Дело 2-968/2011 Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации г. Кемерово 24 ноября 2011 года Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А., при секретаре Лугма О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Каримовой М.Г. о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения У С Т А Н О В И Л: Каримова М.Г. обратилась в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и обязании устранить допущенные нарушения, требования мотивировала тем, что 11.08.2011 года она обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность в порядке, предусмотренном Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от. . года. . "Об утверждении Порядка бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена" для строительства индивидуального жилого дома в Кемеровском районе, п. … по следующим адресам: …… Кроме того, 16.08.2011 года Каримова М.Г. обратилась в Комитет с заявлениями о предоставлении земельного участка в собственность в порядке предусмотренном вышеуказанным Постановлением, для строительства индивидуального жилого дома в Кемеровском районе, д. … по следующим адресам: …. К заявлениям приложены все необходимые документы, однако в предусмотренный Постановлением 30-дневный срок Комитет ответы не предоставил. Каримова М.Г. просит признать незаконным бездействие Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района по даче ответа в установленный законом срок и обязать его устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод; взыскать судебные расходы. В судебном заседании представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района Абдрафикова Ю.С., действующая на основании доверенности от 29.04.2011 года, заявление Каримовой М.Г. полагала необоснованным по тем основаниям, что постановлением администрации Кемеровского муниципального района от. . года №. . "О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Каримовой М.Г., ей, как инвалиду 3 группы, предоставлен земельный участок бесплатно, площадью. . кв.м., расположенный северо-западнее СНТ "…", для дачного строительства. Кроме того, предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданам осуществляется в порядке, установленном Коллегией администрации Кемеровской области. Согласно положениям п. 2.4 Порядка уполномоченный орган в течение 30 рабочих дней обеспечивает подготовку заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами, а также и направление запросов в уполномоченные органы и организации для выяснения наличия (отсутствия) прав на земельный участок. Комитетом были подготовлены и направлены запросы в Управление архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района о возможности формирования земельного участка и наличии прав на земельный участок; в администрацию Суховского сельского поселения и в администрацию Елыкаевского сельского поселения о наличии прав на земельный участок, в связи с чем Комитет выполнил возложенные на него обязанности. Председатель Комитета, подписывая отказ, действует не от имени Комитета, а как представитель органа местного самоуправления в силу структуры администрации Кемеровского муниципального района, поскольку Комитет земельными участками не распоряжается. Считает, что ни Земельный кодекс РФ, ни Порядок не устанавливают пресекательного срока предоставления земельного участка либо направления отказа лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка. Закон РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ " в данном случае не может быть применен, поскольку порядок предоставления земли, том числе сроки, регулируется Земельным законодательством. Заслушав объяснения представителя заявителя Робакидзе А.Ю., действующего на основании доверенности от 29.10.2011 года, удостоверенной нотариусом Кемеровского нотариального округа Кемеровской области Цветковой Л.Н., представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района Абдрафиковой Ю.С., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с ч.1 ст. 254, ч.1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с п.п. 25, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года № 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган полномочия на принятие решения или совершение действии; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), при этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления, муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Принимая решение об удовлетворении заявления, суд не вправе выходить за пределы рассмотренных требований. Судом установлено, что 11.08.2011 года Каримова М.Г. на имя Главы Кемеровского муниципального района подала заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного в собственность по льготе в п.. . по следующим адресам: … (л.д.. .), заявления зарегистрированы 12.08.2011 года; 16.11.2011 года в д.. . по следующим адресам:. .(л.д. …), заявления зарегистрированы 17.08.2011 года. В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 1 Закона РФ от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 27.07.2010) "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" настоящим Федеральным законом регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан органами местного самоуправления и должностными лицами; установленный законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. Порядок возникновения прав на землю, в том числе сроки оформления таких прав, регламентируется главой 5 Земельного кодекса РФ, в связи с чем суд считает положения Закона РФ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в части сроков в данном случае неприменимыми. Заявитель просит предоставить земельные участки бесплатно для индивидуального жилищного строительства. В соответствии с ч.2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 5-1 Закона Кемеровской области от 18.07.2002 N 56-ОЗ (ред. от 02.06.2011) "О предоставлении и изъятии земельных участков на территории Кемеровской области" предоставление земельных участков, находящихся в государственной собственности, гражданам, указанным в п.п. 3 ст. 5 настоящего Закона (в том числе для индивидуального жилищного строительства) осуществляется в порядке, установленном Коллегией администрации Кемеровской области. Порядок бесплатного предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной собственности Кемеровской области, а также земель, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденный постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от. . N. . (ред. от 08.07.2010), устанавливает, в том числе, процедуру бесплатного предоставления земельных участков (п. 1.2). В соответствии с п. 2.4, 2.5, 2.6 Порядка орган местного самоуправления в течение 30 рабочих дней обеспечивает подготовку заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами; а также направление запросов в уполномоченные органы и организации для выяснения наличия (отсутствия) прав на земельный участок. После получения заключения уполномоченный орган направляет лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, письменный отказ в предоставлении земельного участка или принимает решение о предоставлении земельного участка гражданину. Таким образом, подготовка заключений о возможности предоставления испрашиваемых земельных участков для индивидуального жилищного строительства с учетом рабочих дней по первой группе документов должна быть обеспечена не позднее 22.09.2011 года, по второй группе документов – не позднее 27.09.2011 года. 22.08.2011 года (исх. №. .) Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района на имя начальника Управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района Кемеровской области направлен запрос (л.д.. .) о подготовке заключения о возможности предоставления испрашиваемого земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с нормами земельного, градостроительного законодательства, с учетом градостроительной документации, разработанной органами местного самоуправления, и иными документами; 25.08.2011 года (исх. №. .) запрос (л.д.. .) на имя Главы Суховского сельского поселения, 25.08.2011 года (исх. №. .) запрос (л.д.. .) на имя Главы Елыкаевского сельского поселения о предоставлении информации о наличии прав на все земельные участки, указанные в заявлениях Каримовой М.Г. (л.д. 6..). Из п.п. 2.5, 2.6 Порядка следует, что ответ о возможности предоставления земельного участка может быть дан только при поступлении ответов из уполномоченных органов и организаций. Порядок не регламентирует сроки, в течение которого уполномоченные органы и организаций (в данном случае Управления архитектуры и градостроительства администрации Кемеровского муниципального района, Главы сельских поселений) обязаны подготовить заключение и сообщить о наличии, либо отсутствии прав чьих-либо лиц на испрашиваемый земельный участок. Таким образом суд считает, что Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района, действия которого обжалуются, в установленные нормативными актами сроки выполнил возложенные на него обязанности. В компетенцию Комитета не входит решение вопроса о предоставлении, либо об отказе в предоставлении земельного участка по следующим основаниям. В соответствии с ч. 10 ст. 3 Закона РФ О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов. В соответствии с ч.1 ст. 41 Закона РФ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от имени муниципального образования приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности могут глава местной администрации, другие должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом муниципального образования. В соответствии с ч.1, ч.4 ст. 42 Устава Кемеровского муниципального района администрация муниципального района (исполнительно-распорядительный орган муниципального района) наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Кемеровской области; структура администрации муниципального района, а также изменения в структуре администрации муниципального района утверждаются Советом народных депутатов Кемеровского муниципального района по представлению главы муниципального района; в структуру администрации муниципального района входят, в том числе, комитеты. Решением Кемеровского районного Совета народных депутатов от. . года №. утверждена структура администрации Кемеровского муниципального района (л.д.. .), согласно которой заместитель главы Кемеровского муниципального района по земельно-имущественным отношениям является первым заместителем главы Кемеровского муниципального района и одновременно председателем Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района. Кроме того, в соответствии с п. 2.1.3, п.п. "б" п. 3.1.1, п. 3.3.5, пи. 5.1 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района задачами комитета является обеспечение эффективного управления и распоряжение в порядке, установленном законодательством РФ и Кемеровской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления Кемеровского муниципального района, земельными участками, расположенными на территории Кемеровского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки); для решения задачи по разработке и участию в формировании единой политики в области имущественных и земельных отношений Комитет осуществляет подготовку муниципальных правовых актов о порядке распоряжения земельными участками (о предоставлении земельных участков в аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное срочное пользование, собственность бесплатно, собственность за плату, в порядке определенном законодательством РФ и Кемеровской области, муниципальными правовыми актами); Комитет возглавляет заместитель Главы района по земельно-имущественным отношениям, председатель Комитета по управлению муниципальным имуществом (далее - руководитель Комитета), который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности Главой в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Таким образом, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района не предоставлены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена; Комитет вправе осуществлять только подготовку муниципальных правовых актов о порядке распоряжения земельными участками. 26.08.2011 года (л.д.. .) Каримова М.Г. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района с заявлениями (л.д.. .) о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, расположенного северо-западнее СНТ "…". Постановлением администрации Кемеровского муниципального района от. . года №. . "О предоставлении земельного участка в собственность бесплатно Каримовой М.Г., как инвалиду 3 группы, предоставлен земельный участок бесплатно, площадью. . кв.м., расположенный северо-западнее СНТ "…", для дачного строительства (л.д.. .). Письмами заместителя Главы Кемеровского муниципального района – председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района (л.д. …) Каримовой М.Г. отказано в предоставлении земельных участков по поданным ею заявлениям (л.д.. .) по тем мотивам, что она право на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность реализовала. При указанных обстоятельствах в удовлетворении заявления Каримовой М.Г. о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным и об обязании устранить допущенные нарушения надлежит отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении заявления Каримовой М.Г. о признании бездействия Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района по даче ответов по заявлениям о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства и обязании Комитета по управлению муниципальным имуществом Кемеровского муниципального района устранить допущенные нарушения отказать. Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Кемеровский областной суд в течение 10 дней. Председательствующий Справка: в окончательной форме решение изготовлено 25.11.2011 года. Судья А.А. Тупица Согласованно: А.А. Тупица