ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Кесовогорский районный суд Тверской области в составе: председательствующего судьи О.Ю. Тутукиной при секретаре Н.Г. Сосниной с участием прокурора Кесовогорского района Тверской области В.А. Скобелева, представителя ответчика администрации Кесовогорского района Тверской области В.Н. Муравлёва, предоставившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, представителя третьего лица территориального отдела социальной защиты населения Кесовогорского района Тверской области Е.А. Сайдумовой, предоставившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Игнатьевой ФИО10 к Главе Стрелихинского сельского поселения, председателю межведомственной комиссии, заместителю администрации Кесовогорского района о предоставлении благоустроенного жилья во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и прокурора Кесовогорского района Тверской области в интересах Игнатьевой ФИО10 к администрации муниципального образования «Стрелихинское сельское поселение» Кесовогорского района Тверской области о признании незаконным постановления Главы администрации Стрелихинского сельского поселения Кесовогорского района об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении и об обязании администрации Стрелихинского сельского поселения Кесовогорского района принять Игнатьеву ФИО10 на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, установил: Игнатьева М.А. обратилась в суд с иском о предоставлении ей благоустроенного жилья во исполнение Указа Президента РФ «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» мотивируя тем, что является вдовой участника Великой Отечественной войны, награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда». В марте 2010 года её дом в <адрес> был обследован межведомственной комиссией и признан пригодным для проживания, но требующим ремонта. Однако в течение прошедшего года ничего не было сделано по улучшению жилищных условий, а условия проживания и состояние здоровья значительно ухудшились. Дом, в котором она проживает, 1927 года постройки, непригоден для проживания в зимнее время года – брёвна четырёх нижних венцов сгнили; полы съедены жучком и расшатываются при хождении, стены при этом вибрируют; русская печь уходит вниз в подвал; окна и подоконники сгнили и перекошены, открыть невозможно; крыша протекает (прошедшей зимой упало дерево и пробило шифер). Такой дом невозможно отопить до нормальной температуры, во время обследования температура в доме была +5С. Она является инвалидом по зрению, имеет ряд заболеваний, самостоятельно не передвигается. В деревне нет воды, пригодной для употребления, так как находящийся на другом конце деревни, в 700 метрах от её дома, ключ, на котором находился колодец, заболотился, а сруб колодца сгнил. Снег в деревне не расчищается и до дороги, проходящей в 500 метрах мимо деревни, добраться можно только на лыжах. До бани ей не добраться, а в доме для этого нет условий. Деревня опустела, для постоянного проживания остался только её дом, летом приезжают 2-3 дачника. Условия проживания для неё, 88-летней жительницы блокадного Ленинграда, невыносимы. В связи с изложенным просит предоставить благоустроенное жильё во исполнение Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». Прокурор Кесовогорского района Тверской области обратился с иском в суд в интересах Игнатьевой М.А. В обоснование своих требований ссылается на то, что в прокуратуру обратилась жительница <адрес> Игнатьева ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ рождения, пенсионерка, жительница блокадного Ленинграда, вдова участника Великой Отечественной войны, с просьбой провести проверку законности решения администрации Стрелихинского сельского поселения об отказе в постановке её на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Заявительница указала, что проживает в собственном доме, отопление печное, водопровод и канализация отсутствует, в зимнее время температура в жилом помещении составляет +5С, колодец расположен за 350 метров от дома, пищу готовит на электрической плитке. Поскольку заявитель просит восстановить её жилищные права, прокурор в соответствии со ст.45 ГПК РФ обращается в суд в целях обеспечения её права на жилище. В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Игнатьева М.А. обратилась в администрацию Стрелихинского сельского поселения о принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении. Постановлением администрации поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ей отказано в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении на основании п.2 ч.1 ст.54 ЖК РФ (представленные документы не подтверждают право гражданина состоять на учёте в качестве нуждающегося в жилом помещении). До вынесения указанного решения межведомственной комиссией проведено обследование жилого помещения, занимаемого Игнатьевой М.А., о чём составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ № и заключение от ДД.ММ.ГГГГ №. Комиссия установила, что жилой дом общей площадью 81 кв.м пригоден для проживания, находится в удовлетворительном состоянии, три нижних венца сгнили частично, лаги имеют прогибы от чего полы расшатываются при ходьбе. Оконные блоки пришли в негодность. Жилое помещение отапливается печками. Задняя стена кухни поражена грибком. Деревянные опоры в подвале просели из-за большой нагрузки русской печи. Появились трещины в дымовой трубе печи. Водопровода, канализации и газовых сетей в деревне нет. В соответствии с информацией администрации Стрелихинского сельского поселения на территории поселения имеются населённые пункты с централизованным водоснабжением и газоснабжением. В доме Игнатьевой централизованное водо и газоснабжение отсутствует. Согласно п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, с изменениями от 02 августа 2007г.) жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. Таким образом, жилое помещение Игнатьевой М.