об обязании осуществлять производственный контроль качества питьевой воды в местах водозабора



№ 2-250/2010 r.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2010 года г. Кемь Республика Карелия

Кемский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Кощеева А.А.,

при секретаре Рысьевой Е.Ю., с участием помощника прокурора Кемского района Ульяновой О.В., представителя ответчика - генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» Касперовича С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кемского района к ООО «Водоканал» об обязании осуществления производственного контроля качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети на предмет ее соответствия нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям с частотой, установленной Санитарными нормами и Правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПин 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001 года.

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Кемского района обратился в Кемский городской суд в интересах неопределенного круга лиц с указанными требованиями к ООО «Водоканал» по тем основаниям, что в ходе проведения прокуратурой Кемского района совместно с ........ и отделом ........ Кемского района, проверки исполнения водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при организации и осуществлении водоснабжения населения и водоотведения, выявлено, что в период с ХХ.ХХ.ХХ года по настоящее время, ООО «Водоканал» осуществляя эксплуатацию системы водоснабжения на территории г........., п........., ........ и снабжение населения данных территорий питьевой водой, в нарушение требований части 1 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 4.1,4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», не осуществляет производственный контроль качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети на предмет ее соответствия нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Учитывая, что ООО «Водоканал», допускает грубое нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что способно нанести вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц, прокурор просит обязать ООО «Водоканал» осуществлять производственный контроль качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети на предмет ее соответствия нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям с частотой, установленной Санитарными нормами и Правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПин 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001 года.

В судебном заседании прокурор Ульянова О.В. исковые требования поддержала, пояснив, что согласно Уставу, ООО «Водоканал» осуществляет деятельность по забору, очистке, транспортировке и обеспечению водоснабжением потребителей. Количество обслуживаемого ООО «Водоканал» населения г. ........ и ........ составляет ........ тыс. человек, п. ........ -........ тыс. человек. Однако в нарушение требований части 1 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 4.1.,4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ООО «Водоканал» не осуществляет производственный контроль качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети на предмет ее соответствия нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям, то есть не обеспечивает безопасность и безвредность для человека и среды обитания таких услуг. Ответчик ссылается на то, что он не может согласовать заключение договора с соответствующими организациями, которые вправе проводить исследования микробиологических и паразитологических показателей воды, однако это не может служить основанием для отсутствия такого контроля.

Представитель ответчика - ООО «Водоканал», генеральный директор Касперович С.А., в судебном заседании признал исковые требования полностью, пояснил, что рабочая программа контрля за качеством воды на 2010 год разработана, согласована и утверждена, заключено ........ договора на контроль показателей качества воды на содержание радиологических и химических веществ. Однако на контроль микробиологических и паразитологических показателей - договор не заключен, поскольку 100% предоплату за проведение лабораторных исследований, которую требует организация, имеющая соответствующую лицензию на проведение этих работ, предприятие внести не может, так как в свою очередь не принимает предоплату у населения, а бюджетные организации имеют задолженность. Договор на выполнение платных работ и услуг с ........, проект которого имеется, не был заключен, и предложенный протокол разногласий не был подписан, так как стороны не пришли к единому мнению. Предприятие несет убытки, поскольку в тарифах на оплату услуг по водоснабжению и водоотведению населению не заложена оплат работ по проведению лабораторных исследований качества воды. В настоящее время в производстве Арбитражного Суда ........ находятся ........ дел в отношении предприятия. ХХ.ХХ.ХХ года в филиал ........ была направлена заявка на заключение договора по осуществлению исследований воды с ХХ.ХХ.ХХ года. Предварительная устная договоренность на заключение договора получена. Договор будет подготовлен и оформлен, и с ХХ.ХХ.ХХ года ........ будет оказывать услуги по проведению лабораторных санитарно-гигиенических, микробиологических, санитарно-паразитологических исследований. Просит, с учетом тяжелого имущественного положения предприятия уменьшить размер взыскиваемой государственной пошлины.

Третье лицо - Администрация Кемского городского поселения, в судебное заседание своего представителя не направила, будучи должным образом уведомленной о месте и времени судебного заседания.

