Дело № 2-944/10
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
Кемеровский районный суд в составе
председательствующего судьи Бандык С.В.
при секретаре Ларионовой В.Л.
рассмотрев в судебном заседании в г.Кемерово 25 октября 2010г.
дело по иску Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кемеровского района о понуждении исполнить обязанность
установил
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского района и просил признать незаконным бездействие Администрации Кемеровского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнические сооружения на р. Осиновка № 10-8-2 (юго-восточная окраина с. Андреевка), № 10-8-4 (306) (северо-западная окраина с. Андреевка) и возложить обязанность на Администрацию Кемеровского муниципального района до 01.05.2011г. обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество гидротехнических сооружений на р. Осиновка № 10-8-2 (юго-восточная окраина с. Андреевка), № 10-8-4 (306) (северо-западная окраина с. Андреевка).
Требования мотивирует тем, что в Кемеровском районе на р. Осиновка № 10-8-2 (юго-восточная окраина с. Андреевка), № 10-8-4 (306) (северо-западная окраина с. Андреевка), располагаются 2 гидротехнических сооружения, зарегистрированное в Южно-Сибирском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, которые не имеют собственника. Законодательством РФ закреплены меры безопасности ГТС, контроль за их состоянием, финансовое обеспечение, организация эксплуатации и т.п., однако эти меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, не исключающих возможность возникновения чрезвычайной ситуации. Указанные объекты расположены в границах Кемеровского муниципального района, орган местного управления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет, а потому бездействие Администрации Кемеровского муниципального района по обращению в орган, осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество, о принятии ГТС на учет как бесхозяйного имущества свидетельствует о невыполнении органом обязанности, вытекающей из закона, отсутствие на ГТС права собственности не освобождает органы местного самоуправления от обеспечения их безопасности. Отсутствие собственника указанных ГТС создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации на территории Кемеровского района, т.е. угрозу причинения вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
Истец – помощник прокурора Овчинников Е.А., требования поддержал в полном объеме, просил установить срок для исполнения обязанности до 01.05.2011г.
Представитель Администрации Кемеровского района Ковалева А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что законодательно на органы местного самоуправления возложена обязанность по защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций, однако эта обязанность не предполагает возможность понуждения органа местного самоуправления к ее исполнению определенным образом, а позволяет самостоятельно определять пути решения вопросов местного значения в соответствии с требования действующего законодательства. Администрация Кемеровского района обеспечивает исполнение обязанности по защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, однако исполнение данной обязанности не может служить основанием для понуждения администрации о совершении действий, направленных на принятие ГТС в муниципальную собственность. В соответствии с отчетом о проведении обследования ГТС, на р. Осиновка (северо-западная окраина с. Андреевка), не усматривается ненадлежащего или неудовлетворительного состояния ГТС, на р. Осиновка (юго-восточная окраина с. Андреевка) ниже ГТС отсутствует жилой массив, а потому эти ГТС не могут рассматриваться в качестве угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, федеральным законом на органы власти субъектов РФ возложена обязанность по решению вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а потому обеспечение безопасности ГТС в случае, если они не находятся в муниципальной собственности, возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС и др.
Судом установлено, что на р. Осиновка (юго-восточная окраина с. Андреевка), (северо-западная окраина с. Андреевка) расположено 2 гидротехнических сооружения, зарегистрированные в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № 10-8-2 и № 10-8-4 (306), которые не имеют собственника, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 08.10.2010г.
Согласно п.п. 7, 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п. п. 8, 10, 23 ч. 1 ст. 7 Устава Кемеровского муниципального района к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу п.п. 5 п. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальному уровню собственности может относиться имущество предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Суд полагает, что в силу закона, который устанавливает орган местного самоуправления, как единственный, обладающий правом подачи заявления о постановке имущества на учет как бесхозяйного и в силу того, что закрепленные законодательством меры по безопасности ГТС не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, что в свою очередь может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, то бездействие в этой части администрации Кемеровского района, свидетельствует о невыполнении ею обязанности, вытекающей из закона.
Суд не может принять доводы представителя Администрации Кемеровского района о том указанные ГТС не представляют опасности в связи с тем, что ГТС на р. Осиновка (северо-западная окраина с. Андреевка), находится в удовлетворительном состоянии, а ниже ГТС на р. Осиновка (юго-восточная окраина с. Андреевка)отсутствует жилой массив, поскольку в обязанности органа местного самоуправления отнесено обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, меры по безопасности ГТС не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, что в свою очередь создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а следовательно угрозу причинения вреда жизни и здоровью и имуществу граждан, а также окружающей среде.
Каких-либо доказательств того, что данный объект ранее имел собственника суду не представлено и в судебном заседании не добыто.
Анализируя представленные доказательства, исходя из указанных выше норм законов, суд полагает, что спорные объекты – ГТС, расположенные на р. Осиновка № 10-8-2 (юго-восточная окраина с. Андреевка), № 10-8-4 (306) (северо-западная окраина с. Андреевка) являются бесхозяйным недвижимым имуществом, представляющим угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку относится к объектам, предназначенным для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, находятся на территории органа местного самоуправления Администрации Кемеровского района, к ведению вопросов которого относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как бесхозяйная недвижимая вещь – ГТС - может быть принята на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, а потому суд находит, что бездействие Администрации Кемеровского района в этой части является невыполнением обязанности, установленной законом, в связи с чем является незаконным, потому Администрация Кемеровского района обязана исполнить требования закона по обеспечению безопасности данного сооружения, обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил
Исковые требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора района к администрации Кемеровского муниципального района удовлетворить полностью.
Признать незаконным бездействие администрации Кемеровского муниципального района по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнические сооружения на р. Осиновка № 10-8-2 (юго-восточная окраина с.Андреевка), № 10-8-4 (306) (северно-западная окраина с. Андреевка).
Возложить на Администрацию Кемеровского муниципального района обязанность обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество гидротехнических сооружений, расположенных на р. Осиновка № 10-8-2 (юго-восточная окраина с.Андреевка), № 10-8-4 (306) (северно-западная окраина с. Андреевка) в срок до 01.05.2011г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.
Председательствующий