (шахтными и трубчатыми колодцами) должен осуществляться в соответствии с требованиями СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной и безвредной, а лица, осуществляющие эксплуатацию нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды санитарным правилам.

Колодец не имеет собственника, то есть является бесхозяйным. Бесхозяйный статус колодца не исключает возможности загрязнения колодца, имеется угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений.

Наличие на территории поселения бесхозяйного колодца, являющегося источником питьевого водоснабжения населения, отсутствие системы его надлежащей эксплуатации ставит под угрозу право неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду и отравлений.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения. Согласно ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» к вопросам местного значения сельских поселений относится также предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории поселения.

Все это требует принятия мер по передаче колодцев в муниципальную собственность для организации и обеспечения безопасного нецентрализованного водоснабжения населения.

Передача колодцев в муниципальную собственность осуществляется с соблюдением требований статьи 225 ГК РФ, согласно которой вещь, не имеющая собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался, является бесхозяйной и принимается на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, а по истечении года со дня постановки ее на учет на эту вещь может быть признано право муниципальной собственности.

Поскольку администрация не выполняет предписанные законами функции и не обращается с заявлением в орган госрегистрации, и ее бездействие нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную жизнь, прокурор просит обязать администрацию обратиться в орган госрегистрации о постановке бесхозяйной вещи - колодца на учет в срок до 31 декабря 2012 года.

В судебном заседании прокурор поддержал заявление и пояснил, что данных о несоответствии расположения колодца требованиям раздела 2 СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников» нет. Срок, необходимый администрации для обращения в орган госрегистрации, выбран с учетом решения связанных с этим организационных и финансовых вопросов.

Представитель администрации согласился с заявлением и пояснил, что колодец в д. Коськово общего пользования, выкопан в 50-е годы, находится на муниципальной земле, воду из него берут многие жители деревни. Все объекты, которые могут стать источниками загрязнения грунтовой воды, поступающей в колодец, располагаются на расстоянии, установленном санитарными правилами. Колодец шахтный, является перспективным с точки зрения нецентрализованного водоснабжения населения питьевой водой, несколько лет назад ремонтировался, периодически администрация делает анализ воды на соответствие ее санитарным требованиям. Администрация согласна с необходимостью принятия колодца в муниципальную собственность и выполнения процедуры, установленной статьей 225 ГК РФ. Администрация к оформлению документов для органа госрегистрации еще не приступила. В этом году в бюджете поселения средства на эти цели не предусмотрены, будут заложены на 2012 год, а реально поступят в бюджет только в марте 2013 года. Поэтому администрация просит установить срок до мая 2013 года.

Прокурор не возражает против названного срока, полагает его разумным и обоснованным.

Органы госрегистрации и Роспотребнадзора своих представителей в судебное заседание не направили, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений не имеют, в письменных заявлениях указали, что право собственности на указанный колодец не зарегистрировано ни за кем, администрация с заявлением о постановке колодца на учет в порядке статьи 225 ГК РФ не обращалась, данных о несоответствии расположения колодца санитарным требованиям нет.

Заслушав участников судебного разбирательства, исследовав представленные материалы, суд приходит к выводу, что заявленные прокурором требования обоснованны и основаны на законе, и удовлетворяет их.

Важность колодца, как нецентрализованной системы питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения, обуславливает принятие мер предупреждения загрязнения воды и обеспечения безопасности и здоровья населения и оформления колодца в собственность согласно процедуре, установленной статьей 225 ГК РФ.

Из объяснений прокурора, представителя администрации, писем органа госрегистрации, комитета по управлению имуществом Кесовогорского района, МУП «Кесовогорское БТИ» видно, что колодцы, расположенные на территории сельских поселений Кесовогорского района, в реестре муниципальной собственности не значатся, заявлений о регистрации права собственности на колодцы не поступало.

Обязанность начать осуществление этой процедуры возложена на администрацию поселения частью 3 статьи 225 ГК РФ. А обязанность заботиться о безопасности населения и о предупреждении чрезвычайных ситуаций на территории поселения возложена на администрацию названными законами.

Бездействие администрации нарушает право неопределенного круга лиц на безопасную жизнь.

Срок для устранения нарушения устанавливается с учетом разумности и достаточности для решения организационных и финансовых вопросов.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие в качестве ответчиков по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ

решил:

Обязать администрацию МО «Стрелихинское сельское поселение Кесовогорского района» Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, о постановке на учет бесхозяйной вещи – колодца у дома № 8 в д. Коськово Стрелихинского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области, в срок до 31 мая 2013 года.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд в течение 10 дней.

Судья Т.Е.Травелева