Решение об оспаривании решения Администрации Кемеровского муниципального района от 22.03.2011 г. № 1858 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность, обязании предоставить земельный участок в собственность



Дело 2-835/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Кемерово 20 октября 2011 года

Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,

при секретаре Лугма О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Решетневой В.А. о признании незаконным решения администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок

У С Т А Н О В И Л:

Решетнева В.А. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании предоставить в собственность бесплатно земельный участок, требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ею на имя Главы Кемеровского муниципального района было подано заявление о предоставлении земельного участка по <адрес> для ведения личного подсобного хозяйства, заявление было принято и началось согласование со специализированными учреждениями – МУП "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства" Кемеровского района и КУМИ. В 2011 году была составлена схема расположения земельного участка, в которой содержатся сведения о согласовании границ земельного участка с главным архитектором Кемеровского района, КУМИ Кемеровского района, Главой сельской территории, а также смежными землепользователями, что подтверждается техническим отчетом по инженерным изысканиям, подготовленным МУП "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства" Кемеровского района, а также кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ о земельном участке с кадастровым номером , <данные изъяты>., с разрешенным использованием - личное подсобное хозяйство.

ДД.ММ.ГГГГ заявителем получен ответ из администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ за из которого следует, что запрашиваемый Решетневой В.А. земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.1-А1-А2. Градостроительным регламентом зоны Ж 1.1. предусмотрено размещение существующих усадебных, жилых домов до 3-х этажей, в том числе с при квартирными земельными участками в качестве основного вида разрешенного использования земельного участка. Однако в границах санитарно-защитной зоны А1 из условий воздействия авиационного шума запрещается размещение объектов для проживания людей и общественных зданий, в связи с чем основания для предоставления земельного участка для строительства индивидуального жилого дома отсутствуют.

Заявитель является ветераном труда, в соответствии с Законом Кемеровской области от 18.07.2002 № 56-03 (в ред. от 28.06.2010) "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" имеет право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка, в связи с чем считает отказ администрации в предоставлении земельного участка незаконным.

В судебном заседании представитель заявителя Володин С.О., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенной нотариусом Кемеровского нотариального округа <данные изъяты>, дополнительно пояснил, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ В. – сын заявителя, продал заявителю земельный участок, расположенный рядом с истребуемым, в связи с чем доступ к вновь образованному участку будет обеспечен.

В судебном заседании представитель администрации Кемеровского муниципального района Абдрафикова Ю.С., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , заявление Решетневой В.А. полагала необоснованным по тем основаниям, что истребуемый земельный участок не находится в муниципальной собственности и является земельным участком, находящимся в государственной собственности, государственная собственность на который не разграничена, администрация Кемеровского муниципального района может распоряжаться такими земельными участками. В соответствии со ст. 5.1 Закона Кемеровской области "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданам, указанным в подпункте 3 статьи 5 Закона Кемеровской области, осуществляется в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области. Согласно Закона РФ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок), при этом приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Таким образом, предоставление земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства должно осуществляться по правилам ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации; бесплатное предоставление должно осуществляться в соответствии с положениями Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области. В соответствии с положениями п. 1.3 Порядка бесплатное предоставление земельных участков осуществляется при одновременном выполнении следующих условий: гражданину ранее не предоставлялся земельный участок в собственность бесплатно; гражданином представлены все документы, предусмотренные настоящим Порядком; отсутствует заключение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства); отсутствуют права иных лиц на испрашиваемый земельный участок (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства). Согласно положениям п. 1.4 Порядка основаниями для отказа в бесплатном предоставлении земельных участков является несоблюдение условий, указанных в пункте 1.3 настоящего Порядка. Управлением архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района дано заключение от ДД.ММ.ГГГГ о невозможности предоставления земельного участка в виду несоответствия цели использования участка градостроительным регламентам; земельный участок может быть предоставлен только как прилегающий к основному. В границах санитарно-защитной зоны из условий воздействия авиационного шума запрещается размещение объектов для проживания людей и общественных зданий.