А. по причине отсутствия централизованного водоснабжения и газоснабжения не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям. Игнатьева М.А. награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда» 05.09.1996г. В соответствии с нормами Федерального закона от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» граждане, награждённые знаком «Жителю блокадного Ленинграда» являются ветеранами Великой Отечественной войны. В соответствии со ст.18 Закона лица, награждённые указанным знаком и нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются за счёт средств федерального бюджета жильём, имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильём один раз, при этом обеспечение жильём осуществляется независимо от их имущественного положения. В соответствии с Указом Президента РФ от 07 мая 2008г. №714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов» (с изменениями от 09 января 2010г.) в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995г. №5-ФЗ «О ветеранах». Отказ в принятии Игнатьевой М.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении препятствует получению ею мер социальной поддержки, предусмотренных данным Федеральным законом. В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ Игнатьева М.А. может быть признана нуждающейся в жилом помещении и принята на учёт в качестве таковой. Прокурор Кесовогорского района Тверской области просит признать незаконным постановление главы администрации Стрелихинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении Игнатьевой М.А., обязать администрацию Стрелихинского сельского поселения Кесовогорского района принять Игнатьеву ФИО10 на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Определением Кесовогорского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданские дела по указанным искам объединены в одно производство, присвоен №2-83\2011г. В судебном заседании прокурор Кесовогорского района Тверской области Скобелев В.А. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнив, что в Федеральном законе от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено понятие сельского поселения, как один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населённых пунктов) и согласно разъяснению Министерства регионального развития РФ от 09.03.2011 года №5056-ИБ\14 действие пункта 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года №47, распространяется на сельские поселения. Именно по данному основанию жилой дом Игнатьевой М.А. должен быть признан непригодным для проживания, а она поставлена на учёт в администрации поселения в качестве нуждающейся в жилом помещении и в дальнейшем, как ветеран Великой Отечественной войны, получить социальную поддержку по обеспечению жильём в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах». Истица Игнатьева М.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом, представила заявление, в котором уточнила исковые требования и просит признать незаконным постановление главы администрации Стрелихинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении Игнатьевой М.А., обязать администрацию Стрелихинского сельского поселения Кесовогорского района принять Игнатьеву ФИО10 на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а также заявление о рассмотрении дела в её отсутствие, исковые требования поддерживает. Представитель ответчика глава администрации Стрелихинского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области Логунов В.Н. в судебное заседание не явился. О месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, иск признал, обязался поставить на учёт Игнатьеву М.А. в качестве нуждающейся в жилом помещении, указав, что последствия признания иска ему разъяснены и понятны. Представитель ответчика председателя межведомственной комиссии администрации Кесовогорского района Тверской области Муравлёв В.Н. в ранее представленном в суд объяснении и в судебном заседании иск признал в полном объёме, пояснив, что жилое помещение Игнатьевой М.А. в соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ о действии п.12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания должно быть признано непригодным для проживания, так как в <адрес>, являющейся административным центром Стрелихинского сельского поселения, а также в других населённых пунктах этого поселения имеется водопровод и газоснабжение. На этом основании жилой дом Игнатьевой М.А. в д. <адрес> не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям и постановление администрации Стрелихинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении Игнатьевой М.А. необходимо признать незаконным, а также обязать администрацию поселения принять Игнатьеву М.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ, а в соответствии с Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» она подлежит обеспечению жильём как ветеран Великой Отечественной войны. Представитель третьего лица территориального отдела социальной защиты населения Кесовогорского района Тверской области Сайдумова Е.А. возражений по искам не представила, пояснив, что если Игнатьева М.