Дело № 2-297/2011 г. Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и 20 октября 2011 года г. Кемь Р. Карелия Кемский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Блаженовой Т.М., при секретаре Бахур Л.Н. рассмотрев в открытом судебном заседании иск Богдановой Н.В. к Государственному казенному учреждению социальной защиты «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района», Министерству здравоохранения и социального развития по Республике Карелия о предоставлении льгот, У С Т А Н О В И Л : Богданова Н.В. обратилась к ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района», Министерству здравоохранения и социального развития по Республике Карелия с названными исковыми требованиями по тем основаниям, что она является матерью троих детей: <данные изъяты>. Указом Президента РФ от 05.05.1992 года № 431 для многодетных семей установлен ряд льгот. Кроме того, ряд льгот для многодетных семей установлен Законом Республики Карелия от 16.12.2005 года № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей». Статьей 4 данного Закона для детей из многодетных семей, обучающихся на ступени начального общего образования в общеобразовательных учреждениях, установлена ежегодная компенсационная выплата на приобретение школьных принадлежностей в размере 1000 рублей. В течение длительного времени она вела переписку с ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района», Администрацией Кемского муниципального района, прокуратурой Кемского района, Министерством здравоохранения и социального развития по Республике Карелия и Российской Федерации, с целью выяснения порядка получения данных льгот, однако конкретного ответа на интересующие ее вопросы не получила. Просит обязать ответчиков предоставить ее семье установленные законодательством льготы. А именно: скидку в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией и электроэнергией, бесплатную выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до 6 лет; бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств; один день в месяц на бесплатное посещение музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок; содействовать предоставлению многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья; с ноября 2010 года произвести перерасчет за коммунальные услуги; выплатить компенсацию на приобретение школьных принадлежностей путем перечисления денежных средств на лицевой счет в размере 1000 рублей за учебный год 2011-2012 г и вернуть невыплаченную компенсацию за 2010-2011 г. В судебном заседании истец - Богданова Н.В. заявленные требования поддержала по основаниям, указанным в заявлении, пояснила, что в организации, предоставляющие коммунальные услуги не обращалась. Письменно обращались только за компенсацией школьных принадлежностей в соцзащиту, отказали, так как данная льгота для многодетных семей с доходом ниже прожиточного минимума. По поводу предоставления других льгот обращались устно в Сбербанк, в мэрию, спрашивали у врача про бесплатное предоставление лекарств. Представитель ответчика ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемскому району», по доверенности Блинов В.Л. в судебном заседании заявленные требования не признал, поддержал представленный отзыв, из которого следует, что в соответствии с пп. а п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 года № 431 «О мерах социальной поддержки многодетных семей» Постановлением Правительства РК 28.07.2008 года № 148-П «О многодетных семьях» были определены условия отнесения семей к категориям: - многодетные семьи; - многодетные семьи, нуждающиеся в дополнительных мерах социальной поддержки. На основании представленных документов семье Богдановой Н.В. был присвоен статус «многодетной семьи», что подтверждается выданным удостоверением №. Данное удостоверение дает право Богдановой Н.В. на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пп. «б»-«е» п. 1 Указа Президента РФ от 05.05.1992 года № 431 и заявленных в качестве исковых требований под номерами 1-5. Порядок их предоставления должен быть определен Правительством Республики Карелия. Тем не менее, в Республике Карелия установлены порядок и условия возмещения расходов на осуществление только дополнительных мер социальной поддержки многодетным семьям. Соответственно не определен орган, который должен непосредственно оказывать меры социальной поддержки, предусмотренных пп. «б»-«е» п. 1 Указа. ГКУ СЗ «Центр социальной работы г.Кеми и Кемского района» является подведомственным учреждением Министерства здравоохранения и социального развития РК. Виды деятельности Центра определены Министерством здравоохранения и социального развития РК и закреплены в Уставе учреждения. Оказание мер социальной поддержки многодетным семьям в соответствии с Указом Президента РФ от 05.05.1992 года № 431 не входит в их перечень. Исходя из вышеизложенного Центр считает исковые требования Богдановой Н.В. неправомерными. Требование о выплате компенсации на приобретение школьных принадлежностей так же, по мнению Центра, не подлежит удовлетворению, так как данная выплата осуществляется категории многодетных семей, со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по Кемскому району. Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития по Республике Карелия по доверенности Буш В.Е. в судебное заседание не явился, в поступившем отзыве просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Иск не признают по следующим основаниям: Министерство осуществляет государственную политику в сфере социальной защиты населения Республики Карелия. В соответствии с Законом Республики Карелия « О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей» многодетными являются семьи со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в РК на душу населения, имеющая в своем составе родителей, трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательном учреждении по очной форме. Данным законом предусмотрены меры социальной поддержки многодетных семей: выплату пособий при рождении ребенка, выплату ежемесячного пособия на ребенка из многодетной семьи в размере 1000 рублей и ежегодную компенсационную выплату на приобретение школьных принадлежностей для детей из многодетных семей в размере 1000 рублей. Данный закон не противоречит законодательству Российской Федерации. Порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента, не разработан до настоящего времени. В соответствии с законодательством полномочия по предоставлению льгот населению должны быть профинансированы из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением как отдельный вид расходов бюджета. Поскольку финансирование по социальной поддержке многодетных семей в РК осуществляется исключительно за счет средств бюджета РК считают, что ответчики не совершали действий, направленных на нарушение прав истца. Третье лицо на стороне истца Богданов Д.