Кроме того, спорный земельный участок не имеет самостоятельного подхода, проезда и огорожен с трех сторон земельными участками, находящимися в собственности третьих лиц, а с четвертой стороны оврагом, а поскольку заявитель не является собственником, землевладельцем, арендатором прилегающих участков, спорный земельный участок не мог быть предоставлен заявителю в собственность.

Кроме того, в обоснование требований об обязании администрации Кемеровского муниципального района предоставить спорный земельный участок Решетнева В.А. представила копию решения Комитета по управлению муниципальным имуществом от ДД.ММ.ГГГГ -р "Об утверждении схемы расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства", однако это решение было отменено постановлением администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ как незаконное.

Заслушав объяснения представителя заявителя Володина С.О., представителя заинтересованного лица - администрации Кемеровского муниципального района Абдрафиковой Ю.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 254, ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 28, ст. 29 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут предоставляться гражданам на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в собственность или в аренду; за плату или бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

Судом установлено, что Решетнева В.А. ДД.ММ.ГГГГ обратилась к Главе Кемеровского муниципального района с заявлением (<данные изъяты>.) о предоставлении земельного участка для личного подсобного хозяйства бесплатно, расположенного по <адрес>, так как является ветераном труда (<данные изъяты>).

Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> сельского поселения испрашиваемому земельному участку присвоен адрес: <адрес> (<данные изъяты>).

Данный земельный участок не находится в муниципальной собственности и является земельным участком, находящимся в государственной собственности, государственная собственность на который не разграничена; категория земель – земли населенных пунктов; разрешенное использование – личное подсобное хозяйство (<данные изъяты>).

В соответствии с п. 10 ст. 3 Закона РФ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов.

Заявитель преследует цель предоставления земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства.

В соответствии с ч.1, ч.2 ч.3 ст. 4 Закона РФ "О личном подсобном хозяйстве" для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок); приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

Поскольку спорный земельный участок находится в границах населенного пункта, то его использование предполагает возведение на законных основаниях в том числе жилого дома, в связи с чем суд считает доводы представителя заявителя Володина С.О. о том, что земельный участок будет использоваться исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без возведения на нем зданий и строений, неубедительными, как произвольно ограничивающими право любого собственника этого земельного участка на возведение недвижимости.

Пунктом 1 ч.1, ч.4, ч.11 ст. 30, ст. 30-1, ч.2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также для ведения личного подсобного хозяйства осуществляется с проведением работ по их формированию и без предварительного согласования мест размещения объектов. Предоставление земельного участка при этом осуществляется в следующем порядке: в том числе путем проведения работ по формированию земельного участка - выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Законом РФ "О государственном кадастре недвижимости" работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка. Предоставление земельных участков в собственность граждан может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) "На выполнение проектно изыскательских работ" муниципальным унитарным предприятием "Архитектуры, технической инвентаризации и землеустройства" Кемеровского района проведены работы по выполнению топографической съемки и схемы расположения земельного участка по <адрес> (<данные изъяты>), результатом которых явился технический отчет с разработкой плана размещения земельного участка (<данные изъяты>) и схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (<данные изъяты>).

Решением комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р утверждена схема расположения земельного участка по <адрес> (<данные изъяты>).

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 39 Закона РФ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости; предметом согласования с заинтересованным лицом, в том числе с собственником, при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.

Как следует из акта согласования (<данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ было произведено согласование смежной границы вновь образуемого участка со смежным землепользователем Х., земельный участок которой расположен по <адрес>, однако как следует из представленных администрацией Кемеровского муниципального района свидетельств, собственником жилого дома и земельного участка с ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) и с ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) (по ? доле в праве собственности), то есть момента до согласования, был Л., что свидетельствует о том, что согласование вновь образуемого земельного участка было проведено с ненадлежащим лицом.

Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -п (<данные изъяты>) решение комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ -р "Об утверждении схема расположения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства" по <адрес> отменено.

В соответствии с п.1 ст. 1, п.п.2 п.1, п.2 ст. 5, ст. 5-1 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 года № 56-ОЗ "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" настоящий Закон принят в целях реализации норм Земельного кодекса РФ и в пределах компетенции Кемеровской области регулирует отношения по предоставлению земельных участков, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена (далее - государственная собственность); земельные участки, находящиеся в государственной собственности, для личного подсобного хозяйства могут однократно бесплатно предоставляться в собственность граждан, в том числе ветеранам труда; предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, осуществляется в порядке, установленном Коллегией Администрации Кемеровской области.

В соответствии с п.п. 1.3, 1.4, 2.5 "Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена", утвержденного Постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 06.05.2010 N 176 (ред. от 08.07.2010) бесплатное предоставление земельных участков осуществляется при одновременном выполнении следующих условий, в том числе если отсутствует заключение о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства (при предоставлении земельных участков в собственность граждан для индивидуального жилищного строительства); в случае получения заключения о невозможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган направляет лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении указанного земельного участка, письменный отказ в предоставлении земельного участка.

В соответствии со ст.ст. 62, ч.1 ст. 74 "Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновская сельская территория" на карте градостроительного зонирования в виде зон ограничений устанавливаются зоны с особыми условиями использования территорий; в том числе установлена зона ограничений А (зона ограничений от аэропорта (А1, А2); в границах санитарно-защитной зоны (А1) из условий воздействия авиационного шума запрещается размещение объектов для проживания людей и общественных зданий.

Согласно заключения Управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области от 22.03.2011 года № 486, в соответствии с картой градостроительного зонирования, утвержденной решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района от 28.05.2010 года № 426 в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования "Ягуновское сельское поселение", испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне Ж1.1-А1-А2 - жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством с ограничениями: зона ограничений от аэропорта - А1-А2; земельный участок может быть предоставлен только как прилегающий к основному.

Письмом заместителя Главы Кемеровского муниципального района по земельно-имущественным отношениям от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> Решетневой В.А. отказано в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что испрашиваемый участок находится в зоне ограничений от аэропорта и на нем запрещается размещение объектов для проживания людей.

Поскольку цель предоставления земельного допускает жилищное строительство, отказ в предоставлении земельного участка является обоснованным.

Более того, суд считает, что земельный участок не может быть образован как основной по следующим основаниям.

В соответствии с ч.6 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из ситуационного плана и карты зонирования (<данные изъяты>), земельный участок по <адрес> с трех сторон граничит со смежными землепользователями и подъезда со стороны <адрес> не имеет, поскольку доступ к земельному участку со стороны улицы будет осуществляться через два земельных участка, а с четвертой стороны доступ к земельному участку невозможен в виду наличия оврага и водоема.

Таким образом, образование земельного участка как основного приведет к невозможности его использования по целевому назначению.

Доводы представителя заявителя Володина С.О. о том, что В., проживающий по <адрес> (<данные изъяты>), по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) продал Решетневой В.А. земельный участок по <адрес>, и это обеспечит свободный доступ к земельному участку по <адрес>, суд считает несостоятельными, поскольку договор купли-продажи государственную регистрацию в порядке, предусмотренном Законом РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" нем прошел; более того, даже при таком положении доступ к земельному участку по <адрес> будет осуществляться через смежные земельные участки и непосредственного доступа с <адрес> не будет.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Решетневой В.А. о признании незаконным решения администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении в собственность земельного участка, об обязании предоставить в собственность Решетневой В.А. бесплатно земельный участок, расположенный по <адрес> отказать полностью.

Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

Председательствующий

Справка: в окончательной форме решение изготовлено 24.10.2011 года.

Судья А.А. Тупица