о признании решения об отказе в предоставлении земельных участков недействительным



Дело №2-….\10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский районный суд

в составе председательствующего Макушенко М.Ф.

при секретаре Демчук П.Н. рассмотрев в г. Кемерово …. июня 2010 года

в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Ж. к Администрации Кемеровского муниципального района о признании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от. ..2010 г. об отказе в предоставлении земельных участков недействительным и обязании Администрации Кемеровского муниципального района предоставить права на заключение договора аренды на земельный участок для индивидуального жилищного строительства,

УСТАНОВИЛ:

Ж. обратился в суд с заявлением и просит признать решение исх.№.. от. ..2010г. Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района об отказе в предоставлении земельных участков заявленных им от ….2010г. для индивидуального жилищного строительства недействительным, обязать администрацию Кемеровского муниципального района предоставить ему права на заключение договора аренды на один из пяти испрашиваемых им земельных участков для индивидуального жилищного строительства в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Требования мотивирует тем, что ….2010 г. он подал в Комитет по управлению муниципальным имуществом заявления о предоставлении в аренду земельных участков, расположенных по адресу: Кемеровский район, деревня С., для индивидуального жилищного строительства.. ..2010г. председателем КУМИ Кемеровского муниципального района был дан ответ об отказе в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, в связи с тем, что представление испрашиваемых земельных участков не представляется возможным до утверждения Правил Землепользования и застройки С. сельской территории.

Заявитель Ж. в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, причина неявки суду не известна.

Представитель заявителя С. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель администрации Кемеровского муниципального района К, действующая на основании доверенности, требования не признала, представила письменный отзыв на заявление, в судебном заседании пояснила, что решение о предоставлении принимается органом местного самоуправления в отношении земельного участка, прошедшего государственный кадастровый учет. Испрашиваемые участки не сформированы, следовательно не могут быть объектами договора аренды. Поскольку испрашиваемые земельные участки не существуют как объекты земельных правоотношений, то отказать в их предоставлении невозможно. Кроме того, предоставление земельного участка в аренду без соблюдения процедуры, предусмотренной ст. ст.30, 30.1 ЗК РФ является недопустимым, так как противоречит действующему законодательству.

Представитель третьего лица КУМИ Кемеровского муниципального района, привлеченного судом к участию в деле, К., действующая на основании доверенности, требования не признала.

Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя администрации Кемеровского муниципального района, КУМИ Кемеровского муниципального района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков.

Согласно Положению о приобретении и прекращении прав на земельные участки Кемеровского муниципального района Кемеровской области, утвержденному решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17.08.2006 г. № 373, земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, предоставляются по заявлению граждан на основании распоряжения Главы района (пп.1.3.1, 1.3.2) Лица, имеющие соответствующие основания на предоставление земельных участков, обращаются в комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты, документов, подтверждающих наличие оснований для оформления земельных отношений. (пп.1.3.5, 1.3.7., 1.3.7.2) Граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, обращаются с соответствующим заявлением в комитет по управлению муниципальным имуществом. К заявлению должны прилагаться документы, удостоверяющие личность заявителя (п.2.4.1) Комитет по управлению муниципальным имуществом обеспечивает: - публикацию информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам; - в течение месяца изготовление проекта границ земельного участка; - в двухнедельный срок подготовку проекта распоряжения администрации Кемеровского района о предоставлении испрашиваемого земельного участка. Земельные участки в аренду предоставляются на основании распоряжения администрации Кемеровского района.(пп.2.4.2., 2.5.1, 2.5.2).

Ж.. ….2010 г. обратился с заявлениями на имя Главы Кемеровского муниципального района о предоставлении в аренду земельных участков в п.С. Кемеровского района для индивидуального жилищного строительства.

Письмом председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от. ..2010 г., исходящий номер … Ж. сообщено, что предоставление испрашиваемых им земельных участков не представляется возможным до утверждения правил Землепользования и Застройки С. сельской территории. На основании вышеизложенного заявления Ж. о предоставлении земельных участков в аренду не могут быть рассмотрены по существу.

Считая, что названное письмо является решением об отказе в предоставлении земельного участка в аренду, Ж. обратился в суд с заявлением о признании решения недействительным и обязании администрации Кемеровского муниципального района предоставить ему права на заключение договора аренды на один из пяти испрашиваемых им земельных участков для индивидуального жилищного строительства в двухнедельный срок с момента вступления в законную силу решения суда.

Суд считает, что требование Ж. вытекает из правоотношений публичного характера, потому независимо от обращения Ж. в суд в форме искового заявления, требования подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ. Ж. в заявлении ссылается на ст.254, 256 ГПК РФ.

В соответствии с п.1 ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Представитель Ж. в судебном заседании пояснил, что он расценивает письмо от 15.03.2010 г. как решение КУМИ Кемеровского муниципального района об отказе в предоставлении земельного участка и настаивает на требовании о признании решения об отказе в предоставлении земельного участка неправомерным. Считает, что письмо от 15.03.2010 г. является решением КУМИ Кемеровского муниципального района и настаивает на заявленных требованиях.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным требованиям.

Суд считает, что письмо председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от. ...2010 г. не является решением КУМИ Кемеровского муниципального района. Кроме того, согласно названному выше Положению Решения по вопросам предоставления земельных участков оформляются в форме распоряжения администрации Кемеровского муниципального района, указанные полномочия на КУМИ Кемеровского муниципального района не возложены.

Ж. в заявлении, а также его представитель в судебном заседании требования о признании незаконными действий или бездействий органов местного самоуправлении, должностных лиц не заявляет, настаивает на рассмотрении требования в части признания недействительным решения КУМИ Кемеровского муниципального района.

По изложенным выше обстоятельствам суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания недействительным решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от…2010г. об отказе в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства.

В соответствии со ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Согласно ст.30.1 ЗК РФ земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, - в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктом 5 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка с указанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети "Интернет".

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Согласно ч.1, 2 ст. 32 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Статья 258 ч.1 ГПК РФ предусматривает только один общий способ защиты права заявителя при удовлетворении его требований – путем обязывания соответствующего органа или должностного лица устранить нарушение прав заявителя, в зависимости от характера оспариваемых действий (бездействия) суд должен указать в решении конкретные способы устранения нарушений прав и свобод гражданина: признать оспариваемые действия (бездействие) незаконными, обязать соответствующие органы и лица совершить в отношении гражданина определенные действия.

Как установлено в судебном заседании Решение по вопросу предоставления Ж. земельного участка соответствующим органом, к исключительной компетенции которого относится рассмотрение данного вопроса, а именно, Администрацией Кемеровского муниципального района не было принято.

На основании вышеизложенного, суд полагает, что требование Ж.. в части обязания Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить ему права на заключение договора аренды на земельный участок для индивидуального жилищного строительства не подлежит удовлетворению, поскольку в соответствии со ст.29 ЗК РФ не уполномочен решать вопросы, относящиеся к исключительной компетенции исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

При таком положении суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Ж. к Администрации Кемеровского муниципального района о признании решения Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района №…от …2010 г. об отказе в предоставлении земельных участков для индивидуального жилищного строительства недействительным и обязании Администрацию Кемеровского муниципального района предоставить права на заключение договора аренды на земельный участок для индивидуального жилищного строительства отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий: