Решение о понуждении совершения необходимых действий



Дело 2-802/2011

                                                    Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

     г. Кемерово                                                                      16 декабря 2011 года

     Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Тупицы А.А.,

     с участие старшего помощника прокурора Кемеровского района Волковой А.Г.,

     при секретаре Камневой Н.С.

     рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора г. Осинники в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования к Белышкину ВВ, Белышкиной НА, администрации г. Осинники о признании постановлений администрации г. Осинники и решения комиссии недействительными; признании свидетельства незаконным, взыскании с Белышкина ВВ и Белышкиной НА неосновательно полученной субсидии и процентов за пользование чужими денежными средствами

У С Т А Н О В И Л:

     Прокурор г. Осинники обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования к Белышкину В.В., Белышкиной Н.А., администрации г. Осинники о признании постановлений от ДД.ММ.ГГГГ -П "О признании и об отказе в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий" и -П "О включении молодых семей в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы по признанию семьи Белышкина В.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включения её в состав участников вышеуказанной подпрограммы незаконными; признании действий комиссии по рассмотрению документов и формированию списка молодых семей - участников подпрограммы, созданной постановлением Главы города Осинники от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении комиссии по рассмотрению документов и формированию списков молодых семей - участников подпрограммы, выразившиеся в принятии решения (протокола) от ДД.ММ.ГГГГ о признании семьи Белышкина В.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении её в состав участников подпрограммы незаконными; признании действия администрации г. Осинники, выразившихся в выдаче Белышкину В.В. и Белышкиной Н.А. свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ о праве на получение субсидии на приобретения (строительство) жилья на сумму <данные изъяты> незаконными; взыскании с Белышкина В.В. и Белышкиной Н.А. в равных долях в доход местного бюджета неосновательно полученной субсидии на компенсацию части стоимости жилья, а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере <данные изъяты>.

     Прокурор требования мотивировал следующим.

     Принятие на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства; решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения таких заявлений.

     Молодая семья Белышкиных ДД.ММ.ГГГГ подала в администрацию г. Осинники заявление о включении её в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, однако решение органа местного самоуправления г. Осинники о признании семьи Белышкиных нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также о поставке семьи на учет в качестве нуждающихся отсутствовало.

     На основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ заседания комиссии, созданной постановлением главы г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ "Об утверждении комиссии по рассмотрению документов и формированию списков молодых семей - участников программы "Жилище" на 2002-2010 годы", было принято решение о признании семьи Белышкина В.В., нуждающейся в улучшении жилищных условий и включении её в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

     ДД.ММ.ГГГГ ответчикам администрацией г. Осинники выдано свидетельство о праве на получение субсидии на приобретения (строительство) жилья на сумму <данные изъяты>, в том числе выделены денежные средства из федерального бюджета в размере <данные изъяты>, из областного бюджета в размере <данные изъяты>, из местного бюджета в размере <данные изъяты>.

     ДД.ММ.ГГГГ ответчиками был заключен договор купли-продажи квартиры <адрес> и указанная сумма была перечислена в счет оплаты по данному договору.

    Однако должностными лицами администрации г. Осинники незаконно было принято решение о признании ответчиков нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку они таковыми не являлись, и как следствие, была необоснованно предоставлена социальная выплата на приобретение жилья.

     Так на момент подачи заявления семья Белышкиных была обеспечена общей площадью жилых помещений в размере 41,36 кв.м., в связи чем администрация г. Осинники не могла принять решение о признании этой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и включить их в состав участников федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

     Прокуратурой г. Осинники в адрес Главы г. Осинники были внесены представления об устранении нарушений законодательства, и Главой были изданы постановления от ДД.ММ.ГГГГ , в соответствии с которыми семья Белышкиных была признана нуждающейся и включена в число участников вышеуказанной подпрограммы.

         Представители истцов, в интересах которых дело начато по заявлению прокурора – Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области, администрации Кемеровской области, муниципального образования, ответчики Белышкин В.В. и Белышкина Н.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

         Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области представлен отзыв на иск, согласно которому Управление не считает себя истцом.

     Заслушав объяснения старшего помощника прокурора Кемеровского района Волковой А.Г., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

     В соответствии с п.2 ст.2 Жилищного кодекса РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства для улучшения жилищных условий граждан путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения жилых помещений.

     В соответствии с ч.1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией муниципального образования.

     Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 года № 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002 - 2010 годы, в рамках реализации которой утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья (Утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 № 285).

     В соответствии с п.п. 1, 2, 3, 5, 6, 15, 17, 21, 26, 27, 36 вышеуказанных Правил, правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, которые могут направляться на приобретение жилья; право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством; выдача свидетельства осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы; участницей подпрограммы может быть молодая семья, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий (под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, в том числе признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма); в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты; для участия в подпрограмме молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства в том числе документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы; орган местного самоуправления муниципального образования до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта РФ; орган исполнительной власти субъекта РФ утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка; выписки из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году доводятся органом исполнительной власти субъекта РФ до органов местного самоуправления; орган местного самоуправления в течение 10 рабочих дней после поступления средств из бюджета субъекта РФ, предназначенных для предоставления социальных выплат, производит оформление свидетельств и выдачу их молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат.

     В соответствии с п.п."а", п.п. "в" п. 18, п. 38 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, основаниями для отказа в выдаче свидетельства являются несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил; а также недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

      Судом установлено, что Белышкин В.В. ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 17) и Белышкина Н.А. ДД.ММ.ГГГГ (добрачная фамилия Фойтик) (т.1 л.д. 24) состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГт.1 л.д. 23, 24), несовершеннолетних детей на момент получения субсидии в рамках подпрограммы не имели.

         На момент подачи заявления для участия в подпрограмме Белышкин В.В. на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 18) являлся сособственником в равных долях на трех человек однокомнатной квартиры, расположенной по <адрес>, общей площадью 30.2 кв.м., в том числе жилой площадью 16.3 кв.м. (л.д. 19); Белышкина Н.А. на основании свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 30-31, 33) являлась сособственником в равных долях на двух человек жилого дома по <адрес> общей площадью 62.6 кв.м., в том числе жилой площадью 44.2 кв.м., от права на наследство не отказывалась (т.1 л.д. 139).

         В соответствии с ч.3, ч.5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Решение о принятии на учет должно быть принято не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.

         ДД.ММ.ГГГГ ответчики подали в администрацию г. Осинники заявление (т.1 л.д. 8) на включение в состав участников подпрограммы в составе семьи 2 человека.

         С ДД.ММ.ГГГГ и на момент подачи заявления для участия в подпрограмме Белышкин В.В. был зарегистрирован по <адрес> (т.1 л.д. 17, 20, т.2 л.д. 80), квартира принадлежала по договору купли-продажи Коженевской К.М., которая умерла ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 90, 91, 93).

         Белышкин В.В. по месту жительства в Тисульском районе не регистрировался (т.2 л.д. 77).

         С ДД.ММ.ГГГГ Белышкина Н.А. в составе семьи из 3 человек была зарегистрирована в собственном жилье по <адрес>, общая площадь квартиры составляет 62.6 кв.м., в том числе жилая 44.2 кв.м. (т.1 л.д. 24, 27, 28, 29, 32), снята с регистрационного учета по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ (т.2 л.д. 76, 78).

         Белышкина В.В. по месту жительства в г. Осинники не регистрировалась (т.2 л.д. 81).

         ДД.ММ.ГГГГ комиссия для рассмотрения документов и формированию списков молодых семей – участников программы "Жилище" на 2002-2010 годы (т.1 л.д. 10, т.2 л.д. 23-24) признала молодую семью Белышкина В.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий и включению в список молодых семей – претендентов на получение свидетельств в 2008 году на получение по муниципальному образованию г. Осинники (т.1 л.д. 16) в рамках участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы жилья.

         Однако протокол заседания комиссии не является решением органа местного самоуправления о признании семьи нуждающейся в жилых помещениях.

         Более того, как следует из протокола заседания комиссии (т.2 л.д. 23), комиссия заседала ДД.ММ.ГГГГ, однако численный состав этой комиссии - Гизатуллина Н.М., Юдина Н.В., Бадикова Т.В., Самарская Ю.А., Меньшикова Е.С., Соскова А.А. был утвержден постановлением Главы г. Осинники только ДД.ММ.ГГГГ за (т.2 л.д. 31).

         По состоянию на 25.12.2006 года действовал иной состав комиссии, утвержденный 23.05.2006 года постановлением Главы г. Осинники за -П (т.2 л.д. 30).

         В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 4 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 года № 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" решение о принятии на учет принимается органом местного самоуправления по результатам рассмотрения заявления, прилагаемых к нему документов и проверки жилищных условий не позднее чем через 30 рабочих дней со дня регистрации заявления; решение о принятии на учет либо об отказе в принятии на учет оформляется в форме правового акта органа местного самоуправления.

         Однако в нарушение указанных требований Закона Кемеровской области, в нарушение ч.3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ и Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья орган местного самоуправления в установленный законом срок решение о признании семьи Белышкиных нуждающейся в жилых помещениях и включению в список молодых семей – претендентов на получение свидетельств не принял.

         Такие решения были приняты администрацией г. Осинники только ДД.ММ.ГГГГ -П (т.2 л.д. 20-21) -П (т.2 л.д. 22), то есть после предоставления ответчикам социальной выплаты и после вынесения прокуратурой г. Осинники представления об устранении нарушений законодательства (т.2 л.д. 14-17, 18-19, 25-28, 29).

         Более того, фактически органом местного самоуправления в нарушение ч.1 ст. 3 Закона Кемеровской области от 10.06.2005 года № 68-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" проверка жилищных условий и нуждаемость ответчиков в жилых помещениях не проводилась, поскольку отсутствуют акты обследования жилых помещений, в которых проживали ответчики (т.2 л.д. 94).

         ДД.ММ.ГГГГ ответчикам выдано свидетельство "О праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья" со сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому им предоставлена субсидия в размере <данные изъяты> (т.1 л.д. 11).

         По договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 12, 67) ответчики купили в равнодолевую собственность квартиру по <адрес> (п.1 договора) за <данные изъяты> (п.4 договора), при этом <данные изъяты> продавцу должно быть перечислено за счет средств бюджета в виде субсидии, предоставленной ответчикам (п. 4.2 договора).

         Согласно сведений ОАО "Банк УралСиб" в г. Кемерово (т.1 л.д. 91-92, 98-99), 293 074 рубля в счет оплаты за квартиру перечислены ДД.ММ.ГГГГ.

         Право собственности ответчиков на квартиру по <адрес> было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной регистрационной службы по Кемеровской области (т.1 л.д. 13, 14); согласно сообщения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области (т.1 л.д. 66) прекращено ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанную квартиру зарегистрировано за Власовой А.Ш. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ (т.1 л.д. 68).

     В соответствии с п.2 ч.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

         Поскольку комиссии по рассмотрению документов признала семью ответчиков нуждающейся на непроверенных данных и без достаточных к тому оснований, являлась неправомочной, и администрацией г. Осинники в период 2006-2008 год в нарушение п. 17 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья решения о признании семьи Белышкиных нуждающейся в жилых помещениях и включению в список молодых семей – претендентов на получение свидетельств не принимались, а основания к этому отсутствовали в принципе, включение семьи Белышкиных в список семей - участников подпрограммы, предусмотренный п. 22 Правил, и как следствие оформление свидетельства для предоставления социальный выплаты в порядке, предусмотренном главой 4 Порядка, является незаконным.

         Так по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ молодая семья Белышкиных не могла быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по следующим основаниям.

         По смыслу Правил, нуждающимися в улучшении жилищных условий считаются молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 01.03.2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

         В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

     В соответствии с ч.4, ч.5 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

         Постановлением Осинниковского городского Совета народных депутатов от 21.09.2005 года № 260 учетная норма общей площади на 1 человека для признания гражданина нуждающимся установлена в размере 12.5 кв.м.

         Суммарная общая площадь жилых помещений ответчиков, принадлежащая им на праве собственности, на момент подачи заявления и на момент получения субсидии составила 41.36 кв.м., в связи с чем отсутствовали основания для признания семьи нуждающейся в жилых помещениях.

         Иных оснований для признания ответчиков нуждающейся в жилых помещениях при рассмотрения дела не установлено.

     То обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ Фойтик Е.М. являлась единственным собственником дома по <адрес> (т.1 л.д. 141, 142) основанием для непризнания свидетельства "О праве на получение субсидии на приобретение (строительство) жилья" недействительным не является, поскольку право собственности Фойтик Е.М. на этот дом было зарегистрировано после выдачи этого свидетельства (выдано ДД.ММ.ГГГГ, т.1 л.д. 11), и к моменту его выдачи отказа от наследства не поступало (т.1 л.д. 139). Само свидетельство о праве на наследство по закону выдано ДД.ММ.ГГГГ.

    Более того, основанием для регистрации права собственности на дом по <адрес> за Фойтик Е.М. явилось не свидетельство о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ в отношении неё (т.1 л.д. 30-31, 33), а распоряжение администрации Тисульского района от ДД.ММ.ГГГГ -П о предоставлении Фойтик Е.М. в собственность бесплатно земельного участка по указанному адресу и кадастровый паспорт (т.1 л.д. 141, 142, 143).

     В соответствии с ч.1 ст. 131 ГК РФ право собственности недвижимые вещи подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

     В соответствии с ч.6 ст. 33 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие; по правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

     Однако в соответствии с ч.2 ст.4 и ч.1 ст. 6 указанного Закона обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие настоящего закона; права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.

     При указанных обстоятельствах суд считает, что право собственности Белышкиной Н.А. на <данные изъяты> долю в праве собственности на жилой дом по <адрес> существовало до ДД.ММ.ГГГГ.

     Таким образом, оснований для включения ответчиков в состав участников подпрограммы не было, в связи с чем субсидия в размере <данные изъяты> на приобретение жилого помещения была предоставлена без установленных законом или иными правовыми актами и сделкой оснований.

     В соответствии с ч.1 ст. 1102 лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами приобрело имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

     В соответствии со ст. 1109 ГК РФ не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

     При рассмотрении дела обстоятельств, которые бы свидетельствовали об отсутствии оснований для возвращения неосновательного обогащения, не установлено.

     На момент подачи заявления ответчики достоверно знали, что суммарная общая площадь жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, превышает размер, который, необходим для признания их нуждающимися, и, как следствие, для включения в состав участников подпрограммы (т.2 л.д. 58-59, 60-61, 67-68, 69-75).

     Таким образом, ответчики изначально не имели право на получение социальной выплаты, в связи с чем вопрос о добросовестности их действий в рамках получения субсидии правового значения не имеет.

     Кроме того, уголовное дело , возбужденное по факту незаконного предоставления ответчикам социальной выплаты, в отношении должностных лиц прекращено по не нереабилитирующим основаниям (т.2 л.д. 69-75).

     Таким образом, субсидия в размере <данные изъяты> подлежит возврату.

     В соответствии с ч.2 ст. 1107 ГК РФ на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения денежных средств.

     В соответствии с ч.1 ст. 395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами вследствие неосновательного получения подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения.

     Так как судом установлено, что ответчики вообще не имели право на получение субсидии, поскольку отсутствовали основания для её предоставления, о чем они не могли не знать, соответственно проценты за пользование чужими денежными средствами должны быть начислены со следующего дня после предоставления субсидии.

