РЕШЕНИЕ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ОТКАЗА В ПРЕДОСТАВЛЕНИИ В АРЕНДУ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА



Дело №2-909\10

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Кемеровский районный суд

в составе председательствующего Макушенко М.Ф.

при секретаре Кирилловой Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово … октября 2010 года

гражданское дело по заявлению Григорьева Н.Н. о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района №4560 от 30.08.2010 г. в предоставлении в аренду земельного участка,

УСТАНОВИЛ:

Григорьев Н.Н. обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от 30.08.2010 г. №4560 в предоставлении ему в аренду земельного участка, на котором расположена возведенная теплотрасса.

Требования мотивирует тем, что он имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: …, на котором в 2003 г. им построен коттедж. По окончании строительства он обратился в ОАО «КемВод» с заявлением о подключении коттеджа к внутренним сетям теплоснабжения. После получения согласия на подключение к теплоснабжению он построил по разработанному в ООО «НПЦ Сибпромэкология» проекту 93-0-ТС теплотрассу, проходящую вдоль улиц О. и К. 17.05.2004 г. теплотрасса была принята в эксплуатацию по Акту, подписанному подрядчиком, ОАО «КемВод» и им. Позднее, по просьбе ОАО «КемВод» часть смонтированной им теплотрассы он передал в пользование ОАО «КемВод» для отопления 5-ти жилых домов, расположенных на ул. Изумрудная. Остальная часть теплотрассы длиной около 65 м. эксплуатируется им одним. Площадь земельного участка, занимаемого этой частью теплотрассы, составляет 60 кв. м. Так как теплотрасса была построена по проекту 93-О-ТС (согласованному с УАиГ Администрации Кемеровского муниципального района 23.04.2010 г.) в строгом соответствии со СНиП 41 -02-2003 на переданный им ОАО «КемВод» участок теплотрассы Администрацией Кемеровского района было дано разрешение на строительство и ОАО «КемВод» стало собственником этого участка теплотрассы. В настоящее время теплотрасса находится в собственности ООО «Пилон». Поскольку ОАО «КемВод» было дано разрешение на строительство части построенного им трубопровода, он 30.07.2010 г. обратился в Администрацию Кемеровского муниципального района с заявлениями о выдаче ему разрешения на строительство оставшейся части теплотрассы и передачи ему в аренду земельного участка, по которому проходит теплотрасса. Письмом от 30.08.2010 г. за № 4560 Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района отказал ему в предоставлении земельного участка, на котором расположена эксплуатируемая им одним часть теплотрассы. В обоснование отказа Комитет сослался на то, что градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки … населенного пункта не предполагалось размещение теплопровода в испрашиваемом им месте, строительство теплотрассы произведено им без получения на то необходимых разрешений и она в соответствии со ст. 222 ГК РФ может считаться самовольной постройкой, подлежащей сносу осуществившим ее лицом либо за его счет. Считает отказ Комитета в предоставлении в аренду земельного участка, на котором располагается часть возведенной им теплотрассы необоснованным по следующим основаниям. Поскольку на часть построенной им теплотрассы было дано разрешение на строительство и земельный участок под этой частью теплотрассы передан в аренду ОАО «КемВод», то отказ Комитета от передачи ему в аренду земельного участка, по которому проходит оставшаяся часть теплотрассы свидетельствует о нарушении принципа равенства доступа к приобретению земельного участка. При строительстве теплотрассы земельный участок, вдоль которого была проложена теплотрасса, не был сформирован, поэтому чьи либо права строительством теплотрассы не были нарушены. Администрация Кемеровского района располагала достоверной информацией о строительстве им в 2004 году теплотрассы, имела Технический отчет по исполнительной съемке по топографо-геодезическим работам на объекте теплотрассы, согласовала проект 93-О-ТС на строительство в 2004 году теплотрассы, дало разрешение ОАО «КемВод» на строительство части построенной им по проекту теплотрассы и не запретила строительство теплотрассы в 2004 году, то тем самым ею была признана законность постройки теплотрассы. Строительство теплотрассы было осуществлено соответствии со СНиП 2.04.07-86, СНиП 41-02-2003. Возведенный им участок теплотрассы обозначен на Плане перспективного развития тепловых сетей пос.. .. Поэтому довод Комитета о том, что градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки для … сельского поселения не предполагалось размещение теплотрассы не может приниматься во внимание. Из изложенного выше следует, что единственным признаком самовольной постройки участка теплотрассы, обозначенной на приложенной к заявлению схеме точками К-0-1-2-3-4-С является отсутствие разрешения на его строительство. Отказ Комитета от передачи ему в аренду земельного участка, по которому проложен участок теплотрассы для отопления коттеджа, нарушает его право по пользованию тепловой энергией для отопления принадлежащего ему коттеджа.

Заявитель Григорьев Н.Н. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил их удовлетворить.

Представитель заявителя Халяпин В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района Герасимова М.Н., действующая на основании доверенности, требования не признала, представила письменный отзыв на заявление и дополнительный отзыв на заявление, в судебном заседании пояснила, что полагает отказ в предоставлении Григорьеву земельного участка в аренду не нарушает прав заявителя и обоснован в силу положений Земельного кодекса РФ, касающихся предоставления земельных участков. Заявителем не были предоставлены документы, свидетельствующие о наличии у него прав на теплотрассу. Участок, на котором возведена теплотрасса, является не разграниченной муниципальной собственностью. Кадастровый паспорт данного участка отсутствует, поскольку участок не сформирован. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, установленный приказом Минэкономразвития РФ от 30.10.2007 г. №370 у заявителя отсутствует. Григорьев в нарушение ст.29 ЗК РФ самовольно занял спорный земельный участок, строительство теплотрассы осуществлено в отсутствие разрешения собственника земельного участка. Полагает, что Григорьевым не был соблюден порядок выполнения условий, необходимых для предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта, в частности проведение работ по формированию земельного участка, определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Также пояснила, что в данном случае процедура предоставления земельного участка в аренду предусмотрена ст.36 ЗК РФ, в отказе КУМИ ссылается на ст.30 ЗК РФ, в связи с тем, что у Григорьева отсутствует градостроительная документация.

Выслушав пояснения заявителя, его представителя, представителя КУМИ Кемеровского муниципального района, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.29 ЗК РФ предоставление гражданам земельных участков из земель, находящихся в муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления земельных участков.

Согласно Решению Кемеровского районного Совета народных депутатов от 17.08.2006 № 373 «Об утверждении Положения «О приобретении и прекращении прав на земельные участки на территории Кемеровского муниципального района», Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского района (далее - комитет по управлению муниципальным имуществом) является органом, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками Кемеровского района, действующим в пределах компетенции, установленной настоящим Положением, Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом и другими правовыми актами Кемеровского района (п. 1.1.5). Земельные участки предоставляются на праве собственности, аренды, постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования (п.1.1.7). Земельные участки на праве аренды предоставляются для проектирования, строительства, эксплуатации объектов недвижимости, размещения временных сооружений и для целей, не связанных со строительством (п.1.2.2). Земельные участки предоставляются по заявлению граждан и юридических лиц на основании распоряжения Главы района, протокола о подведении итогов торгов, правоустанавливающих и правоподтверждающих документов на объект недвижимости (п. 1.3.1). Земельные участки, предназначенные для проектирования, строительства, размещения временных сооружений, ведения личного подсобного хозяйства и иных целей, не связанных со строительством, предоставляются на основании распоряжения Главы района о предоставлении земельного участка для соответствующих целей, либо на основании протокола о подведении итогов торгов по продаже земельных участков, либо права аренды земельных участков (п.1.3.2). Лица, имеющие соответствующие основания на предоставление земельных участков, обращаются в Комитет по управлению муниципальным имуществом с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты, документов, подтверждающих наличие оснований для оформления земельных отношений. (пп.1.3.5, 1.3.7., 1.3.7.2). Предоставление земельных участков для строительства без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется в соответствии с действующим земельным законодательством и правовыми актами Кемеровского района. Предоставление земельных участков без предварительного согласования мест размещения объектов осуществляется: - для строительства в собственность исключительно на торгах (конкурсах, аукционах); - для строительства в аренду на торгах (конкурсах, аукционах); - для строительства в аренду при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется одна заявка; - для строительства в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в аренду, если имеются две и более заявок (п. 2.2.1, п. 2.2.2). Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном срочном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, имеют право приобрести для их обслуживания земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, в аренду или в собственность за плату или бесплатно в случаях, установленных законодательством (п. 2.3.1). Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка, обращаются в Комитет по управлению муниципальным имуществом с соответствующим заявлением. В заявлении должны быть указаны: назначение объекта, размер земельного участка, место его размещения, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению прилагаются оригиналы и копии следующих документов: - кадастровая карта (план) земельного участка (три экземпляра оригинала); - документы, подтверждающие право на здание, строение и сооружение; - правоустанавливающие и правоподтверждающие документы на земельный участок (при наличии); - для граждан - документы, удостоверяющие личность гражданина (п.2.3.3). Земельные участки на территории Кемеровского района могут быть сданы в аренду любым юридическим и физическим лицам в соответствии с действующим законодательством и в порядке, установленном настоящем Положением (п.2.5.1).

