Дело № 2 – 316/2011 РЕШЕНИЕ именем Российской Федерации г. Кемерово «27» июня 2011 года Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего Филипповой Н.Н., помощника прокурора Кемеровского района Качаловой С.В., при секретаре Шумейко Я.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово гражданское дело по иску прокурора г. Осинники в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования к Белышкину В.В., Белышкиной Н.А. о взыскании незаконно полученной субсидии, процентов за пользование чужими денежными средствами, установил: Прокурор г. Осинники в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования обратился в суд с иском к Белышкину В.В., Белышкиной Н.А. и просит взыскать незаконно полученную субсидию на компенсацию части стоимости жилья в рамках реализации Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в сумме 293074 рублей, из них: в доход федерального бюджета в размере 209338 руб., в доход областного бюджета в размере 41868 руб., в доход местного бюджета в размере 41868 руб. Требования мотивирует тем, что Белышкиным В.В. и Белышкиной Н.А. необоснованно была получена субсидия на приобретение жилого помещения в рамках реализации Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», поскольку на момент подачи заявления семья Белышкиных была обеспечена общей площадью жилых помещений в размере 41,36 кв.м., в связи с чем, оснований для признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий и включения их в состав участников Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», не имелось. В судебном заседании прокурор уточнил свои требования, просил взыскать неосновательное обогащение в размере 293074 рубля только в доход местного бюджета, а кроме этого, просил взыскать в доход местного бюджета и проценты за пользование Белышкиным В.В. и Белышкиной Н.А. денежными средствами в размере 58969 рублей, в следствии их неосновательного обогащения. В судебном заседании прокурор на уточненных исковых требованиях настаивал. Представитель лица, в интересах которого начато дело по заявлению лиц, обращающихся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц - Администрации Осинниковского городского округа Кемеровской области, о дне, месте и времени слушания дела извещён, просил рассматривать дело в своё отсутствие. Ответчики Белышкин В.В., Белышкина Н.А. в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены (л.д. 217), о причинах неявки суду не сообщили. Представитель ответчиков Апонасенко А.А., действующий на основании доверенностей, в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени судебного разбирательства извещён надлежащим образом (л.д.217), о причинах неявки суду не сообщил. При таком положении, в соответствии со ст. 167 ч.3 ГПК РФ, суд находит возможным, рассмотреть настоящее дело в отсутствие ответчиков и их представителя. Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд находит требования обоснованными, подлежащими удовлетворению в силу следующих обстоятельств: В соответствии с п. 5 «Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 года, (далее – Правил) участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Согласно п. 6 Правил под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, определён перечень граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма. В соответствии с ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. В соответствии с п. 15 Постановления Правительства Российской Федерации № 285 от 13.05.2006 года «Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» (далее – Постановления) устанавливается перечень необходимых документов, которые молодая семья предоставляет в орган местного самоуправления для участия в программе, в числе которых должен быть и документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищный условий. В судебном заседании установлено:. . молодой семьей Белышкиных было подано заявление в Администрацию г. Осинники Кемеровской области о включении её в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». Однако, на момент подачи заявления, семья Белышкиных не могла быть признана участницей Федеральной целевой программы, поскольку не отвечала требованиям п. 5 Правил, а именно: семья состояла из двух человек – ответчиков, детей в семье не было, соответственно, ответчики не являлись родителями. Данные обстоятельства не оспаривались, подтверждаются заявлением Белышкина В.В. в Администрацию г. Осинники (л.д. 8), из которого не усматривается, что у ответчиков имеются дети, а они являются родителями. Кроме этого, на момент подачи указанного заявления, отсутствовало решение органа местного самоуправления о признании семьи Белышкиных нуждающейся в улучшении жилищных условий и ранее, семья не была постановлена на учёт в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, не оспаривались в судебном заседании. В соответствии с п. 17 Постановления орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в предоставленных документах и в 10-дневный срок с даты предоставления этих документов, принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей». О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления. Из протокола от. . г. заседания комиссии для рассмотрения документов и формированию списков молодых семей – участников программы «Жилище» на 2002 -2010 гг., созданной Постановлением главы города Осинники, усматривается, что данной комиссией было принято решение о признании семьи Белышкина В.В., нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении ее в состав участников Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» на получение субсидии. .. года Белышкину В.В. и Белышкиной Н.А. администрацией города Осинники было выдано свидетельство №. . о праве на получение субсидии на приобретения (строительство) жилья на сумму 293074 руб., в том числе, выделены денежные средства из федерального бюджета в размере 209338 руб., из областного бюджета в размере 41868 руб., из местного бюджета в размере 41868 руб. … года Белышкиным В.В. и Белышкиной Н.А. был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: г.. ., пос.. ., ул.. ., … и вышеуказанная сумма была перечислена в счет оплаты по данному договору. Данные обстоятельства не оспаривались, подтверждаются указанным протоколом заседания комиссии, свидетельством №. . о праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья на сумму 293074 рублей, договором купли-продажи квартиры от. .., платёжным поручением от. . В судебном заседании также установлено: на момент принятия решения о признании семьи Белышкиных нуждающимися в улучшении жилищных условий (...) Белышкин В.В. имел в собственности 1/3 доли квартиры по адресу: г.. ., ул.. .,. ., общей площади 30,2 кв.м. (доля Белышкина В.В. - 10,06 кв.м.) на основании договора на передачу квартиру в собственность №. . от. . года, а Белышкина (Фойтик Н.А. до брака) имела в собственности 1\2 долю жилого дома, расположенного по адресу: Кемеровская область, р.п.. ., ул.. .,. . общей площадью 62,6 кв.м. (доля Белышкиной Н.А. - 31,3 кв.м.) на основании свидетельства о праве на наследство по закону от. . Данные обстоятельства не оспаривались, подтверждаются указанным договором на передачу квартир в собственность, свидетельством о праве на наследство по закону. Таким образом, на момент подачи заявления, семья Белышкиных, состоящая их 2-х человек, была обеспечена общей площадью жилых помещений в размере 41,36 кв.м. В соответствии с ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. Согласно, Постановления Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21 сентября 2005 г. № 260 «О размерах учетной нормы площади жилого помещения для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и размерах нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, а также наделении администрации города Осинники отдельными полномочиями в сфере отношений, регулируемых Жилищным кодексом РФ» установить на территории муниципального образования «Город Осинники» учетную норму площади жилого помещения (минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемого по договорам социального найма) - 12,5 квадратных метров общей площади на 1 человека. Согласно ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Таким образом, на момент подачи заявления семья Белышкиных, состоящая из 2-человек, не являлась нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку была обеспечена общей площадью жилых помещений в размере 41,36 кв.м, т.е. свыше 12,5 кв.м. на одного человека. При таком положении суд признаёт, что оснований для включения семьи Белышкиных в состав участников Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», не имелось, а субсидия в размере 293074 руб. на приобретение жилого помещения в рамках реализации Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семе» была получена ответчиками неосновательно, т.е. без установленных законом или иными правовыми актами и сделкой, оснований. В соответствии с ч. 1 ст. 1102 ГК РФ «Лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса». При таком положении требования о возврате неосновательного обогащения, в размере выплаченной ответчикам, субсидии подлежат удовлетворению. Письмом Минфина России от 12.08.03г. № 3-01-01/07-237 «О неналоговых доходах и иных поступлениях в бюджетную систему РФ» разъяснено, что до утверждения соответствующего нормативного правового акта Минфина России, возврат излишне уплаченных сумм в бюджетную систему РФ по субъектам РФ рекомендовано осуществлять на основании решения соответствующего органа исполнительной власти РФ или органа местного самоуправления, осуществляющих, в соответствии с законодательством РФ, начисление, учёт и контроль за поступлениями, взыскание и принятие решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм соответствующих неналоговых доходов и иных поступлений в бюджетную систему РФ (далее – администраторы поступлений в Бюджет). Из обстоятельств дела усматривается, что правоотношения по предоставлению субсидии семье ответчиков и выдачи свидетельства возникли между Белышкиными и Администрацией г. Осинники. Доказательств возникновения взаимных прав и обязанностей между ответчиками и иными органами (бюджетами других уровней) в деле нет. При таком положении суд признаёт, что возврат неосновательного обогащения должен быть произведён в доход местного бюджета, т.е. бюджета Осинниковского городского округа, в соответствии с рекомендациями, указанными в Письме Минфина России от 12.08.03г. № 3-01-01/07-237 «О неналоговых доходах и иных поступлениях в бюджетную систему РФ». На основании ст. 395 ГК РФ «за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором». При таком положении, требования прокурора о взыскании с ответчиков процентов за пользование чужими денежными средствами также подлежат удовлетворению. Расчёт процентов: - 293074 рублей – сумма неосновательного обогащения, - 878 – количество дней удержания неосновательного обогащения (период с. . день получения субсидии, т.е. день, когда ответчики узнали о неосновательном обогащении по. .. - день обращения в суд с изменёнными требованиями). - 8,25% - процентная ставка рефинансирования на день обращения в суд. Таким образом: (293074 рублей х 8,25% : 100% : 360х878)=58969 рублей. В соответствии со ст. 103 ГПК РФ «издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации». Согласно ст. 333.19 Налогового Кодекса РФ, государственная пошлина при цене иска от 200001 рубля до 1000000 рублей уплачивается из расчета 5200 рублей плюс 1 % суммы, превышающей 200000 рублей. Цена иска прокурора г.Осинники составляет 352043 рубля. В соответствии со ст. 333.19 НК РФ, государственная пошлина, подлежащая уплате с суммы 352043 рубля, составляет 6720,43 рубля. Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд решил: Удовлетворить исковые требования прокурора г. Осинники в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования к Белышкину В.В., Белышкиной Н.А. полностью. Взыскать солидарно с Белышкина В.В., Белышкиной Н.А. неосновательное обогащение в размере субсидии на компенсацию части стоимости жилья в рамках реализации Федеральной целевой программе «Жилище» на 2002-2010 г.г. подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в сумме 293074 рублей, проценты за пользование чужими денежными средствами вследствие их неосновательного получения в размере 58969 рублей в доход местного бюджета (Осинниковского городского округа). Взыскать солидарно с Белышкина В.В., Белышкиной Н.А. в доход бюджета Кемеровского муниципального района государственную пошлину в сумме 6720,43 рублей. Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Кемеровского областного суда в течение 10 дней. Председательствующий: Согласованно Н.Н. Филиппова