А. будет поставлена на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении, то будет включена в реестр на получение жилья через органы социальной защиты населения, разрешение исковых требований оставляет на усмотрение суда, Выслушав прокурора, представителя ответчика, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ч.3 ст.49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определённым федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным ЖК и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном ЖК РФ порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с разъяснениями Министерства регионального развития РФ, изложенными в пределах их компетенции в письме №809-СК\07 от 18 января 2010 года, ветераны Великой Отечественной войны, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны подлежат обеспечению жильём как иные категории граждан, определённые Федеральным законом от 12 января 1995 г. N5-ФЗ "О ветеранах", необходимость признания указанной категории граждан малоимущими, в целях обеспечения их жильём, отсутствует. Согласно п.3 ч.1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Основания для признания жилого помещения непригодным для проживания установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение). На основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесённым к их компетенции, органом местного самоуправления образовывается комиссия, которая проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и даёт заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания. Согласно п.12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализационных уборных. Федеральным законом от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дано понятие «поселения» - как один или несколько объединённых общей территорией сельских населённых пунктов (посёлков, сёл, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других населённых пунктов), поэтому понятие поселение, используемое в пункте 12 Положения распространяется на территорию всего сельского поселения. Таким образом, жилое помещение Игнатьевой М.А. по причине отсутствия централизованного водоснабжения и газоснабжения не отвечает предъявляемым к жилым помещениям требованиям. В силу ст.52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных ЖК РФ случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 ЖК РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учёте по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учёт по одному из этих оснований или по всем основаниям. Принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учёт) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В Указе Президента РФ от 07.05.2008г. №714 (ред. от 09.01.2010г.) «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» постановлено необходимым завершить обеспечение жильём нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах". Согласно ст.23.2. Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ (ред. от 09.12.2010г.) «О ветеранах» обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильём Российская Федерация передаёт органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в п.1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций. Объём средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется по обеспечению жильём исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: участников Великой Отечественной войны, лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда"; членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны. По письменным заявлениям указанных в п.п. 2 п.3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильём может осуществляться путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Игнатьева М.А., награждённая знаком «Жителю блокадного Ленинграда» относится к категории граждан, которым в силу Закона должна быть оказана социальная поддержка, а учитывая, что она проживает в жилом помещении, не пригодном для проживания (не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям) отказ администрации Стрелихинского сельского поселения в принятии Игнатьевой М.А. на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении является незаконным и требования истца и прокурора подлежат удовлетворению. Поскольку представители ответчиков признали исковые требования Игнатьевой М.А. и прокурора Кесовогорского района Тверской области, заявленного в интересах Игнатьевой М.А., в полном объёме, суд принимает данное признание и считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. В соответствии со ст.173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. В силу п.п.19 п.1 ст.333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины. Следовательно, с администрации муниципального образования «Стрелихинского сельское поселение» Кесовогорского района и администрации Кесовогорского района Тверской области государственная пошлина взысканию не подлежит. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Признать незаконным постановление главы администрации Стрелихинского сельского поселения Кесовогорского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении Игнатьевой М.А.». Обязать администрацию Стрелихинского сельского поселения Кесовогорского района Тверской области принять Игнатьеву ФИО10 на учёт в качестве нуждающейся в жилом помещении по основаниям, предусмотренным п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ. Решение может быть обжаловано в Тверской областной суд через Кесовогорский районный суд Тверской области в течение 10 дней со дня изготовления в окончательной форме. Председательствующий О.Ю. Тутукина Мотивированное решение изготовлено 05 августа 2011 года