Дело № 2-1062/11
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
г.Кемерово 16 декабря 2011 г.
Кемеровский районный суд Кемеровской области в составе
председательствующего судьи Бандык С.В.
при секретаре Лялько Л.В.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску прокурора Кемеровского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Кемеровского муниципального района о понуждении исполнить обязанность
установил
Прокурор Кемеровского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Администрации Кемеровского муниципального района и просил присудить Администрации Кемеровского муниципального района исполнить обязанность: обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйное недвижимое имущество гидротехнического сооружения, расположенного на территории д. Пугачи Кемеровского муниципального района – на ручье без названия №10-15-1 (263), установив срок для исполнения обязанности.
Требования мотивирует тем, что в Кемеровском районе на территории д. Пугачи Кемеровского муниципального района – на ручье без названия, располагается гидротехническое сооружение, зарегистрированное в Южно-Сибирском Управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № 10-15-1 (263), которое не имеет собственника. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения представляет собой разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения. Указанные меры не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности гидротехнического сооружения, представляющего реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации. Администрация Кемеровского района в соответствии с требованиями законодательства РФ обязана самостоятельно осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также обратиться с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, для постановки на учет бесхозяйной недвижимой вещи, т.е. указанного гидротехнического сооружения, расположенного на его территории. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Проверкой исполнения на территории Кемеровского муниципального района законодательства в сфере безопасности гидротехнических сооружений, проведенной Прокуратурой Кемеровского района, установлено, что Администрацией Кемеровского муниципального района не исполняются требования Закона по обращению с заявлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество о принятии на учет гидротехнического сооружения как бесхозяйного имущества, что влечет за собой нереализацию закрепленных Законом мер по обеспечению безопасности данного сооружения по причине его балансовой неопределенности. Неисполнение Законодательства Администрацией Кемеровского муниципального района создает потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу безопасности населения д. Пугачи и территории близлежащих населенных пунктов.
Истец – старший помощник прокурора Кемеровского района Волкова А.Г., в судебном заседании требования поддержала в полном объеме, просила установить срок для исполнения обязанности до 01.06.2012г.
Представитель Администрации Кемеровского района Колыбина Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала. Представила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что обязанность органов местного самоуправления по защите территории и населения соответствующего муниципального образования от чрезвычайных ситуаций сама по себе не предполагает возможности понуждения органа местного самоуправления к ее исполнению определенным способом, поскольку орган местного самоуправления самостоятельно определяет пути решения вопросов местного значения в соответствии с требованиями действующего законодательства. Полагает, что наличие или отсутствие ГТС в муниципальной собственности района не может служить основанием для понуждения администрации Кемеровского муниципального района совершить действия, направленные на принятие ГТС в муниципальную собственность района. Кроме того, считает, что ГТС в силу своего месторасположения не представляет угрозы возникновения чрезвычайной ситуации на соответствующей территории, а в силу Закона на органы исполнительной власти субъектов РФ возлагается обязанность обеспечить безопасность ГТС в случае, если они не находятся в муниципальной собственности.
Представитель третьего лица – Южно-Сибирского управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, о дне и времени слушания дела извещен, просил рассмотреть дело в их отсутствие. В представленном на исковое заявление отзыве указывает, что требования прокурора поддерживает в полном объеме, считает, что при невыполнении мероприятий, указанных в исковом заявлении Администрацией Кемеровского муниципального района не обеспечивается безопасность населения д. Пугачи, а также граждан, круг которых определить невозможно.
Заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, суд полагает требования прокурора подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 г. №117-ФЗ (ред. от 30.11.2011) «О безопасности гидротехнических сооружений» свойством гидротехнических сооружений, позволяющим обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов, является безопасность данного гидротехнического сооружения. Обеспечение безопасности гидротехнического сооружения представляет собой разработку и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.
В соответствии со ст. 9 указанного Закона собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности ГТС при их эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации, обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния ГТС, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности ГТС, в том числе регулярную оценку безопасности и анализ причин ее снижения с учетом работы ГТС в каскаде вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения, финансировать мероприятия по эксплуатации ГТС, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий ГТС и др.
Судом установлено, что на территории д. Пугачи Кемеровского муниципального района – на ручье без названия расположено гидротехническое сооружение, зарегистрированные в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № 10-15-1 (263), которое не имеет собственника, что подтверждается сведениями территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом Кемеровской области, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 22.11.2011г. сведений о правах на указанное гидротехническое сооружение, ответом КУГИ Кемеровской области от 25.11.2011 г. о том, что указанное гидротехническое сооружение в реестре государственного имущества Кемеровской области не указывается.
Меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения не могут быть реализованы по причине неопределенности балансовой принадлежности ГТС, представляющих реальную угрозу для возникновения чрезвычайной ситуации.
Согласно п.п. 7, 21 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, а также организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.
В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой не известен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Суд полагает, что нереализация установленных законодательством РФ мер по обеспечению безопасности указанного ГТС создает потенциальную угрозу возникновения чрезвычайных ситуаций, угрозу безопасности населения д. Пугачи и территории близлежащих населенных пунктов Кемеровского района.
Каких-либо доказательств того, что данный объект ранее имел собственника суду не представлено и в судебном заседании не добыто.
Анализируя представленные доказательства, исходя из указанных выше норм законов, суд полагает, что спорный объект – ГТС, расположенный на территории д. Пугачи Кемеровского муниципального района – на ручье без названия, зарегистрированный в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № 10-15-1 (263) является бесхозяйным недвижимым имуществом, представляющим угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, находится на территории органа местного самоуправления Администрации Кемеровского района, к ведению вопросов которого относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, осуществление подготовки и содержания в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как бесхозяйная недвижимая вещь – ГТС - может быть принято на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится, а потому суд находит, что Администрация Кемеровского района обязана исполнить требования закона по обеспечению безопасности данного сооружения, обратиться с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества в орган осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
Ст. 206 ГПК РФ предусматривает, что при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Исходя из целесообразности, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, исходя из объективных условий, суд считает необходимым установить срок исполнения - до 01.06.2012 года.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Кемеровского района к Администрации Кемеровского муниципального района удовлетворить полностью.
Присудить Администрации Кемеровского муниципального района исполнить обязанность: обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области с заявлением о постановке на учет как бесхозяйного недвижимого имущества гидротехнического сооружения, расположенного на территории д. Пугачи Кемеровского муниципального района – на ручье без названия, зарегистрированное в Южно-Сибирском управлении Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору за № 10-15-1 (263), в срок до 01.06.2012г.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 21.12.2011 г.
Председательствующий