     Поскольку в соответствии со ст. 395 ГК РФ проценты за пользование чужими денежными средствами взыскиваются по момент исполнения обязательства, то суд в соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 13, Пленума ВАС РФ N 14 от 08.10.1998 (ред. от 04.12.2000) "О практике применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о процентах за пользование чужими денежными средствами" считает необходимым взыскать проценты по день вынесения решения судом, при этом применить установленную с 03.05.2011 года Центральным банком РФ процентную ставку рефинансирования (учетную ставку) в размере 8.25 % годовых.

     Размер процентов за пользование чужими денежными средствами составит: 8.25 / 360 * 293 074 рубля * 1 268 дней / 100 = 85 162 рубля 42 копейки.

     Всего с ответчиков подлежит взысканию <данные изъяты>.

     В соответствии со ст. 321 ГК РФ если в обязательстве участвуют несколько должников, то каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное.

     Таким образом, статья 321 ГК РФ устанавливает общее правило, по которому должник обязан исполнить обязательство в равной доле с другими. При рассмотрении дела солидарность обязанности не установлена.

     Более того, право собственности ответчиков на квартиру, на приобретение которой была предоставлена субсидия, также было равнодолевым (т.1 л.д. 13, 14);

     При указанных обстоятельствах субсидия и проценты должны быть взысканы с ответчиков в равных долях.

     В соответствии с разделом 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" средства из федерального бюджета, предусмотренные на софинансирование мероприятий подпрограммы, перечисляются в установленном порядке в бюджеты субъектов Российской Федерации в пределах лимитов бюджетных обязательств, утвержденных государственному заказчику подпрограммы, на основании соглашений, заключенных с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, при условии, что в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах в необходимых объемах предусмотрены бюджетные ассигнования на софинансирование мероприятий подпрограмм (п. 31); перечисление средств, выделенных на софинансирование мероприятий подпрограммы, в местные бюджеты осуществляется из бюджета субъекта Российской Федерации на основании соглашения, заключаемого между исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления муниципального образования, на счета, указанные в пункте 31 настоящих Правил, для последующего перечисления в установленном порядке в местные бюджеты (п. 33); орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней с даты получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета на банковский счет проверяет ее на соответствие данным о выданных свидетельствах и при их соответствии перечисляет средства, предоставляемые в качестве социальной выплаты, банку (п. 50).

     Поскольку социальная выплата полностью предоставлена из местного бюджета, соответственно возврат всей суммы также подлежит в местный бюджет.

      В соответствии с ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, в связи с чем с ответчиков подлежит взысканию в равных долях в доход местного бюджета государственная пошлина в общем размере <данные изъяты>

         На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

             Признать решение комиссии по рассмотрению документов и формированию списка молодых семей - участников программы "Жилище на 2002-2010 годы" от ДД.ММ.ГГГГ в части признания семьи Белышкина ВВ нуждающейся в улучшении жилищных условий и включению семьи в состав участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на получение субсидии незаконным.

             Признать постановление администрации г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ "О признании и об отказе в признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий" в части признания семьи Белышкина ВВ, состоящей из двух человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий незаконным.

             Признать постановление администрации г. Осинники от ДД.ММ.ГГГГ "О включении молодых семей в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы в части включения семьи Белышкина ВВ, состоящей из двух человек, в число участников подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы незаконным.

             Признать свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ о праве на получение субсидии на приобретения (строительство) жилья на сумму <данные изъяты>, выданное ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Осинники, незаконным.

             Взыскать с Белышкина ВВ в пользу администрации г. Осинники:

              - <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;

             - <данные изъяты> проценты за пользование чужими денежными средствами,

        а всего <данные изъяты>.

             Взыскать с Белышкина ВВ в пользу Кемеровского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

             Взыскать с Белышкиной НА в пользу администрации г. Осинники:

             - <данные изъяты> социальную выплату на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы;

             - <данные изъяты> проценты за пользование чужими денежными средствами,

        а всего <данные изъяты>.

             Взыскать с Белышкиной НА в пользу Кемеровского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

         Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в Кемеровский областной суд в течение 10 дней.

    Председательствующий

    Справка: в окончательной форме решение изготовлено 19.12.2011 года.

    Судья                       А.А. Тупица