о постановке на учёт бесхозяйного имущества



дело №2-95/2011г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2011 года пгт Кесова Гора

Кесовогорский районный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи О.Ю.Тутукиной

при секретаре Н.Г. Сосниной

с участием помощника прокурора Кесовогорского района Тверской области А.А Македонской,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Кесовогорского района Тверской области в защиту прав и интересов неопределённого круга лиц к администрации муниципального образования «Лисковское сельское поселение» Кесовогорского района Тверской области об обязании администрации муниципального образования «Лисковское сельское поселение» Кесовогорского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйного имущества,

установил:

Прокурор, действуя в интересах неопределённого круга лиц, сославшись на то, что в силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «Лисковское сельское поселение» Кесовогорского района Тверской области об обязании администрации муниципального образования «Лисковское сельское поселение» Кесовогорского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйного имущества, а именно колодца, расположенного у дома №16 по ул. Крымская в д. Лисково Кесовогорского района, в срок до 31.12.2012 года.

Иск мотивирован тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании гидротехнических сооружений, надлежащей организации питьевого водоснабжения населения, в ходе которой установлено, что водоснабжение населения в д. Лисково Лисковского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области осуществляется из общественного колодца, расположенного у дома №16 по ул. Крымская, который не имеет собственника, то есть является бесхозяйным. Это подтверждается информацией Главы сельского поселения от 27.05.2011 года №282.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения. К вопросам местного значения поселений относится также предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории поселения, что подразумевает под собой выполнение комплекса мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения (ст.1 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).

Нецентрализованным водоснабжением является использование для питьевых и хозяйственных нужд населения воды подземных источников, забираемой с помощью различных сооружений и устройств, открытых для общего пользования или находящихся в индивидуальном пользовании, без подачи её к месту расходования. Источниками нецентрализованного водоснабжения являются подземные воды, захват которых осуществляется путём устройства и специального оборудования водозаборных сооружений (шахтные и трубчатые колодцы) общего и индивидуального пользования, п. 1.3, 1.4. СанПин 2.1.4.1175-02 «Гигиенические требования к качеству воды нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст.2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятиях; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счёт собственных средств.

В соответствии со ст.225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением правительства РФ от 17.09.2003г. №580, установлен порядок действий по обращению в территориальные органы федеральной регистрационной службы. Принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

Существующий в д. Лисково Лисковского сельского поселения Кесовогорского района статус колодца (как бесхозяйного), являющегося объектом общего водопользования, не исключает возможность загрязнения источников питьевого водоснабжения, вследствие чего создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, отравлений. Организация надлежащего содержания колодцев имеет своей целью предупреждение возникновения чрезвычайных ситуаций при употреблении питьевой воды из колодцев. Указанное требует принятия мер по передаче колодцев в муниципальную собственность для организации и обеспечения безопасности с целью предотвращения угрозы попадания в питьевую воду возбудителей опасных инфекционных заболеваний, вредных веществ, следствием которых может быть причинение вреда здоровью людей.

До настоящего времени органами местного самоуправления поселения вопрос местного значения по надлежащей организации водоснабжения населения и предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций на территории поселения не разрешён. Исследование качества питьевой воды из колодца не проводится, что подтверждается информацией территориального отдела Роспотребнадзора от 26.05.2011г. №972.

Наличие на территории поселения бесхозного колодца, являющегося источником питьевого водоснабжения населения, отсутствие системы надлежащей его эксплуатации ставит под угрозу право неопределённого круга лиц на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду и отравлений. На этом основании прокурор просит обязать администрацию муниципального образования «Лисковское сельское поселение» Кесовогорского района Тверской области обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним о постановке на учёт бесхозяйной вещи - колодца, расположенного у дома №16 по ул. Крымская в д. Лисково Кесовогорского района в срок до 31.12.2012 года.

В судебном заседании помощник прокурора Кесовогорского района Македонская А.А. поддержала заявленные требования по указанным в иске основаниям.

Представитель администрации муниципального образования «Лисковское сельское поселение» Кесовогорского района в судебное заседании не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по иску не представили.

Территориальный отдел Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тверской области в г. Кашине, Кашинском, Калязинском и Кесовогорском районах в судебное заседании не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие, возражений по иску не представили.

Выслушав объяснения помощника прокурора Кесовогорского района Тверской области Македонской А.А., исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ч.1 ст.14 ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» к вопросам местного значения сельских поселений относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения.

Представленными доказательствами установлено, что водоснабжение населения в Лисковском сельском поселении Кесовогорского района в д. Лисково осуществляется из общественного колодца, расположенного у дома №16 по ул. Крымская, который не имеет собственника.

В соответствии со ст.19 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. В соответствии со ст.2 названного закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе контроля за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательным соблюдением гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности; мер по своевременному информированию населения о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания и проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях; мер по привлечению к ответственности за нарушение законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия. Органы государственной власти органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Из сообщений Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тверской области в г. Кашине, Кашинском, Калязинском, Кесовогорском районах следует, что исследование качества питьевой воды из общественных колодцев сельских поселений Кесовогорского района в 2010 и 2011 годах не проводились.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учёт органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Положением о принятии на учёт бесхозяйных недвижимых вещей, утверждённым постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 г. № 580, установлен чёткий порядок действий по обращению в территориальные органы федеральной регистрационной службы. Установлено, что принятие на учёт объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что бесхозные колодцы, являющиеся источниками питьевого водоснабжения населения и отсутствие системы надлежащей их эксплуатации ставит под угрозу право на охрану жизни и здоровья, защиту от чрезвычайных ситуаций, в том числе угрозу распространения инфекционных заболеваний через питьевую воду или отравлений, неопределённого круга лиц, в связи с чем необходимо устранение допущенных нарушений.

Обозначенный прокурором срок для устранения нарушений разумен и достаточен для решения организационных, финансовых и технических вопросов. Заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению.

В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, с администрации муниципального образования «Лисковское сельское поселение» Кесовогорского района государственная пошлина взысканию не подлежит.

Руководствуясь ст. 197-198, 258 ГПК РФ,

решил:

Обязать администрацию муниципального образования «Лисковское сельское поселение» Кесовогорского района Тверской области в срок до 31.12.2012 года обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним с заявлением и документами о постановке на учёт бесхозяйной вещи - колодца, расположенного у дома №16 по ул. Крымская в д. Лисково.

Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение 10 дней.

Председательствующий О.Ю. Тутукина