Суд, заслушав прокурора Ульянову О.В., представителя ответчика Касперович С.А., свидетеля Х, пояснившую в суде, что она является главным специалистом-экспертом ........». Совместно с прокуратурой Кемской района проводилась проверка исполнения водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при организации и осуществлении водоснабжения населения и водоотведения ООО «Водоканал» за 1 квартал 2010 года. По результатам проверки установлено, что лабораторные исследования питьевой воды, сточных вод проводятся в лаборатории НФС г. ........, которая не аккредитирована в установленном порядке, кроме того, не проводятся исследования по микробиологическим и паразитологическим показателям питьевой воды, что является нарушением прил. I (обязательное) (раздел II) п. 3.1. СанПин 2.1.4.1074-01. Данные нарушения является существенными, и могут иметь негативные последствия. Качество воды в любой момент может измениться, так как река ........ является поверхностным источником водоснабжения, а в летний период риск заболеваний, связанных с микробиологическими и вирусологическими компонентами в воде возрастает, поэтому отсутствие контроля за указанными показателями может послужить росту количества соответствующих заболеваний; изучив материалы дела, приходит к следующему:

Согласно п. 2.2 Устава ООО «Водоканал» осуществляет деятельность по забору, очистке, транспортировке, обеспечению водоснабжением потребителей.

Количество обслуживаемого ООО «Водоканал» населения г. ........ и ........ составляет - ........ тыс.человек, п. ........ -........ тыс. человек.

На основании договора аренды от ХХ.ХХ.ХХ года Номер администрацией Кемского городского поселения, в целях обеспечения потребителей на территории ........ района услугами водоснабжения и водоотведения, ООО «Водоканал» передано во временное владение и пользование имущество, находящееся в муниципальной собственности: здания насосно-фильтровальных станций г. ........ и п. ........; склад хлора, водоразборные колонки, водопроводные и канализационные сети.

Прокуратурой Кемского района Республики Карелия совместно с ........ и ........ проведена проверка соблюдения Обществом с ограниченной ответственностью «Водоканал» водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при организации и осуществлении водоснабжения населения и водоотведения.

В результате проверки выявлено, что в период с ХХ.ХХ.ХХ года по настоящее время, ООО «Водоканал» осуществляя эксплуатацию системы водоснабжения на территории г. ........, п. ........, ........, и снабжение населения данных территорий питьевой водой, в нарушение требований части 1 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 4.1.,4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», не осуществляет производственный контроль качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети на предмет ее соответствия нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям.

В ООО «Водоканал» утверждена, и согласована с филиалом ........ программа производственного контроля, план-график лабораторного контроля на 2010 год и график контроля за качеством воды, которыми в том числе предусмотрены проверки котрольных показателей по микробиологическим и паразитологическим нормам. Однако договор на выполнение указанных работ с ........», имеющим соответствующую лицензию и возможность проведения проверок воды по указанным показателям, на момент рассмотрения дела не заключен, поскольку стороны не пришли к соглашению по порядку оплаты за оказываемые услуги. Со слов генерального директора ООО «Водоканал», указанный договор будет подготовлен и оформлен в ближайшее время, и с ХХ.ХХ.ХХ года ........» будет оказывать услуги по проведению лабораторных санитарно-гигиенических, микробиологических, санитарно-паразитологических исследований.

Таким образом, ООО «Водоканал», допуская грубое нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, при оказании населению услуг по водоснабжению, не обеспечивает в настоящее время безопасность и безвредность для человека и среды обитания таких услуг, чем способно нанести вред жизни, здоровью неопределенного круга лиц.

Согласно частям 1,3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Соблюдение санитарных правил является обязательным для юридических лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, при выполнении работ и оказании услуг, обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Согласно частям 1, 2 статьи 32 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», производственный контроль, в том числе проведение лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в процессе производства, хранения, транспортировки и реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в целях обеспечения безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания таких продукции, работ и услуг. Производственный контроль осуществляется в порядке, установленном санитарными правилами и государственными стандартами.

На основании пункта 4.1 Санитарных правил «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий СП 1.1.1058-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 июля 2001 г., с 1 января 2002 года, производственный контроль осуществляется с применением лабораторных исследований, испытаний, в том числе и на водных объектах, используемых в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и рекреационных целей, расположенные в черте городских и сельских поселений. Лабораторный контроль осуществляется за соответствием питьевой воды требованиям санитарных правил, а также за соответствием водного объекта и объектов водоснабжения санитарным правилам и безопасностью для здоровья человека условий его использования.

Согласно пунктам 3.1,3.2,4.2 Санитарных норм и Правил «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПиН 2.1.4.1074-01», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001 года, введенных в действие с 1 января 2002 года, и предназначенных для юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой и применяемых в отношении воды, подаваемой системами водоснабжения и предназначенной для потребления населением в питьевых и бытовых целях, питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом отношении. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети. Производственный контроль качества питьевой воды обеспечивается юридическим лицом, осуществляющим эксплуатацию системы водоснабжения, по рабочей программе. Юридическое лицо, осуществляющее эксплуатацию системы водоснабжения, в соответствии с рабочей программой постоянно контролирует качество воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети.

В соответствии с пунктом 3.3. СанПиН 2.1.4.1074-01, безопасность питьевой воды в эпидемиологическом отношении определяется ее соответствием нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям. Нормативы представлены в приложенной таблице.

Пунктами 4.3., 4.4, 4.5 СанПиН 2.1.4.1074-1», устанавливается количество и периодичность проб воды в местах водозабора, отбираемых для лабораторных исследований.

На основании п. 4.7. СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», производственный контроль качества питьевой воды в соответствии с рабочей программой осуществляется лабораториями юридических лиц, эксплуатирующих системы водоснабжения, или по договорам с ними лабораториями других организаций, аккредитированными в установленном порядке на право выполнения исследований (испытаний) качества питьевой воды.

ХХ.ХХ.ХХ года в ООО «Водоканал» представлен проект договора от ХХ.ХХ.ХХ года, согласно которому ........», имеющее право на оказание платных медицинских услуг, согласно Федеральному закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.99 г. и лицензии № 99-01-004496 от 10.08.2006 г., именуемое в дальнейшем «Исполнитель», в лице руководителя филиала, главного врача Р, действующей на основании Положения, доверенности НомерНомерНомер г., с одной стороны и ООО «Водоканал», именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице Генерального директора Сергея Анатольевича Касперовича, действующего на основании Устава, с другой стороны, заключили настоящий договор на выполнение платных работ и услуг, согласно которого «Исполнитель» обязуется на условиях настоящего договора оказать услуги (работы) по проведению лабораторных санитарно-гигиенических, микробиологических, санитарно-паразитологических исследований, по программе производственного контроля и плана-графика проведения исследований, в порядке и в сроки, предусмотренные договором.

Генеральным директором ООО «Водоканал» был направлен в адрес филиала протокол разногласий к Договору Номер от ХХ.ХХ.ХХ года.

ХХ.ХХ.ХХ года в адрес Генерального директора ООО «Водоканал» поступило сообщение ........» о том, что протокол разногласий к Договору Номер от ХХ.ХХ.ХХ года со стороны филиала подписан не будет, так как филиал работает только по 100% предоплате со сторонними организациями, в связи с чем Договор «об оказании платных работ и услуг», считается расторгнутым, поскольку стороны не пришли к единому мнению.

Учитывая изложенное, суд считает требования прокурора к ответчику в части обязания осуществления производственного контроля качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети на предмет ее соответствия нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям с частотой, установленной Санитарными нормами и Правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПин 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001 года, подлежащими удовлетворению. Суд принимает признание заявленных требований представителем ответчика, поскольку последствия признания иска, предусмотренные ст. 173 ГПК РФ представителю ответчика разъяснены, и в рассматриваемой ситуации признание иска не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Суд учитывает, что ООО «Водоканал» осуществляющее коммерческую деятельность по забору, очистке, транспортировке и обеспечению водоснабжением населения гор. ........, пос. ........ и пос. ........ обязано осуществлять производственный контроль качества питьевой воды, а незаключение договора о проведении лабораторных исследований с целью указанного контроля, не сможет служить основанием для неосуществления такого контроля юридическим лицом.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, учитывая, что судом удовлетворены требования неимущественного характера, руководствуясь статьей 103 ГПК РФ, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину. При определении размера госпошлины суд, на основании ст. 333.20 НК РФ, с учетом имущественного положения ответчика, уменьшает размер государственной пошлины до 200 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Кемского района удовлетворить.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водоканал» осуществлять производственный контроль качества питьевой воды в местах водозабора, перед поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети на предмет ее соответствия нормативам по микробиологическим и паразитологическим показателям с частотой, установленной Санитарными нормами и Правилами «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. СанПин 2.1.4.1074-01», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.09.2001 года.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал» в доход местного бюджета Кемского муниципального района государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме.

Председательствующий: А.А. Кощеев