В. в судебном заседании поддержал исковые требования по основаниям, указанным в заявлении. Суд, заслушав стороны, третье лицо, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что супруги Богдановы имеют троих несовершеннолетних детей: <данные изъяты>). 17 декабря 2010 года на основании Решения ГУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района» Богдановой Н.В. и Д. выдано удостоверение «Многодетная семья». Согласно справкам о доходах физического лица, сумма дохода Богдановой Н.В. за 2011 год составила <данные изъяты> руб., сумма доходов Д. за 2011 год составила <данные изъяты> рублей. Из представленных истицей документов установлено, что Богданова Н.В. неоднократно обращалась за разъяснением порядка предоставления ее семье льгот, как многодетной, в Министерства здравоохранения и социального развития Республики Карелия, а также Российской Федерации, в Администрацию Кемского муниципального района и прокуратуру. Кроме того, 23 марта 2011 Богданова Н.В. обращалась с заявлением о выплате компенсации на приобретение школьных принадлежностей в размере 1000 рублей в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кемь и района». ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кемь и района» было отказано в данной выплате, так как к заявлению не были приложены необходимые документы, при этом было разъяснено, что отметка о предоставлении дополнительных мер социальной поддержки многодетным семьям делается в удостоверении многодетных семей со среднедушевым совокупным доходом семьи не ниже прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории. В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» вопросы социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных, относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации. Указом Президента РФ от 05.05.1992 года № 431 (в ред. от 25.02.2003 года) «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» установлен ряд мер социальной поддержки многодетных семей, Правительствам республик в составе Российской Федерации, органам исполнительной власти краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга предписано: а) определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке, с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона; б) установить для многодетных семей ряд мер социальной поддержки. Во исполнение данного Федерального закона принят Закон Республики Карелия от 16.12.2005 года № 927-ЗРК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей. Согласно ст. 1 данного Закона, для целей настоящего Закона под многодетной семьей понимается семья со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории, имеющая в своем составе родителей (родителя), трех и более несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательном учреждении по очной форме обучения. Постановлением Правительства РК от 28.07.2008 года № 148-П «О многодетных семьях в Республике Карелия» нуждающимися в дополнительных мерах социальной поддержки определены многодетные семьи со среднедушевым совокупным доходом семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории. Постановлением Правительства РК от 17.04.2006 года № 46-П определен также Порядок предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РК «О некоторых вопросах социальной поддержки граждан, имеющих детей», в том числе ежегодной компенсационной выплаты на приобретение школьных принадлежностей для детей из многодетных семей - меры социальной поддержки, предусмотренной абзацем 4 пункта 1 статьи 1 Закона РК от 16.12.2005 года № 927-ЗРК «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее - Закон). Для целей настоящего Закона под многодетной семьей понимается семья со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Карелия на душу населения по соответствующей территории. Как установлено в судебном заседании, семья Богдановых сведения о среднедушевом доходе при обращении с заявлением в ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемскому району» не подавала, семья не признана малоимущей, не является семьей со среднедушевым совокупным доходом ниже величины прожиточного минимума, что подтверждается копией заявления о выдаче удостоверения «Многодетная семья», а также заявлением Богдановой Н.В. от 23.03.2011 года о выплате компенсации на приобретение школьных принадлежностей, в котором перечень приложений отсутствует, в связи с чем, в предоставлении данной льготы семье было отказано законно и обоснованно, и исковые требования в этой части не подлежат удовлетворению. Принимая во внимание, что порядок и условия возмещения расходов на осуществление мер, предусмотренных Указом Президента, не разработан до настоящего времени, в соответствии с законодательством полномочия по предоставлению льгот населению должны из федерального бюджета в бюджет субъекта целевым назначением как отдельный вид расходов бюджета не финансируются, на ответчиков не может быть возложена обязанность по предоставлению льгот, указанных в исковом заявлении. Кроме того, в соответствии со ст.3 ГПК ОРФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав или законных интересов, поэтому суд при вынесении решения учитывает только реально произошедшие события и не может вынести решения, предполагая, что права истца на получение льгот будут нарушены в будущем. Как установлено в судебном заседании истец не обращался письменно в какие-либо организации для получения конкретных мер социальной поддержки. На основании ст.56 ГК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений, истцом каких-либо доказательств нарушения его прав не представлено. Руководствуясь, ст., ст. 194-199 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л : В удовлетворении иска Богдановой Н.В. к ГКУ СЗ «Центр социальной работы г. Кеми и Кемского района», Министерству здравоохранения и социального развития по Республике Карелия о предоставлении льгот - отказать Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский городской суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательной форме. Председательствующий: Т.М. Блаженова Решение в окончательной форме 25.10.2011 года