РЕШЕНИЕ О ПОНУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЬ ОБЯЗАННОСТИ



Дело № 2-973/10

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Кемеровский районный суд в составе

председательствующего судьи Бандык С.В.

при секретаре Ларионовой В.Л.

рассмотрев в судебном заседании в г.Кемерово 25 октября 2010г.

дело по иску прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кемеровского района о понуждении исполнить обязанность

установил

Прокурор Кемеровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского района и просил присудить Администрации Кемеровского муниципального района исполнить обязанность: обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество гидротехнического сооружения, расположенного на территории п. Звездный Кемеровского муниципального района – на р. Малая Мозжуха (западная окраина п. Звездный), установив срок для исполнения обязанности.

Требования мотивирует тем, что в Кемеровском районе на территории п. Звездный – на р. Малая Мозжуха (западная окраина п. Звездный), располагается гидротехническое сооружение, зарегистрированное в Южно-Сибирском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № 10-6-3 (878), которое не имеет собственника. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения представляет собой разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Данные меры не реализуются в силу неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Администрация Кемеровского района обязана самостоятельно осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет бесхозяйную недвижимую вещь, т.е. указанное гидротехническое сооружение, расположенную на его территории. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Проверкой исполнения на территории Кемеровского муниципального района законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, проведенной Прокуратурой Кемеровского района, установлено, что Администрацией Кемеровского муниципального района не исполняются требования Закона по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о принятии на учет гидротехнического сооружения как бесхозяйное имущество, что в свою очередь влечет не реализацию закрепленных Законом мер по обеспечению безопасности указанного сооружения по причине его балансовой неопределенности. Неисполнение Законодательства Администрацией Кемеровского муниципального района создает потенциальную угрозу возникновению чрезвычайных ситуаций, угрозу безопасности населения п. Звездный и территорий близлежащих населенных пунктов.

Истец – помощник прокурора Волкова А.Г., требования поддержала в полном объеме, просила установить срок для исполнения обязанности до 01.03.2011г.

Представитель Администрации Кемеровского района Ковалева А.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала и пояснила, что законодательно на органы местного самоуправления возложена обязанность по защите территории и населения от чрезвычайных ситуаций, однако эта обязанность не предполагает возможность понуждения органа местного самоуправления к ее исполнению определенным образом, а позволяет самостоятельно определять пути решения вопросов местного значения в соответствии с требования действующего законодательства. Администрация Кемеровского района обеспечивает исполнение обязанности по защите территорий и населения от чрезвычайных ситуаций, однако исполнение данной обязанности не может случить основанием для понуждения администрации о совершении действий, направленных на принятие ГТС в муниципальную собственность. Указанное ГТС образовано в результате строительства автодороги областного значения на п. Благодатный, насыпь автодороги является ограждающим сооружением водоема, гидромеханическое оборудование отсутствует, сброс воды осуществляется через трубчатый переезд, что не относится к гидротехническим сооружениям. В соответствии с отчетом о проведении обследования ГТС, не усматривается ненадлежащего или неудовлетворительного состояния ГТС, а потому не может рассматриваться в качестве угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций. Кроме того, федеральным законом на органы власти субъектов РФ возложена обязанность по решению вопросов безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности, а потому обеспечение безопасности ГТС в случае, если они не находятся в муниципальной собственности, возложено на органы исполнительной власти субъектов РФ.

3-е лицо, представитель Ростехнадзора в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен, с требованиями согласен, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС и др.

Судом установлено, что на р. Малая Мозжуха (западная окраина п. Звездный) п. Звездный Кемеровского муниципального района расположено гидротехническое сооружение, зарегистрированное в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № 10-6-3 (878), которое не имеет собственника, имеет опасный уровень безопасности, что подтверждается перечнем гидротехнических сооружений находящихся в собственности субъектов РФ, муниципальной собственности и бесхозяйных ГТС имеющих опасный уровень безопасности, ответом КУГИ Кемеровской области от 11.10.2010г., что указанное ГТС в реестре государственного имущества Кемеровской области не учтено, ответом Росимущества от 11.10.2010г. о том, что указанное ГТС может относиться к муниципальному имуществу, а в связи с отсутствием федерального предприятия (учреждения) его использующего в своей хозяйственной деятельности, оснований для его учета в реестре федеральной собственности отсутствует, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.10.2010г.

Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора в 2009г. были проведены инвентаризационные мероприятия по гидротехническим сооружениям, в ходе которых установлено, что гидротехническое сооружения на р. Малая Мозжуха окраина п. Звездный обнаружен размыв над паводковым водосбросом с выносом грунта и образованием воронок, при продолжении размыва возможно разрушение полотна дороги, ГТС находится в неудовлетворительном состоянии и требует принятия неотложных мер по обеспечению его безопасности, о чем было сообщено Главе Кемеровского муниципального района и Администрации Кемеровской области для решения вопроса обеспечения безопасности ГТС. В связи с отсутствием решения по данному вопросу Ростехнадзором были направлены письма в прокуратуру Кемеровской области и Прокурору Кемеровского района о принятии мер прокурорского реагирования, что подтверждается ответом на запрос от 27.08.2010г., письмом от 21.07.2009г., ответом КУМИ Кемеровского муниципального района от 26.08.2010г.

Таким образом, неудовлетворительным состоянием, ГТС представляет собой опасность возникновения чрезвычайной ситуации.

В связи с изложенным суд не может принять доводы представителя Администрации Кемеровского района о том, что ГТС не представляет опасности, не находится в неудовлетворительном состоянии, поскольку отчет о проведении обследования гидротехнического сооружения, представленный ответчиком не опровергает неудовлетворительное состояние, а предметом проведения обследования явилось установление отношения указанного объекта недвижимости к гидротехническому сооружению, а не его состояния. Кроме того, отчет о проведении обследования составлен на основании Акта проверки готовности к пропуску паводка, проведенного 25.03.2009г, 04.04.2009г, 05.04.2009г., т.е. раньше проведенных Ростехнадзором инвентаризационных мероприятий в период с 13.07.2009г. по 14.07.2009г.

Так же суд не может принять доводы представителя ответчика в том, что указанный объект недвижимости не относится к гидротехническому сооружению, поскольку указанный объект зарегистрирован в Южно-Сибирском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № 10-6-3 (878) как гидротехническое сооружение, кроме того, из отчета о проведении обследования ГТС усматривается, что данный объект представляет собой насыпь автодороги (8 метров по гребню плотины), является ограждающим сооружением водоема (пруд объемом 130 тыс. куб. м), что представляет собой плотину, потому в силу ст. 3 Федеральный закон от 21.07.1997 N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" относится к гидротехническим сооружениям.

Согласно п.п. 7, 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу п.п. 5 п. 2 Федерального закона от 06.10.2003г. ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к муниципальному уровню собственности может относиться имущество предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Суд полагает, что спорный объект является гидротехническим сооружением и согласно материалов дела находится в неудовлетворительном состоянии, а потому создает угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций и безопасности населения п. Звездный и близлежащих населенных пунктов Кемеровского района.

Каких-либо доказательств того, что данный объект ранее имел собственника суду не представлено и в судебном заседании не добыто.

Анализируя представленные доказательства, исходя из указанных выше норм законов, суд полагает, что спорный объект – ГТС, расположенный на территории п. Звездный Кемеровского муниципального района на р. Малая Мозжуха (западная окраина п. Звездный) является бесхозяйным недвижимым имуществом, представляющим угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, поскольку относится к объектам, предназначенным для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, находится на территории органа местного самоуправления Администрации Кемеровского района, к ведению вопросов которого относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Как бесхозяйная недвижимая вещь – ГТС - может быть принята на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, а потому суд находит, что Администрация Кемеровского района обязана исполнить требования закона по обеспечению безопасности данного сооружения, обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.

Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

решил

Исковые требования прокурора Кемеровского района к администрации Кемеровского муниципального района удовлетворить полностью.

Присудить Администрации Кемеровского муниципального района исполнить обязанность: обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество гидротехнического сооружения, расположенного на территории п. Звездный Кемеровского муниципального района – на р. Малая Мозжуха (западная окраина п. Звездный) в срок до 01.03.2011г.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий