решение по иску прокурора о создании общего нормативного запаса топлива на тепловых котельных с последующим изменением в кассационной инстанции



Дело № 2 - 254/2011 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Кемь Р. Карелия                                                                         17 октября 2011 года

                    

Кемский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи                                                              Блаженовой Т.М.,

с участием помощника прокурора Кемского района                            Изосина А.А.

при секретаре                                                                                          Бахур Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кемского района в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному унитарному предприятию «Водоканал» (далее МУП «Водоканал»), к Администрации Кемского городского поселения о понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кемского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУП «Водоканал», Администрации Кемского городского поселения о создании общего нормативного запаса топлива на тепловых котельных не позднее 25 сентября 2011 года по следующим основаниям.

Основной целью деятельности МУП «Водоканал» является надежное обеспечение потребителей Кемского городского поселения услугами теплоснабжения. На основании постановления Главы администрации Кемского городского поселения № <данные изъяты> от 04.09.2009 для осуществления уставной деятельности на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» закреплено муниципальное имущество, в том числе и котельные №№ <данные изъяты>.

Согласно п. 11.9 Приказа Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых установок» энергетические организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

В соответствии с Инструкцией по организации в Минэнерго России работы по расчету и обоснованию нормативов создания топлива на тепловых электростанциях и котельных, утвержденной Приказом Минэнерго РФ от 04.09.2008 № 66, норматив создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).

Общий нормативный запас дизельного топлива в МУП «Водоканал» должен составлять 288 тонн, угля - 801 тонна.

Фактически предприятием по состоянию на 30.08.2011 создан запас дизельного топлива - <данные изъяты> тонны или <данные изъяты> % от установленного, угля - <данные изъяты> тонны или <данные изъяты> % от установленного.

Вместе с тем, согласно определения Арбитражного суда <данные изъяты> от 11.07.2011 в отношении МУП «Водоканал» введена процедура банкротства -наблюдение.

Из содержания определения Арбитражного суда <данные изъяты> усматривается, что по состоянию на 31.03.2011 задолженность МУП «Водоканал» перед кредиторами составляет <данные изъяты> руб.

Таким образом, МУП «Водоканал», допуская грубое нарушение законодательства в области создания нормативного запаса топлива, ставит под угрозу своевременное и надежное теплоснабжение жилого фонда и социально значимых объектов городского поселения, что может привести к массовым нарушениям прав потребителей, жилищных права граждан на предоставление качественного, надежного и своевременного теплоснабжения в осенне-зимней период.

В соответствии с п.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло- и водоснабжения населения, водоот-ведения, снабжения населения топливом.

Аналогичные нормы предусмотрены и в Уставе МО «Кемское городское поселение»

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Правовые основы подготовки объектов ЖКХ к отопительному сезону регламентированы Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

Несмотря на указанные обстоятельства, администрацией поселения не были приняты меры по подготовке вышеперечисленных котельных к отопительному сезону, т.е. не были приняты меры по организации обеспечения надежного теплоснабжения потребителей, о чем свидетельствует то, что на указанных котельных до настоящего времени отсутствуют нормативные запасы топлива, что может повлечь за собой срыв на территории Кемского городского поселения начала отопительного сезона и соответственно нарушение прав граждан на проживание в жилых помещениях соответствующих санитарным нормам и правилам.

В судебном заседании помощник прокурора заявленные требования поддержал, просил обязать МУП «Водоканал» создать нормативный запас топлива не ниже утвержденного в срок до 01 ноября 2011 года.

Представитель Администрации Кемского городского поселения по доверенности в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия.

Представитель ответчика МУП «Водоканал» директор Федченко Д.И. в судебное заседание не явился, поступила телефонограмма о рассмотрении дела без его участия, исковые требования не признает.

Суд, заслушав пояснения прокурора, оценив представленные доказательства, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством РФ вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Частью 1 ст. 45 ГПК РФ, предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд в защиту законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190 «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся в том числе организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

Аналогичные нормы содержаться в Уставе Кемского городского поселения (п.4 ч.1 ст. 6).

Установлено, что на основании Постановления Главы Администрации Кемского городского поселения от 04 сентября 2009 года для осуществления уставной деятельности на праве хозяйственного ведения за МУП «Водоканал» закреплено муниципальное имущество, в том числе и котельные <данные изъяты>.

Основной целью деятельности МУП «Водоканал» в соответствии с Уставом является качественное и надежное обеспечение потребителей Кемского городского поселения услугами теплоснабжения.

Согласно п. 11.9 Приказа Министерства энергетики РФ от 24 марта 2003 года № 115 «Об утверждении правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» - энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива.