Таким образом, суд полагает, что вопросы предоставления в аренду земельных участков отнесены к ведению КУМИ Кемеровского района, в судебном заседании представителем КУМИ Кемеровского района данный факт не оспорен.

В соответствии с ч.1, 4 ст.30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов. Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

- подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

В соответствии с ч.7 ст.30 ЗК РФ решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства или протокол о результатах торгов (конкурсов, аукционов) является основанием: 1) государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование; 2) заключения договора купли-продажи и государственной регистрации права собственности покупателя на земельный участок при предоставлении земельного участка в собственность; 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, что Григорьев Н.Н. 30.07.2010 г. обратился с заявлением на имя Главы Кемеровского муниципального района о выдаче разрешения на строительство теплотрассы вдоль улиц К. и О. и предоставлении в аренду земельного участка площадью 60 кв.м., на котором располагается теплотрасса.

Из письма председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от 30.08.2010 г., исходящий номер 4560, усматривается, что Григорьеву отказано в предоставлении в аренду земельного участка, на котором расположены сооружения, возведенные с нарушением требований действующего законодательства, без согласования в установленном порядке места расположения такого объекта и его охранной зоны.

Из данного ответа усматривается, что невозможно предоставить в аренду земельный участок, на котором расположены сооружения, возведенные с нарушением требований действующего законодательства, без согласования в установленном порядке места расположения такого объекта и его охранной зоны.

Ответ обоснован тем, что согласно ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещение объекта не представляется возможным при размещении объекта в городском или сельском поселении не в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки (зонированием территорий).

В ответе также указано, что в связи с тем, что градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки для … сельского поселения не предполагалось размещение теплопровода в испрашиваемом месте, принятие решения о предоставлении данного земельного участка, возможно только при условии соблюдения установленного ЗК РФ порядка предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения.

В судебном заседании каких-либо доказательств того, что размещение объекта произведено не в соответствии с документацией о застройке, и в нарушение правил землепользования и застройки для … сельского поселения представлено не было. Где должна проходить теплотрасса для дома Григорьева, построенного в соответствии с нормами закона представитель КУМИ Кемеровского муниципального района назвать не мог.

ст. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г № 2 № о практике применения судами РФ дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных муниципальных служащих» предусматривает, что при рассмотрении дела по существу надлежит выяснять

-имеет ли орган полномочие на принятие решения или совершения действия.

-соблюден ли порядок принятия решения, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами. При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий свидетельствует лишь существенное не соблюдение установленного порядка.

-соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия требованиям закона или иного нормативного правового акта.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Суд полагает, что в данном случае была нарушен порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предусмотренный ст. 30 ЗК РФ, ссылка на которую имеется в ответе Григорьеву Н.Н.

А именно минуя данный порядок, представитель КУМИ Кемеровского муниципального района не оспаривал, что запрашиваемый земельный участок не сформирован, однако был сделан вывод, что объект не соответствует градостроительной документации.

Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что КУМИ Кемеровского района при решении вопроса о предоставлении в аренду Григорьеву земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта не был соблюден порядок, установленный ст.30 ЗК РФ.

Нарушение требований законодательства, по мнению суда, свидетельствует о незаконности принятого решения об отказе Григорьеву в предоставлении в аренду спорного земельного участка, что, по мнению суда, является основанием для к удовлетворению заявления Григорьева Н.Н.

Руководствуясь ст.194-198, 254, 255 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Григорьева Н.Н. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района №4560 от 30.08.2010 г. в предоставлении земельного участка в аренду, обязав устранить нарушения прав заявителя, рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с существующей процедурой, установленной законом.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда в течение 10 дней.

Председательствующий: