Дело 2-711/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Кемерово 07 октября 2011 года Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А., при секретаре Лугма О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Кемеровского района в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Коллегии администрации Кемеровской области, Управлению ветеринарии Кемеровской области о признании незаконными бездействий и о возложении обязанностей У С Т А Н О В И Л: Прокурор Кемеровского района обратился в суд с иском с учетом уточненных требований в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области, Коллегии администрации Кемеровской области, Управлению ветеринарии Кемеровской области о признании незаконными бездействий, выразившихся в не постановке на учет недвижимого имущества – скотомогильников (биометрических ям), расположенных в районе деревни Осиновка Елыкаевского сельского поселения, бывшего урочища Новотроицкое Елыкаевского сельского поселения, деревни Заря Ягуновского сельского поселения, села Барановка Щегловского сельского поселения, и о возложении обязанностей, требования мотивировал следующим. В силу требований Законов РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ " и "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно п.п. "ц" п. 2 ст. 26.11 Закона скотомогильники (биотермические ямы) могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации. В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации. Пунктом 7.1. СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 13.05.2010 года № 56, установлено, что организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Принимая во внимание вышеизложенное, собственником сибиреязвенных скотомогильников (биотермических ям), расположенных в районе деревни Осиновка Елыкаевского сельского поселения, бывшего урочища Новотроицкое Елыкаевского сельского поселения, деревни Заря Ягуновского сельского поселения, села Барановка Щегловского сельского поселения, в силу Закона является Кемеровская область. В соответствии со ст.ст.5, 5-1 Закона Кемеровской области "О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области", ст. 7 Закона Кемеровской области "О порядке управления государственным имуществом Кемеровской области", Закона Кемеровской области "Об утверждении Положения об учете государственного имущества Кемеровской области и ведении реестра государственного имущества Кемеровской области", п.1 постановления Губернатора Кемеровской области от 29.03.2007 N 6-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции", п.п. 1.1., 1.2., 2.2, 3.1 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного Коллегией администрации Кемеровской области от 21.03.2008 года, Комитет является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области отраслевой компетенции, уполномоченным по управлению и распоряжению в установленном законодательством порядке и в соответствии с предоставленными полномочиями объектами государственной собственности Кемеровской области. Комитет в порядке, установленном действующим законодательством, оформляет предложения о передаче объектов федеральной, муниципальной собственности в государственную собственность Кемеровской области, а также предложения о передаче объектов из государственной собственности Кемеровской области в федеральную, муниципальную собственность. Кроме того, Комитет в пределах предоставленных ему полномочий по управлению государственной собственностью Кемеровской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и Кемеровской области ведет учет государственного имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации - Кемеровской области, путем внесения сведений в реестр государственного имущества Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственного имущества Кемеровской области. Прокурор просит признать незаконным бездействие Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, выразившееся в не постановке на учет государственного имущества Кемеровской области, недвижимого имущества - сибиреязвенных скотомогильников (биометрических ям), расположенных в районе деревни Осиновка Елыкаевского сельского поселения, бывшего урочища Новотроицкое Елыкаевского сельского поселения, деревни Заря Ягуновского сельского поселения, села Барановка Щегловского сельского поселения; обязать Комитет внести в реестр государственного имущества Кемеровской области сибиреязвенные скотомогильники (биотермические ямы); обязать Комитет привести вышеуказанные сибиреязвенные скотомогильники (биотермические ямы) в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Определениями судьи от 30.08.2011 года 4 дела объединены в одно производство (л.д. т.1 л.д. 44) и в качестве соответчиков привлечены Коллегия администрации Кемеровской области и Управление ветеринарии Кемеровской области (л.д. т.1 л.д. 43). В судебном заседании представитель Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Затейщикова М.М., действующая на основании доверенности от 10.08.2011 года № 7-2-08/973, исковые требования не признала полностью по тем основаниям, что у Комитета отсутствуют правовые основания в постановке на учет объектов недвижимости; информация о зарегистрированных правах на скотомогильники в Управлении Росреестра по Кемеровской области отсутствует; сведений о земельных участках, на которых расположены скотомогильники, нет; администрация Кемеровского муниципального района и администрации сельских поселения представили информацию, что скотомогильники сельским территориям не передавались, денежные средства на их содержание не выделялись; скотомогильники отсутствует в реестре государственного имущества Кемеровской области, то есть собственник скотомогильников не определен, в связи с чем они являются бесхозяйными. В ст. 2 закона Кемеровской области "О порядке управления государственным имуществом Кемеровской области" установлен перечень объектов государственной собственности Кемеровской области; в соответствии со ст. 7 Закона Кемеровской области "О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области" комитет ведет реестр государственной собственности Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственной собственности Кемеровской области; согласно Положению комитета является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области. В п. 3.1 Положения также предусмотрена функция комитета - ведение реестра государственного имущества Кемеровской области. В соответствии с Положением об учете государственного имущества Кемеровской области и ведении реестра государственного имущества Кемеровской области, объектами учета реестра, расположенными как на территории Кемеровской области, так и за ее пределами, являются земельные участки, находящиеся в государственной собственности Кемеровской области; государственное имущество Кемеровской области, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием или на праве оперативного управления за государственным учреждением, либо находящееся в государственной собственности Кемеровской области предприятие в целом как имущественный комплекс; находящиеся в государственной собственности Кемеровской области акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное имущество Кемеровской области, не вошедшее в уставный (складочный) капитал; иное находящееся в государственной собственности Кемеровской области недвижимое и движимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог и по иным основаниям. Следовательно, в реестре государственного имущества Кемеровской области учитывается только имущество, принадлежащее Кемеровской области на праве собственности. Более того, в соответствии со ст. 5 закона Кемеровской области "О порядке управления государственным имуществом Кемеровской области" Коллегия администрации Кемеровской области уполномочена на принятие решения о приобретении имущества в собственность Кемеровской области. В свою очередь комитет приобретает, передает имущество только по поручению Коллегии администрации Кемеровской области, в связи с чем обязание комитета внести в реестр государственного имущества Кемеровской области скотомогильники является незаконным. Прокурор просит суд обязать комитет принять меры к приведению скотомогильников в соответствие с требованиями "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", однако в соответствии со ст. 210 ГК РФ только собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества; приведение скотомогильников в соответствии с требованиями вышеуказанных правил повлечет незапланированное расходование бюджетных средств, поскольку финансирование Комитета осуществляется за счет средств областного бюджета и денежные средства выделяются исключительно на реализацию функций Комитета по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области; Кемеровская область собственником скотомогильников не является. Проведение на территории Кемеровской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных обеспечивает Коллегия администрации Кемеровской области; Управление ветеринарии Кемеровской области также организует проведение на территории Кемеровской области мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных и их лечению, осуществляет защиту населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. В соответствии с п. 49 ч. 2 ст. 26.3 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации. Согласно п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с ст. 1 Закона Кемеровской области "О ветеринарии" под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных. Одной из основных задач ветеринарии является реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Задачи в области ветеринарии осуществляет Государственная ветеринарная служба Кемеровской области, в систему которой входит управление ветеринарии Кемеровской области и подведомственные управлению ветеринарии Кемеровской области государственные учреждения Государственной ветеринарной службы Кемеровской области и их филиалы. Согласно ч. 1 ст. 3 закона Кемеровской области "О ветеринарии" Совет народных депутатов Кемеровской области утверждает в составе областного бюджета расходы на ветеринарию, контролирует использование выделенных финансовых средств в формах, установленных бюджетным законодательством. Статьей 6 закона Кемеровской области от 20.07.1998 г. № 41-03 определена компетенция Государственной ветеринарной службы, куда входит организация мер по профилактике, диагностике, лечению и ликвидации инфекционных, инвазионных и незаразных болезней животных, защита населения совместно с органами здравоохранения от болезней, общих для людей и животных; финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Кемеровской области осуществляется из средств областного бюджета и иных источников, предусмотренных действующим законодательством. В соответствии с Положением об Управлении ветеринарии Кемеровской области Управление ветеринарии является исполнительным органом государственной власти Кемеровской области в сфере ветеринарии Кемеровской области, является главным распорядителем средств областного бюджета по подведомственным получателям. Задачи Управления ветеринарии, а именно предупреждение и ликвидация карантинных и особо опасных заболеваний животных, а также защита населения от болезней общих для человека и животных, закреплены в п. 3 Положения. Согласно п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 в целях обеспечения безопасности сибиреязвенных захоронений: проводятся работы по содержанию в надлежащем санитарном состоянии сибиреязвенных скотомогильников, биотермических ям, отдельных старых захоронений животных, павших от сибирской язвы: устанавливаются ограждения по всему периметру, исключающие случайный доступ людей и животных, формируются по всему внутреннему периметру канавы и обозначают их предупреждающими табличками с надписью "сибирская язва; принимаются меры по обеззараживанию почвы в местах с достоверно установленными границами захоронений трупов животных, павших от сибирской язвы; обеспечивается за недопущением использования территорий, находящихся в санитарно-защитной зоне сибиреязвенного скотомогильника, для проведения какой-либо хозяйственной деятельности (организации пастбищ, пашни, огородов, водопоев, работ, связанных с выемкой и перемещением грунта, строительства жилых, общественных, промышленных или сельскохозяйственных зданий и сооружений). Осуществление всех перечисленных действий направлено непосредственно на предупреждение болезней животных и защиту населения от болезней общих для человека и животных, следовательно, посредством реализации мероприятий указанных в п. 7.1. Санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1.7.2629-10 выполняются задачи Государственной ветеринарной службы Кемеровской области, и непосредственно Управления ветеринарии Кемеровской области. Таким образом, с учетом задач, функций, полномочий, финансирования Государственной ветеринарной службы Кемеровской области обязанность по приведению скотомогильников должна быть возложена на Управление ветеринарии Кемеровской области. В судебном заседании представитель Управления ветеринарии Кемеровской области Евсюкова Е.В., действующая на основании доверенности от 04.10.2011 года, исковые требования к Управлению ветеринарии Кемеровской области не признала полностью и пояснила, что согласно Закона Кемеровской области "О порядке управления государственной собственностью Кемеровской области", Положения о комитете по управлению государственным имуществом Кемеровской области комитет является уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области; в п.3.1. Положения предусмотрена функция комитета - ведение реестра государственного имущества Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственного имущества Кемеровской области; согласно ст. 5 Закона Кемеровской области от 20.07.1998г. № 31-03 "О порядке управления государственным имуществом Кемеровской области" Коллегия администрации Кемеровской области уполномочена на принятие решения о приобретении имущества в собственность Кемеровской области, а согласно п.п. 18,19,22 Положения о комитете комитет приобретает, передает имущество по поручению Коллегии администрации Кемеровской области, в связи с чем комитет имеет право внести предложение о внесении в реестр государственного имущества Кемеровской области объекты сибиреязвенных захоронений, скотомогильников (биометрических ям), которые являются бесхозяйной вещью. Доводы комитета о том, что Управление ветеринарии должно содержать, обустраивать сибиреязвенные захоронения, скотомогильники (биометрические ямы) неправомерны, так как Управление ветеринарии является отраслевым органом государственной власти и не имеет в собственности никакого имущества; имущество, переданное Управлению ветеринарии, является собственностью Комитета по имуществу Кемеровской области; ветеринарная служба не имеет полномочий на самостоятельное распоряжение имуществом, переданным в оперативное управление. Согласно закона "О ветеринарии" в задачи ветеринарии входит решение вопросов по организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также контроль и надзор за соблюдением выполнения соблюдения ветеринарного законодательства. В соответствии с ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов и ветеринарных правил по профилактике и борьбе с заразными болезнями, общими для человека и животных против сибирской язвы подведомственные учреждения управления ветеринарии контролируют проведение работ по ограждению и содержанию в надлежащем состоянии сибиреязвенные захоронения, скотомогильники (биометрические ямы), специалисты ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью) проверяют ветеринарно-санитарное состояние, при выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. Органом управления ветеринарии проводится надзор и за нарушение ветеринарно-санитарных требований, а виновных лиц привлекают к административной ответственности. Организация мер по профилактике, диагностике, лечению и т.д. животных не относится к обустройству сибиреязвенных захоронений. Ветеринарная служба проводит все мероприятия по профилактике именно с животными, а не с объектами захоронений. Ответственность за выполнение требований ветеринарно-санитарных правил и законодательства несут владельцы или собственники этих объектов. На заседании антитеррористической комиссии Кемеровской области вынесено решение, согласно которому Комитету по управлению имуществом Кемеровской области, управлению ветеринарии Кемеровской области предписано разработать проект закона Кемеровской области о делегировании полномочий по мероприятиям, направленным на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников (биометрических ям) муниципальным образованиям. В судебном заседании представитель третьего лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Карманова В.В., действующий на основании доверенности от 20.01.2011 года № 42-М/01-11, исковые требования к Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области полагал обоснованными. Представители соответчика - Коллегии администрации Кемеровской области, и третьего лица – администрации Кемеровской области в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие представителей указанных лиц. Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Кемеровского района Волковой А.Г., представителя Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Затейщиковой М.М., представителя Управления ветеринарии Кемеровской области Евсюковой Е.В., представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области Карманова В.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. В соответствии со ст. 51 Закона РФ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, хранению и захоронению, условия, и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Скотомогильник - это место, отведенное для захоронения биологических отходов. Биологическими отходами являются в том числе трупы животных и птиц (п.п. 1.2, 1.6 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов"). Содержание скотомогильников и биотермических ям имеет целью предупреждение и ликвидацию заразных и массовых незаразных болезней животных, защиту населения от болезней, общих для человека и животных. "Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" определяют условия сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в животноводческих комплексах (фермах), фермерских, личных, подсобных хозяйствах, населенных пунктах, местах скопления, кочевий (прогона) животных, при транспортировке животных и животноводческой продукции; нераспространение возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями; охраны окружающей среды от загрязнения. Ветеринарно-санитарные правила (п.п. 5.6, 6.2) предусматривают следующие требования к скотомогильникам: территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м. с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8-1,4 м. и шириной не менее 1,5м. с устройством вала из вынутого грунта. Ворота скотомогильника и крышки биотермических ям запирают на замки, ключи от которых хранят у специально назначенных лиц или ветеринарного специалиста хозяйства (отделения), на территории которого находится объект. Судом установлено, что на территории Кемеровского района имеется недвижимое имущество – скотомогильники (биометрические ямы), расположенные в районе деревни Осиновка Елыкаевского сельского поселения (т.4 л.д. 93-96), бывшего урочища Новотроицкое Елыкаевского сельского поселения (т.4 л.д. 97-100), деревни Заря Ягуновского сельского поселения (т.4 л.д. 101-104), села Барановка Щегловского сельского поселения (т.4 л.д. 105-108). Согласно ветеринарно-санитарным карточкам, предоставленным Кемеровской районной станцией по борьбе с болезнями животных ГУ государственная ветеринарная служба Кемеровской области, данные скотомогильники образованы соответственно в 1940 году, в 1940 году, в 1963 году и в 1934 году путем захоронения останков животных, павших от поражения спорами сибирской язвы. Площадь скотомогильников составляет соответственно 30 кв.м., 30 кв.м. 52 кв.м. и 50 кв.м. В результате контрольных мероприятий выявлено, что в нарушение Ветеринарно-санитарных правил территории скотомогильников не огорожены, опознавательные знаки не установлены (т.1 л.д. 17, т.2 л.д. 18, т.3 л.д. 18, т.4 л.д. 18). В силу п. "з" ст. 72 Конституции РФ Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Согласно ст.ст. 5 и 6 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Закона РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации; осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. В силу подп. 49 п. 2 ст. 26.3 Закона РФ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подп. "ц" п. 2 ст. 26.11 указанного Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 года № 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания и содержания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которым является субъект Российской Федерации. Возможность нахождения скотомогильника (биотермических ям) в собственности органов местного самоуправления Закон РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает. Кроме того, судом также установлено, что имеющееся на территории Кемеровского муниципального района скотомогильники на балансе администрации муниципального района и сельских поселений не состоят, полномочия по их обустройству и денежные средства на их содержание в порядке, предусмотренном ст. 19 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" для осуществления государственных полномочий по оборудованию скотомогильника муниципальному образованию не передавались (т.1 л.д. 8, 9, 10, 11), (т.2 л.д. 8, 9, 10-11), (т.3 л.д. 8, 9, 10-11), (т.4 л.д. 8, 9, 10-11). Действующее законодательство, в том числе Закон РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", и Закон РФ "Об охране окружающей среды" не предусматривает обращение в муниципальную собственность имеющегося на территории муниципального образования бесхозяйного места захоронения биологических отходов. Пунктом 7.1 "СП 3.1.7.2629-10. Профилактика сибирской язвы. Санитарно-эпидемиологические правила" предусмотрено, что организация мер по обеспечению безопасности сибиреязвенных захоронений входит в полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В отношении скотомогильников (биометрических ям) таковым собственником является субъект Российской Федерации в силу закона. Решая вопрос об органе, который должен выступать от имени субъекта Российской Федерации, суд исходит из следующего. В соответствии со ст. ст.5, 5-1 Закона Кемеровской области от 09.03.2005 года № 47-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Кемеровской области", п.1 Постановления Губернатора Кемеровской области от 29.03.2007 года N 6-пг "О структуре исполнительных органов государственной власти Кемеровской области отраслевой и специальной компетенции", ст. 7 Закона Кемеровской области от 20.07.1998 года № 31-ОЗ "О порядке управления государственным имуществом Кемеровской области", Закона Кемеровской области от 21.07.1999 года № 55-03 "Об утверждении Положения об учете государственного имущества Кемеровской области и ведении реестра государственного имущества Кемеровской области", п.п. 1.1., 1.2., 2.2, 3.1 Положения о Комитете по управлению государственным имуществом, утвержденного Коллегией администрации Кемеровской области от 21.03.2008 года Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области, являясь уполномоченным органом по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области ведет реестр государственной собственности Кемеровской области в соответствии с Положением о реестре государственной собственности Кемеровской области; в порядке, установленном действующим законодательством, оформляет предложения о передаче объектов федеральной, муниципальной собственности в государственную собственность Кемеровской области, а также предложения о передаче объектов из государственной собственности Кемеровской области в федеральную, муниципальную собственность. Таким образом органом, который должен выступать от имени субъекта Российской Федерации в части управления скотомогильниками (биометрическими ямами), должен выступать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области; в силу специфики своих полномочий в части учета имущества Кемеровской области обязан внести в реестр государственного имущества Кемеровской области сибиреязвенные скотомогильники (биотермические ямы), а также как орган, на который возложены функции по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области, обязан принять меры к приведению сибиреязвенных скотомогильников (биотермических ям) в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Суд считает неубедительными доводы представителя Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Затейщиковой М.М. в той части, что в действиях Комитета не усматривается бездействия, поскольку протоколом заседания антитеррористической комиссии Кемеровской области от 19.05.2011 года № 6 Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (л.д. 63) в том числе было предписано разработать проект закона Кемеровской области о делегировании полномочий по мероприятиям, направленным на содержание и обустройство сибиреязвенных захоронений и скотомогильников, однако в реестр государственного имущества Кемеровской области скотомогильники (биотермические ямы) внесены не были; в той части, что только Коллегия администрации Кемеровской области должна принять решение о приобретении скотомогильников (биотермических ям) в государственную собственность Кемеровской области, поскольку в силу Закона такое имущество является собственностью Кемеровской области, а в силу п.3 ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из судебного решения; поскольку на Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области возложены функции по управлению и распоряжению имуществом Кемеровской области, то как орган, выступающий от имени собственника, Комитет обязан принять меры к приведению сибиреязвенных скотомогильников (биотермических ям) в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов. Суд считает, что Управление ветеринарии Кемеровской области не может принимать меры к приведению сибиреязвенных скотомогильников (биотермических ям) в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, поскольку оно не является собственником указанного имущества, а также в силу задач, предусмотренных ст. 1, ч.3 ст. 3 Закона Кемеровской области "О ветеринарии", поскольку выполняет надзорные и контрольные функции, в том числе в соответствии с п. 7.2 "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" специалисты государственной ветеринарной службы регулярно, не менее двух раз в год (весной и осенью), проверяют ветеринарно-санитарное состояние скотомогильников (биотермических ям), при выявлении нарушений дают предписание об их устранении или запрещают эксплуатацию объекта. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области, выразившееся в не постановке на учет государственного имущества Кемеровской области - недвижимого имущества – сибиреязвенных скотомогильников (биометрических ям), расположенных в районе деревни Осиновка Елыкаевского сельского поселения, в районе бывшего урочища Новотроицкое Елыкаевского сельского поселения, в районе деревни Заря Ягуновского сельского поселения, в районе села Барановка Щегловского сельского поселения. Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области внести в реестр государственного имущества Кемеровской области сибиреязвенные скотомогильники (биотермические ямы), расположенные в районе деревни Осиновка Елыкаевского сельского поселения, в районе бывшего урочища Новотроицкое Елыкаевского сельского поселения, в районе деревни Заря Ягуновского сельского поселения, в районе села Барановка Щегловского сельского поселения. Обязать Комитет по управлению государственным имуществом Кемеровской области привести сибиреязвенные скотомогильники (биотермические ямы), расположенные в районе деревни Осиновка Елыкаевского сельского поселения, в районе бывшего урочища Новотроицкое Елыкаевского сельского поселения, в районе деревни Заря Ягуновского сельского поселения, в районе села Барановка Щегловского сельского поселения, в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов в срок 2 месяца с момента вступления решения суда в законную силу. Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий Справка: в окончательной форме решение изготовлено 11.10.2011 года. Судья А.А. Тупица