Согласно п.2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 года № 170 (далее Правил) контроль за ходом работ по подготовке к зиме осуществляют органы местного самоуправления, собственники жилищного фонда.

Пункт 2.6.10 Правил устанавливает, что готовность объектов жилищно-коммунального хозяйства к эксплуатации в зимних условиях подтверждается обеспеченностью твердым топливом котельных и населения до начала отопительного сезона не ниже 70% потребности на отопительный сезон.

В соответствии с п. 2.6.13 Правил в летний период по котельным должен быть, в том числе осуществлен завоз топлива: твердого в расчете 70 % потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.

Исходя из Инструкции утвержденной Приказом Минэнерго РФ № 66 от 04.09.2008 года «Об организации в Минэнерго РФ работы по утверждению нормативов создания запасов топлива на тепловых электростанциях и котельных» норматив создания запасов топлива на тепловых элекстростанциях и котельных является общим нормативным запасом основного и резервного видов топлива (ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (НЭЗТ).

Согласно справке о нормативах создания запасов топлива общий нормативный запас дизельного топлива должен составлять 288 тонн, угля - 801 тонна. Исходя из справки МУП «Водоканал» по состоянию на 11.10.2011 года на предприятии фактически создан запас в размере: уголь - <данные изъяты> тонн, что составляет <данные изъяты> % от установленного; дизельное топливо - <данные изъяты> тонн, что составляет <данные изъяты> % от установленного.

Также в судебном заседании установлено, что МУП «Водоканал» заключен ряд договоров: 22.09.2011 с <данные изъяты> на поставку дизельного топлива в сентябре 2011 года в размере <данные изъяты>, 29.08.2011 года с <данные изъяты> на поставку угля в количестве <данные изъяты> тонн в период с сентября по октябрь 2011 года, 22.09.2011 года с <данные изъяты> на поставку угля в количестве <данные изъяты> тонны в октябре 2011 года, в стадии согласования заключение договоров на поставку зимнего дизтоплива с <данные изъяты>», 17.08.2011 года направлена заявка на поставку <данные изъяты> дизтоплива и <данные изъяты> угля в октябре 2011 года, в ноябре 2011 года соответственно <данные изъяты>.

Определением Арбитражного суда <данные изъяты> от 11 июля 2011 года в Кемском МУП «Водоканал» введена процедура банкротства - наблюдение. На 01 июля 2011 года кредиторская задолженность предприятия составляет <данные изъяты> руб.

В соответствии с п. 2 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостатке у учреждений находящихся в их распоряжении денежных средств субсидиарную ответственность по их обязательствам несут собственники имущества учреждений, в том числе государственных и муниципальных.

Как следует из Устава МУП «Водоканал» и Постановления Администрации Кемского городского поселения от 04 сентября 2009 года № собственником имущества МУП « Водоканал» является Кемское городское поселение.

В силу ст. ст.139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

При таких обстоятельствах, МУП «Водоканал» обязано создать общий нормативный запас не ниже утвержденного: дизельного топлива (288 тонн), угля (801 тонну), а при недостаточности денежных средств, учитывая, что в отношении МУП «Водоканал» инициирована процедура банкротства, имеется большая кредиторская задолженность, и то, что субсидиарная ответственность возлагается на собственника имущества, данный запас обязана создать Администрация Кемского городского поселения, связи с чем, иск прокурора подлежит удовлетворению.

Учитывая, что договоры на поставку топлива заключены на период с сентября по ноябрь 2011 года, а также то, что отопительный сезон начался в сентябре, суд считает возможным установить срок создания запасов до 01 ноября 2011 года.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.333.35 НК РФ органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины.

На основании ст. 98 ГПК РФ, учитывая, что МУП «Водоканал» находится в стадии банкротства, суд считает возможным уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с МУП «Водоканал» в бюджет Кемского муниципального района до <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кемского района удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» в срок до 01 ноября 2011 года создать общий нормативный запас дизельного топлива и угля не ниже утвержденного (соответственно 288 тонн дизтоплива и 801 тонну угля).

При недостаточности средств МУП «Водоканал» возложить субсидиарную ответственность по обязанности создания общего нормативного запаса дизельного топлива и угля не ниже утвержденного на Администрацию Кемского городского поселения.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Водоканал» госпошлину в доход бюджета Кемского муниципального района в размере 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кемский суд в течение 10 суток со дня вынесения решения в окончательном виде.

Председательствующий:                                                                         Т.М. Блаженова

Решение в окончательной форме 21 октября 2011 года.