Дело № 2-513/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Кемеровский районный суд в составе председательствующего судьи Глебова Д.В., при секретаре Палкха О.Я., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово 30 мая 2011 года гражданское дело по заявлению Сарвилина ФТ к Администрации Кемеровского муниципального района о признании отказа незаконным и другим требованиям, УСТАНОВИЛ: Сарвилин Ф.Т. обратился в суд к Администрации Кемеровского муниципального района об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Свои требования мотивирует тем, что он Сарвилин ФТ является участником Великой Отечественной войны, инвалидом II группы, своего жилья не имеет, в связи с чем, вынужден проживать в квартире, принадлежащей на праве собственности его родственникам. В соответствии со ст.51, 52 Жилищного кодекса РФ, подпунктом 3 п.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» обратился в управление учета и распределения жилья администрации Кемеровского муниципального района с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. К указанному заявлению были приложены документы, подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении. 22.10.2010 г. он был извещен о том, что согласно постановлению администрации Кемеровского муниципального района от 20.10.2010 № 1864-п ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с тем, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве граждан, нуждающихся в жилых помещениях, совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. С решением жилищной комиссии администрации Кемеровского муниципального района он не согласен по следующим основаниям: Согласно п.1 ст.51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной номы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещений, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Он не имеет на праве собственности жилого помещения, не являюсь нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения. Жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес>, в котором в настоящее время проживает, находится на праве общей долевой собственности у ФИО3 – ? доля в праве (зять), ФИО4 – 1/4 доля в праве (дочь), ФИО2 – 1/4 доля в праве (внучка), ФИО5 -1/4 доля в праве (внучка); общая площадь жилого помещения 55,0 кв.м, в жилом помещении зарегистрированы и проживают 7 человек: ФИО3 - зять, ФИО4 - дочь, ФИО2 - внучка, ФИО5 - внучка, ФИО6 - правнук, ФИО7 - внук, и он Сарвилин ФТ. В связи с тем, что он, Сарвилин ФТ, является инвалидом II группы, находится в состоянии после ишемического инсульта, имеет заболевания - кардиосклероз, глаукома (потеря зрения 100 %), он не может проживать далеко от родственников, так как нуждается в дополнительном постоянном постороннем уходе, кроме того, дом, в котором он проживал, находился в аварийном состоянии. И в августе 2009 г. он был вынужден продать жилой дом с земельным участком по адресу: <адрес>, за 30 000 руб. На данные денежные средства не мог приобрести иного жилого помещения, так как стоимость недвижимости в <адрес>, где проживают его родственники и он, значительно, превышает вырученную от продажи дома сумму. Его совместное проживание с родственниками стало невозможным, так как ему нужен, помимо ухода, покой, что не является возможным, так как помимо взрослых в квартире проживают маленькие дети. В соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 «О ветеранах» и Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Велико Отечественной войны 1941-1945 годов» ветераны ВОВ, члены семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОВ обеспечиваются жильем исходя из общей площади жилого помещения на одного человека 36 квадратных метров за счет средств федерального бюджета. Инвалиды и участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от имущественного положения. Считает, что выводы жилищной комиссии не соответствуют фактическим обстоятельствам. Отказ в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении необоснован и нарушает его права на получение меры социальной поддержки, установленной Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Указом Президента РФ от 07.05.2008 № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов». На основании изложенного, просил суд признать действия администрации Кемеровского муниципального района по отказу в принятии Сарвилина ФТ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным. Признать Сарвилина ФТ нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Кемеровского муниципального района принять Сарвилина ФТ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. В судебном заседании представитель Сарвилина Ф.Т. – Куликова Т.Ф. требования поддержала. Истец Сарвилин Ф.Т. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Представитель Администрации Кемеровского муниципального района Захарова И.Ю., действующая на основании доверенности, оставила вопрос об удовлетворении требований на усмотрение суда. С учетом мнения сторон, а также положений ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие Сарвилина Ф.Т. Суд, выслушав участников процесса, изучив письменные материалы дела, считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме. Судом установлено, что Сарвилин Ф.Т. является участником Великой Отечественной войны. В соответствии с п.1 ч.1 ст.2, ст.28 ФЗ «О ветеранах», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.04.1995 №423 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются права и льготы ветеранов, предусмотренные Федеральным законом «О ветеранах», на основании удостоверения Серия ВВ № 382028 от 13.06.2000 г. ( л.д. 19), относится к числу ветеранов Великой Отечественной войны и имеет право на льготы, установленные ФЗ «О ветеранах». В соответствии с п.п. 2, 3 ст. 8, ст. 10 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», государственная политика в отношении ветеранов предусматривает в числе прочих мер, реализацию мер социальной поддержки, установленных ФЗ «О ветеранах» и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей. В число мер социальной поддержки ветеранов Великой Отечественной войны, в силу п.3 ст.8, п.3 ч.1 ст. 13, п.4 ч.1 ст. 14, п.4 ч.1 ст.21, ст.23.2 ФЗ «О ветеранах», входит обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших в Великой Отечественной войне. 11.10.2010г. Куликова Т.Ф. обратились в администрацию Кемеровского муниципального района с заявлением о постановке отца Сарвилина Ф.Т. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Письмом от 22.10.2010 исх. № 2244 в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях было отказано, на основании Постановления администрации Кемеровского муниципального района от 20.10.2010 № 1864-п (л.д. 14,29). Суд считает, что органом местного самоуправления был нарушен установленный порядок признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях. Так, согласно п. 3 ч. 1 ст. 14, ч. 7 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом субъекта Российской Федерации. В силу ч.2 ст.52 ЖК РФ, ч.ч. 1, 6 ст. 2, ч. 2 ст. 5 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 №68-03 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма», принятие на учет гражданина осуществляется органом местного самоуправления на основании его заявления. Заявление регистрируется в книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, которая составляется по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону. На основании каждого заявления о принятии на учет заводится учетное дело. Согласно ч. 1 ст.3 Закона № 68-03, после регистрации заявления о принятии на учет орган местного самоуправления организует проверку жилищных условий гражданина. По результатам проверки жилищных условий и соответствия их представленным документам, в силу ч.2 ст.3 Закона № 68-03, органом местного самоуправления составляется акт проверки жилищных условий гражданина по форме согласно приложению 2 к настоящему Закону. Проверку жилищных условий граждан, рассмотрение вопросов о постановке на учет либо об отказе в постановке на учет осуществляют постоянно действующие комиссии по жилищным вопросам, созданные в территориальных управлениях администрации под руководством начальников территориальных управлений. Согласно ч. 5 ст. 52 ЖК РФ, ч.1 ст.4 Закона №68-ОЗ, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления. В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона №68-03, решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления. Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма исчерпывающим образом закреплены законодателем в статье 51 Жилищного кодекса Российской Федерации. В силу п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. При рассмотрении настоящего дела установлено, что Сарвилин Ф.Т. проживает в жилом помещении, находящемся по адресу: <адрес> которое находится на праве общей долевой собственности у ФИО3 – ? доля в праве (зять), ФИО4 – 1/4 доля в праве (дочь), ФИО2 – 1/4 доля в праве (внучка), ФИО5 -1/4 доля в праве (внучка); общая площадь жилого помещения 55,0 кв.м, в жилом помещении зарегистрированы и проживают 7 человек: ФИО3 - зять, ФИО4 - дочь, ФИО2 - внучка, ФИО5 - внучка, ФИО6 - правнук, ФИО7 - внук, и Сарвилин ФТ, что менее установленной Распоряжением Администрации Кемеровского муниципального района от 17.01.2007г. № 90-р, учетной нормы общей площади жилья на одного человека для признания гражданина нуждающимся, а именно 12 кв.м. Согласно Конституции Российской Федерации (статья 7, часть 1), Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Данное положение получило свое развитие в статье 40 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на жилище (часть 1) и обязывающей органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать условия для его осуществления (часть 2). При этом Конституция Российской Федерации, ее статья 35 (часть 2), гарантирует каждому право иметь имущество (в том числе жилое помещение) в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 03.11.1998 №25-П, законодательное регулирование отношений в жилищной сфере должно обеспечивать возможность использования дифференцированного подхода к оценке складывающихся у граждан жизненных ситуаций в целях избежания чрезмерного и необоснованного ограничения конституционных прав граждан. Необходимо принять во внимание, что собственник жилого помещения обладает правомочиями владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением. При этом, пользователь ограничен в правах, не может им распорядиться, его проживание в жилом помещении зависит от волеизъявления собственника и может быть прекращено в любой момент. Как пояснила допрошенная в судебном заседании дочь Сарвилина Ф.Т. – Куликова Т.Ф., отец не имеет на праве собственности жилого помещения, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо членом семьи нанимателя жилого помещения. Жилое помещение находится по адресу <адрес> в котором на данный момент проживает Сарвилин Ф.Т. Общая площадь жилого помещения 55,0 кв.м, в жилом помещении зарегистрированы и проживают 7 человек: ФИО3, ФИО4, ФИО2, ФИО5, ФИО6, ФИО7 Поскольку Сарвилин Ф.Т. является инвалидом 2 группы, находится в состоянии после инсульта, имеет заболевание кардиосклероз, глаукому, он не может проживать далеко от родственников, так как нуждается в дополнительном постоянном уходе. Отсутствие у Сарвилина Ф.Т. в собственности недвижимого имущества подтверждено представленным в материалы дела информацией филиала № 8 БТИ Кемеровского района от 23.09.2010г., а также сведениями из ЕГРП. (л.д.15,16) Обращение Сарвилина Ф.Т. с заявлением в администрацию Кемеровского муниципального района являлось попыткой реализации права на жилище, предоставленного ему Конституцией Российской Федерации, жилищным законодательством и законодательством, закрепляющем права ветеранов Великой Отечественной войны. Право гражданина Российской Федерации на жилище относится к числу социально-экономических прав и нацелено прежде всего на правообладание жилым помещением, а не только правомочие. Именно фактическое обладание и постоянное пользование жилым помещением являются формами процесса реализации провозглашенного конституционного права. Оценивая собранные по делу доказательства в их совокупности, нормы действующего законодательства, суд считает, что действия администрации Кемеровского муниципального района по отказу в признании Сарвилина Ф.Т. нуждающимся в жилом помещении и принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении являются незаконными, в связи с чем требования Сарвилина Ф.Т. подлежат удовлетворению, а именно, суд считает необходимым признать действия администрации Кемеровского муниципального района по отказу в принятии Сарвилина ФТ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий незаконным, признать Сарвилина ФТ нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать администрацию Кемеровского муниципального района принять Сарвилина ФТ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Требования Сарвилина ФТ удовлетворить. Признать действия Администрации Кемеровского муниципального района по отказу в принятии Сарвилина ФТ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - незаконными. Признать Сарвилина ФТ нуждающимся в улучшении жилищных условий. Обязать Администрацию Кемеровского муниципального района принять Сарвилина ФТ на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Судья. Подпись. Копия верна. Судья. Д.В. Глебов
помещений требованиям;